Anhang anzeigen 72409
ДЫХАНИЕ В КУНДАЛИНИ ЙОГЕ
Одна из первых задач для ученика йоги - это осознать свое дыхание и его возможности. Сознательное использование дыхательного процесса - это навык, которому можно и необходимо научиться. В своем грубом, физическом аспекте - это обмен газов, происходящий в легких. Тонкий аспект дыхания - это прана, жизненная сила, питающая ум и тело.
мощное дыхание>>>
дыхание огня>>>
медленное глубокое дыхание>>>
другие виды дыхания>>>
ДРУГИЕ ВИДЫ ДЫХАНИЯ
В Кундалини йоге используется множество интересных и эффективных видов дыхания.
Мы вкратце опишем некоторые из них.
Ситали-пранаяма. Язык свернут в трубочку и высунут через сомкнутые губы.
Вдох через свернутый язык, выдох через нос. Это дыхание нормализует кровяное
давление и лечит расстройства пищеварения.
Ритмическое дыхание. Вдохи и выдохи осуществляются с конкретным соотношением длительности, например соотношение вдоха, задержки на вдохе, выдохе, задержки на выдохе может быть следующим: (1:4:2:0), (4:16:2:0), (4:0:1:0), и другие. Каждое соотношение дает свой эффект. Например, дыхание 4:1 (4 быстрых вдоха и 1 плавный выдох через нос) используется для борьбы с депрессией.
Свистящее дыхание. Из губ образовано небольшое отверстие, вдох через губы, с присвистом высокого тона, выдох - через нос. Другой вариант - вдох через нос и выдох через рот. Такое дыхание активизирует щитовидную и паращитовидную железу.
Anhang anzeigen 65442
«При остановке праны посредством задержки дыхания ум становится свободным от всяких модификаций. Практикуя (эту йогу), человек достигает стадии раджа-йоги (высшего единения). Мысли, эмоции и желания – это не ум, это модификация ума, которые подобны волнам в океане. Океан – это не одна маленькая волна и даже не сотни волн. Это единый объем воды.
Если имеют место эти модификации, то вы можете переживать лишь мирское существование и свою индивидуальность, но если эти модификации заблокированы, то нет никакого индивидуального переживания. Когда прана в теле движется, это порождает всплески, или движение ума. Если вы удалите эти волны, индивидуальное сознание снова погрузится в тотальное сознание. Если по средством раджа-йоги вы умеете контролировать свой ум, то прана автоматически приостанавливается, но это очень трудно особенно в самом начале. Очень трудно управлять умом, отделять его и изолировать от чувственных переживаний и своего «я». Поэтому при помощи хатха йоги мы пробуем другой подход – сначала учимся управлять праной, чтобы имела место приостановка ума. Это и означает успех в йоге.
Когда дыхание задерживается, речь, восприятие и слух находятся под контролем. Читта в этом состоянии свободна от страсти и ненависти, зависти и похоти, гордости и злобы. Прана и читта становятся едиными в кумбхаке. Приятным выполнением кумбхаки, удержанием сознания изнутри в межбровье и разотождествлением себя с любыми объектами достигается сладостное спокойствие ума. Единение сознания с атманом воистину порождает блаженство.
Гхеранда Самхита
Anhang anzeigen 72410
Работа Прана-Вайю должна быть уравновешена с работой Апана-Вайю, и можно понять, почему йоги, особенно на юге Индии, уделяют такое внимание дыханию (в частности, длине вдоха и выдоха) во время практики асан. С точки зрения пранаямы, труднее всего дается контроль именно над этими видами Вайю. Ашвини-Мудра и Мула-Бандха дают возможность по собственному желанию контролировать эти энергии, но йогины этим не ограничиваются. Практикуя пранаяму, они направляют потоки энергии Апаны, находящиеся внизу, к Прана-Вайю, то есть вверх. Соединение этих двух видов энергии и позволяет добиваться поразительных результатов в практике йоги.
Очищающая, выводящая мудра
Anhang anzeigen 72411
Техника выполнения
Большой палец, средний палец и безымянный палец соединены вместе, указательный палец и мизинец вытянуты.
Эффекты
Эта мудра помогает выводить яды и шлаки, загрязняющие организм человека, через кожу и почки, помогает при отравлениях. Устраняет воспалительные процессы в печени, поджелудочной железе, желудке, тонком и толстом кишечнике. Также устраняет проблемы в случае нарушений мочевыводящей системы. Мудра может оказывать обезболивающее действие. Апан-мудра оказывает выравнивающее действие на нрав человека, который значительно связан с функционированием печени, и освобождением ее от шлаков.
Особенности
Мудра связана с нисходящей энергией апана-ваю, отвечающей за процессы выделения в организме.
Апана мудру называют очищающей или энергетической мудрой. Она генерирует энергию в печени и желчном пузыре, поддерживает баланс и гармонию и улучшает пищеварение. Считается, что практика этой мудры помогает при задержке родов.
Апана мудра увеличивает вату и капха доши в теле и уменьшает питту, помогая тем самым сбалансировать три доши в организме человека.
Лучше всего практиковать эту мудру по утрам. Люди с конституцией вата и капха должны практиковать эту мудру умеренно.
Положение пальцев в Апана мудре создает энергетический контур, который помогает в устранении отходов и негативных мыслей, тем самым поддерживая внутреннюю гармонию в теле.
Когда отходы и токсины накапливаются в организме, это создает дисбаланс в нашем физическом и психическом состоянии. Апана мудра помогает избавиться от шлаков и токсинов из тела, а также негативных мыслей в голове.
Техника выполнения Апана мудры
В Апана мудре вы соединяете элемент земли и эфира с элементом огня (большой палец). В йогической психологии огонь считается основным элементом, который сжигает дисбаланс, присутствующий в других элементах.
Следовательно, практикуя апана мудру, элементы, связанные с очищением организма, обретают баланс.
Меры предосторожности
БУДДХИ МУДРА ПОМОГАЕТ ОБРЕСТИ ЯСНОСТЬ УМА
Буддхи мудра — это простая техника, которая выполняется при помощи пальцев рук, она помогает избавиться от беспорядка в нашем уме, тем самым усиливая связь с нашей интуицией и укрепляя наши психические способности. Считается, что эта мудра способна лечить некоторые заболевания.
В переводе с санскрита термин Буддхи означает «интеллект» или «восприятие», а Мудра означает «жест» или «печать», поэтому название мудры можно перевести как: «печать ясности ума». Также Буддхи мудра известна как Варуна мудра (названная в честь индуистского бога воды) и Джал-Вардхак мудра.
Буддхи мудра помогает достичь более глубоких уровней вашего подсознания, чтобы раскрыть личные тайны и предназначение, если вы не уверены, какой шаг сделать дальше в жизни, или находитесь в смятении.
Источник: https://miryogi.com/voprosy/o-mudrax/buddhi-mudra.html
Буддхи-мудра изображает слияние элементов огня и воды, что олицетворяет коммуникативные умения и искренность.
Считается,что, при выполнении данной мудры, развивается интуиция. Рекомендуется при состояниях, когда чувствуется некоторая зажатость, закрытость. Применяется в практике Кундалини-йоги, является одной из основных и простейших мудр. Она помогает преодолевать застенчивость и становиться более открытыми.
Преимущества:
Выполнение Буддхи-мудры способствует развитию как психической, так и интуитивной энергии, кроме этого, она способна исцелить либо облегчить целый ряд болезней и недугов, которые появились по причине нехватки воды в организме, в том числе:
ДЫХАНИЕ В КУНДАЛИНИ ЙОГЕ
Одна из первых задач для ученика йоги - это осознать свое дыхание и его возможности. Сознательное использование дыхательного процесса - это навык, которому можно и необходимо научиться. В своем грубом, физическом аспекте - это обмен газов, происходящий в легких. Тонкий аспект дыхания - это прана, жизненная сила, питающая ум и тело.
мощное дыхание>>>
дыхание огня>>>
медленное глубокое дыхание>>>
другие виды дыхания>>>
ДРУГИЕ ВИДЫ ДЫХАНИЯ
В Кундалини йоге используется множество интересных и эффективных видов дыхания.
Мы вкратце опишем некоторые из них.
Ситали-пранаяма. Язык свернут в трубочку и высунут через сомкнутые губы.
Вдох через свернутый язык, выдох через нос. Это дыхание нормализует кровяное
давление и лечит расстройства пищеварения.
В Хатха-йога Прадипика описывает эту пранаяму так:
(57) Мудрый вдыхает воздух через язык и практикует кумбхаку, как (описано) ранее,
а затем выдыхает воздух через ноздри.
(58) Эта кумбхака, называемая шитали, исцеляет увеличенные живот или селезенку
и другие связанные с ними болезни, устраняет жар, избыток желчи, голод и жажду,
а также противодействует ядам.
Слово шитали означает «охлаждающее дыхание», а также означает спокойствие и отсутствие страстей и эмоций. Подобно ситкари эта пранаяма специально разработана для понижения температуры тела. Эта практика, однако, не только охлаждает и успокаивает физическое тело,
но таким же образом воздействует и на ум.
Техника 1
Сядьте в удобную медитативную позу, предпочтительно в сиддхасану (сиддха йони асану),
и закройте глаза. Держите кисти рук на коленях в джняна мудре или в чин мудре.
Вытяните язык изо рта на удобное для вас расстояние. Загните вверх его боковые участки,
чтобы образовалась трубочка.
Затем медленно и глубоко вдыхайте через свернутый трубочкой язык.
В конце вдоха закройте рот и выдохните через нос. Первоначально выполняйте девять таких циклов. Позже вы сможете практиковать это до десяти минут.
Техника 2
Выполняйте все так же, как в технике 1, но после вдоха выполняйте задержку дыхания.
Выполняйте джаландхара и мула бандхи и задерживайте дыхание на время, комфортное для вас. Освободите мула бандху, а затем джаландхара бандху и, держа голову прямо, выдохните через нос, контролируя это действие. Практикуйте по времени столько же, сколько технику 1.
Техника 3
Выполняйте все так же, как в технике 2, но рассчитывайте длительности вдоха,
задержки и выдоха.
Первоначально выполняйте их в соотношении 1:1:1. Когда это будет легко выполняться,
измените соотношение на 1:2:2, а затем на 1:4:2.
Шитали должна выполняться после асаны или после любой разогревающей пранаямы,
но может также выполняться в любое время в течение дня. Она может также выполняться ночью в летние месяцы, особенно в лечебных целях.
Польза от шитали и ситкари в основном одинаковая. Эти две практики уникальны в том, что вдох в них выполняется через рот. Что касается всех остальных йогических практик и дыхания вообще, то мы всегда говорим, что дышать надо через нос. Когда мы вдыхаем через нос,
входящий воздух подогревается и очищается.
Поэтому эти две охлаждающие практики приемлемы лишь в тех случаях, когда они выполняются не в загрязненной атмосфере и не при слишком холодной погоде.
Когда вы вдыхаете через зубы или через язык, воздух охлаждается слюной, а затем он охлаждает кровеносные сосуды во рту, горле и легких. Далее охлаждаются желудок, печень и все тело. Поскольку шитали и ситкари ослабляют ментальное напряжение, они являются полезными техниками при психосоматических заболеваниях, таких как высокое кровяное давление.
Они также очищают кровь и, конечно же, улучшают пищеварение.
Есть только одна небольшая разница между ситкари и шитали. В ситкари сознание фокусируется на свистящем звуке, а в шитали оно удерживается на ощущении прохлады при вдохе.
Есть еще небольшие различия, связанные с различным воздействием на различные части нервной системы, но в конечном счете импульсы посылаются в центральную нервную систему и в мозг.
(57) Мудрый вдыхает воздух через язык и практикует кумбхаку, как (описано) ранее,
а затем выдыхает воздух через ноздри.
(58) Эта кумбхака, называемая шитали, исцеляет увеличенные живот или селезенку
и другие связанные с ними болезни, устраняет жар, избыток желчи, голод и жажду,
а также противодействует ядам.
Слово шитали означает «охлаждающее дыхание», а также означает спокойствие и отсутствие страстей и эмоций. Подобно ситкари эта пранаяма специально разработана для понижения температуры тела. Эта практика, однако, не только охлаждает и успокаивает физическое тело,
но таким же образом воздействует и на ум.
Техника 1
Сядьте в удобную медитативную позу, предпочтительно в сиддхасану (сиддха йони асану),
и закройте глаза. Держите кисти рук на коленях в джняна мудре или в чин мудре.
Вытяните язык изо рта на удобное для вас расстояние. Загните вверх его боковые участки,
чтобы образовалась трубочка.
Затем медленно и глубоко вдыхайте через свернутый трубочкой язык.
В конце вдоха закройте рот и выдохните через нос. Первоначально выполняйте девять таких циклов. Позже вы сможете практиковать это до десяти минут.
Техника 2
Выполняйте все так же, как в технике 1, но после вдоха выполняйте задержку дыхания.
Выполняйте джаландхара и мула бандхи и задерживайте дыхание на время, комфортное для вас. Освободите мула бандху, а затем джаландхара бандху и, держа голову прямо, выдохните через нос, контролируя это действие. Практикуйте по времени столько же, сколько технику 1.
Техника 3
Выполняйте все так же, как в технике 2, но рассчитывайте длительности вдоха,
задержки и выдоха.
Первоначально выполняйте их в соотношении 1:1:1. Когда это будет легко выполняться,
измените соотношение на 1:2:2, а затем на 1:4:2.
Шитали должна выполняться после асаны или после любой разогревающей пранаямы,
но может также выполняться в любое время в течение дня. Она может также выполняться ночью в летние месяцы, особенно в лечебных целях.
Польза от шитали и ситкари в основном одинаковая. Эти две практики уникальны в том, что вдох в них выполняется через рот. Что касается всех остальных йогических практик и дыхания вообще, то мы всегда говорим, что дышать надо через нос. Когда мы вдыхаем через нос,
входящий воздух подогревается и очищается.
Поэтому эти две охлаждающие практики приемлемы лишь в тех случаях, когда они выполняются не в загрязненной атмосфере и не при слишком холодной погоде.
Когда вы вдыхаете через зубы или через язык, воздух охлаждается слюной, а затем он охлаждает кровеносные сосуды во рту, горле и легких. Далее охлаждаются желудок, печень и все тело. Поскольку шитали и ситкари ослабляют ментальное напряжение, они являются полезными техниками при психосоматических заболеваниях, таких как высокое кровяное давление.
Они также очищают кровь и, конечно же, улучшают пищеварение.
Есть только одна небольшая разница между ситкари и шитали. В ситкари сознание фокусируется на свистящем звуке, а в шитали оно удерживается на ощущении прохлады при вдохе.
Есть еще небольшие различия, связанные с различным воздействием на различные части нервной системы, но в конечном счете импульсы посылаются в центральную нервную систему и в мозг.
Ритмическое дыхание. Вдохи и выдохи осуществляются с конкретным соотношением длительности, например соотношение вдоха, задержки на вдохе, выдохе, задержки на выдохе может быть следующим: (1:4:2:0), (4:16:2:0), (4:0:1:0), и другие. Каждое соотношение дает свой эффект. Например, дыхание 4:1 (4 быстрых вдоха и 1 плавный выдох через нос) используется для борьбы с депрессией.
Свистящее дыхание. Из губ образовано небольшое отверстие, вдох через губы, с присвистом высокого тона, выдох - через нос. Другой вариант - вдох через нос и выдох через рот. Такое дыхание активизирует щитовидную и паращитовидную железу.
Anhang anzeigen 65442
Существует распространённый миф, что якобы Чин- и Джняна- (в другом прочтении Гьян-) мудра отличаются направлением ладоней: дескать,
при Чин-мудре они направлены вверх, а в случае Джняна-мудры — вниз.
Проводят даже «психологическое» объяснение, что раскрытые вверх ладони — «принимающие», «открывают сознание», а направленные вниз ладони — «закрытие», и потому способствуют интроспекции. Не буду спорить — возможно, для кого-то это так и есть.
при Чин-мудре они направлены вверх, а в случае Джняна-мудры — вниз.
Проводят даже «психологическое» объяснение, что раскрытые вверх ладони — «принимающие», «открывают сознание», а направленные вниз ладони — «закрытие», и потому способствуют интроспекции. Не буду спорить — возможно, для кого-то это так и есть.
Но если обратить в «Хатха-йога Прадипике», оказывается, что отличаются эти мудры лишь положением указательных пальцев. В Чин-мудре они согнуты так, что подушечка касается основания большого пальца.
А в Джняна-мудре (Гяьн-мудре) кончики (подушечки) указательного и большого пальцев соприкасаются (прижаты друг к другу). Тут, как видим, никакого простора для размышлений доморощенных «психологов», а лишь работа с энергией.
На практике, по моим ощущениям, а я делаю обе эти мудры ежедневно,
Чин — более мощная. Она прямо-таки супер-мощная. Её энергия окрашена особым образом — это именно сила.
Джняна-мудра — нежнее, «отстранённее», и не столь мощна. Она не даёт энергии. Не помогает сосредоточиться. Зато именно такую мудру словно сами собой принимают пальцы в глубоких медитативных состояниях.
Если удерживая Чин-мудры, вы словно держите в руках Ваджру — «молниемёт» богов, то Джняна словно готовый облететь одуванчик в руке.
Но нежность, лёгкость — это не слабость. Это особый характер энергии.
И тут надо смотреть по ситации — потому что молот Тора подойдёт, чтобы гвозди забивать, и пару врагов отправить в следующее воплощение, а микроскоп полезен в других, не менее важных, предприятиях.
С практической точки зрения, Чин-мудра идеально сочетается с асанами.
Джяна-мудру вряд ли стоит держать в асане — можно о ней просто забыть, никакого особого эффекты вы, скорее всего, от неё не почувствуете.
Чин-мудра помогает дольше держать силовые асаны, мощнее делать прорывные пранаямы (такие, как долгое Капалабхати и Бхастрика).
Чин-мудра это педаль газа для начала любой медитации.
Но затем, когда энергия уже пошла, состояние наработано — вот тут Джняна-мудра готова вступить, и исполнить свою партию. Она утончит энергию, довершить начатое — приведёт в медитацию. Без неё любая практика словно не завершена, чего-то едва уловимого, тончайшего словно не хватает.
Джяна-мудру стоит держать в конце занятия — в Шавасане, и делая спокойные, медитативные пранаямы, медитацию. Ей также можно завершать день, т.к. её действие — «Шанти-карма» — успокаивающее.
Кроме того, если работать в пранаяме с одной ноздрёй (например, делая Сурья- и Чандра-бхеда) — то Чин-мудра (левой рукой) больше подходит для Сурья-, а Джняна-мудра — для лунного дыхания.
Чин-мудру я бы не посоветовал людям, у кого бывает повышенное давление, гневливым, раздражительным, а также в период месячных и сразу перед ними.
Джняна-мудра не адекватна при упадке сил, депрессии, сонливости, болезнях, истощении.
Очень странные ощущения появляются, если делать одной рукой Чин-, а другой — Джняна-мудру, — думаю, лучше делать какую-то одну мудру обеими руками, или одной, если вторая занята — как, например, во время пранаям.
Мула-бандха, Набхи-мудра, а также Уддияна и Джаландхара-банхи — усиливают дейсвие обоих мудр!
Правильное выполнение обоих мудр показано вот здесь — http://antarika.ru/yoga-dlya-paltsev-om-chin-i-dzhnyana-mudra-izbavlyaemsya-ot-zabluzhdeniy/
А в Джняна-мудре (Гяьн-мудре) кончики (подушечки) указательного и большого пальцев соприкасаются (прижаты друг к другу). Тут, как видим, никакого простора для размышлений доморощенных «психологов», а лишь работа с энергией.
На практике, по моим ощущениям, а я делаю обе эти мудры ежедневно,
Чин — более мощная. Она прямо-таки супер-мощная. Её энергия окрашена особым образом — это именно сила.
Джняна-мудра — нежнее, «отстранённее», и не столь мощна. Она не даёт энергии. Не помогает сосредоточиться. Зато именно такую мудру словно сами собой принимают пальцы в глубоких медитативных состояниях.
Если удерживая Чин-мудры, вы словно держите в руках Ваджру — «молниемёт» богов, то Джняна словно готовый облететь одуванчик в руке.
Но нежность, лёгкость — это не слабость. Это особый характер энергии.
И тут надо смотреть по ситации — потому что молот Тора подойдёт, чтобы гвозди забивать, и пару врагов отправить в следующее воплощение, а микроскоп полезен в других, не менее важных, предприятиях.
С практической точки зрения, Чин-мудра идеально сочетается с асанами.
Джяна-мудру вряд ли стоит держать в асане — можно о ней просто забыть, никакого особого эффекты вы, скорее всего, от неё не почувствуете.
Чин-мудра помогает дольше держать силовые асаны, мощнее делать прорывные пранаямы (такие, как долгое Капалабхати и Бхастрика).
Чин-мудра это педаль газа для начала любой медитации.
Но затем, когда энергия уже пошла, состояние наработано — вот тут Джняна-мудра готова вступить, и исполнить свою партию. Она утончит энергию, довершить начатое — приведёт в медитацию. Без неё любая практика словно не завершена, чего-то едва уловимого, тончайшего словно не хватает.
Джяна-мудру стоит держать в конце занятия — в Шавасане, и делая спокойные, медитативные пранаямы, медитацию. Ей также можно завершать день, т.к. её действие — «Шанти-карма» — успокаивающее.
Кроме того, если работать в пранаяме с одной ноздрёй (например, делая Сурья- и Чандра-бхеда) — то Чин-мудра (левой рукой) больше подходит для Сурья-, а Джняна-мудра — для лунного дыхания.
Чин-мудру я бы не посоветовал людям, у кого бывает повышенное давление, гневливым, раздражительным, а также в период месячных и сразу перед ними.
Джняна-мудра не адекватна при упадке сил, депрессии, сонливости, болезнях, истощении.
Очень странные ощущения появляются, если делать одной рукой Чин-, а другой — Джняна-мудру, — думаю, лучше делать какую-то одну мудру обеими руками, или одной, если вторая занята — как, например, во время пранаям.
Мула-бандха, Набхи-мудра, а также Уддияна и Джаландхара-банхи — усиливают дейсвие обоих мудр!
Правильное выполнение обоих мудр показано вот здесь — http://antarika.ru/yoga-dlya-paltsev-om-chin-i-dzhnyana-mudra-izbavlyaemsya-ot-zabluzhdeniy/
«При остановке праны посредством задержки дыхания ум становится свободным от всяких модификаций. Практикуя (эту йогу), человек достигает стадии раджа-йоги (высшего единения). Мысли, эмоции и желания – это не ум, это модификация ума, которые подобны волнам в океане. Океан – это не одна маленькая волна и даже не сотни волн. Это единый объем воды.
Если имеют место эти модификации, то вы можете переживать лишь мирское существование и свою индивидуальность, но если эти модификации заблокированы, то нет никакого индивидуального переживания. Когда прана в теле движется, это порождает всплески, или движение ума. Если вы удалите эти волны, индивидуальное сознание снова погрузится в тотальное сознание. Если по средством раджа-йоги вы умеете контролировать свой ум, то прана автоматически приостанавливается, но это очень трудно особенно в самом начале. Очень трудно управлять умом, отделять его и изолировать от чувственных переживаний и своего «я». Поэтому при помощи хатха йоги мы пробуем другой подход – сначала учимся управлять праной, чтобы имела место приостановка ума. Это и означает успех в йоге.
Когда дыхание задерживается, речь, восприятие и слух находятся под контролем. Читта в этом состоянии свободна от страсти и ненависти, зависти и похоти, гордости и злобы. Прана и читта становятся едиными в кумбхаке. Приятным выполнением кумбхаки, удержанием сознания изнутри в межбровье и разотождествлением себя с любыми объектами достигается сладостное спокойствие ума. Единение сознания с атманом воистину порождает блаженство.
Гхеранда Самхита
Anhang anzeigen 72410
Работа Прана-Вайю должна быть уравновешена с работой Апана-Вайю, и можно понять, почему йоги, особенно на юге Индии, уделяют такое внимание дыханию (в частности, длине вдоха и выдоха) во время практики асан. С точки зрения пранаямы, труднее всего дается контроль именно над этими видами Вайю. Ашвини-Мудра и Мула-Бандха дают возможность по собственному желанию контролировать эти энергии, но йогины этим не ограничиваются. Практикуя пранаяму, они направляют потоки энергии Апаны, находящиеся внизу, к Прана-Вайю, то есть вверх. Соединение этих двух видов энергии и позволяет добиваться поразительных результатов в практике йоги.
Очищающая, выводящая мудра
Anhang anzeigen 72411
Техника выполнения
Большой палец, средний палец и безымянный палец соединены вместе, указательный палец и мизинец вытянуты.
Эффекты
Эта мудра помогает выводить яды и шлаки, загрязняющие организм человека, через кожу и почки, помогает при отравлениях. Устраняет воспалительные процессы в печени, поджелудочной железе, желудке, тонком и толстом кишечнике. Также устраняет проблемы в случае нарушений мочевыводящей системы. Мудра может оказывать обезболивающее действие. Апан-мудра оказывает выравнивающее действие на нрав человека, который значительно связан с функционированием печени, и освобождением ее от шлаков.
Особенности
Мудра связана с нисходящей энергией апана-ваю, отвечающей за процессы выделения в организме.
Апана мудру называют очищающей или энергетической мудрой. Она генерирует энергию в печени и желчном пузыре, поддерживает баланс и гармонию и улучшает пищеварение. Считается, что практика этой мудры помогает при задержке родов.
Апана мудра увеличивает вату и капха доши в теле и уменьшает питту, помогая тем самым сбалансировать три доши в организме человека.
Лучше всего практиковать эту мудру по утрам. Люди с конституцией вата и капха должны практиковать эту мудру умеренно.
Положение пальцев в Апана мудре создает энергетический контур, который помогает в устранении отходов и негативных мыслей, тем самым поддерживая внутреннюю гармонию в теле.
Когда отходы и токсины накапливаются в организме, это создает дисбаланс в нашем физическом и психическом состоянии. Апана мудра помогает избавиться от шлаков и токсинов из тела, а также негативных мыслей в голове.
Техника выполнения Апана мудры
- Сядьте в удобную сидячую позу, спина прямая, дыхание ровное и спокойное.
- Положите руки на колени ладонями вверх, соедините средний, безымянный и большой палец. Указательный и мизинец остаются прямыми. Эту мудру обычно практикуют обеими руками.
- Практикуйте мудру один раз в день в течение 30–45 минут, либо три раза в день в течение 10–15 минут.
В Апана мудре вы соединяете элемент земли и эфира с элементом огня (большой палец). В йогической психологии огонь считается основным элементом, который сжигает дисбаланс, присутствующий в других элементах.
Следовательно, практикуя апана мудру, элементы, связанные с очищением организма, обретают баланс.
Меры предосторожности
- Перед выполнением апаны или любой другой мудры не забудьте снять с себя кольца, часы, браслеты или другие предметы, которые могут помешать выполнению.
- У людей, страдающих остеоартрозом или другим заболеванием суставов, могут возникнуть проблемы с выполнением мудры, проконсультируйтесь с врачом, прежде чем делать эту практику регулярно.
- Помогает при регулярных болях в животе, газах, запорах.
- Укрепляет суставы ног.
- Мудра полезна для женщин во время менструального цикла, чтобы избавиться от болей и спазм.
- Полезно практиковать для предотвращения сердечных заболеваний и уравновешивания трех дош.
- Уравновешивает энергию корневой чакры и, таким образом, помогает в пробуждении энергии кундалини.

БУДДХИ МУДРА ПОМОГАЕТ ОБРЕСТИ ЯСНОСТЬ УМА
Буддхи мудра — это простая техника, которая выполняется при помощи пальцев рук, она помогает избавиться от беспорядка в нашем уме, тем самым усиливая связь с нашей интуицией и укрепляя наши психические способности. Считается, что эта мудра способна лечить некоторые заболевания.
В переводе с санскрита термин Буддхи означает «интеллект» или «восприятие», а Мудра означает «жест» или «печать», поэтому название мудры можно перевести как: «печать ясности ума». Также Буддхи мудра известна как Варуна мудра (названная в честь индуистского бога воды) и Джал-Вардхак мудра.
Буддхи мудра помогает достичь более глубоких уровней вашего подсознания, чтобы раскрыть личные тайны и предназначение, если вы не уверены, какой шаг сделать дальше в жизни, или находитесь в смятении.
Источник: https://miryogi.com/voprosy/o-mudrax/buddhi-mudra.html
Буддхи-мудра изображает слияние элементов огня и воды, что олицетворяет коммуникативные умения и искренность.
Считается,что, при выполнении данной мудры, развивается интуиция. Рекомендуется при состояниях, когда чувствуется некоторая зажатость, закрытость. Применяется в практике Кундалини-йоги, является одной из основных и простейших мудр. Она помогает преодолевать застенчивость и становиться более открытыми.
Преимущества:
Выполнение Буддхи-мудры способствует развитию как психической, так и интуитивной энергии, кроме этого, она способна исцелить либо облегчить целый ряд болезней и недугов, которые появились по причине нехватки воды в организме, в том числе:
- Проблемы с пищеварительной системой, несварение и задержка стула.
- Заболевания кожи, а именно экзема и псориаз.
- Анемия и другие проблемы с кровью.
- Заболевания мочевого пузыря и почек.
- Очищает разум.
- Улучшает психическое состояние.
- Способствует расслаблению.
- Помогает быстро мыслить.
- Сядьте в удобное положение, спина прямая. Дыхание спокойное и расслабленное.
- Расположите руки на коленях ладонями вверх.
- Соедините кончик большого пальца и кончик мизинца, оставшиеся три пальца находятся в прямом положении, соприкасаясь друг с другом. Не напрягайте пальцы.
- Закройте глаза и расслабьтесь. Выполняйте мудру комфортное для вас время, если чувствуете дискомфорт прекратите практику.