Тенгриа́нство, или тенгри́зм, — неологизм, обозначение средневековой этнической религии тюрко-монгольских кочевников евразийских степей и Центральной Азии, в которой, особенно на уровне государственного культа, высшим считался Тенгри — обожествлённое небо; а также одного из современных направлений в неоязычестве[1][2][3][4][5][6][7][8][9]. В англоязычной литературе принят термин Tengrism[10]. В тюркских языках используют два понятия: «Тенгир дин» и «Тенгиршилик», или Tengricilik[11][12][13]. Автором термина «тенгризм/тенгрианство» является казахский этнограф XIX века Чокан Валиханов[14], а ввёл его в широкий научный оборот французский востоковед Жан-Поль Ру[15]. В советские годы «тенгрианство» впервые появляется в книге АЗ и Я казахского поэта и тюрколога Олжаса Сулейменова[14][16]. Следует также отметить, что выдающийся турецкий поэт, исторический романист и публицист Нихаль Атсыз (1905-1975), будучи противником ислама и сторонником возвращения к доисламским тюркским верованиям, тем не менее, самим словом "тенгрианство" (tengricilik) в применении к этим верованиям еще не пользовался.
Историческое тенгрианство

Слово «Тенгри», написанное орхонским письмом.
Важными источниками о средневековом тенгрианстве являются памятники древнетюрского рунического письма, особенно Книга гаданий, а также эпос Сокровенное сказание монголов.
Некоторые исследователи предполагают, что в религии тюрков и монголов было два модуса: народный и имперский, собственно тенгрианство. Если связанные с культом Неба народные верования (шаманизм) уходят в глубину веков, то монотеистическая имперская стадия сформировалась в эпоху Тюркского каганата[1][17][18] либо, как полагает монгольский академик Ш. Бира, не ранее возникновения Монгольской империи[19][2].
Взгляд на тенгрианство как одну из древнейших и глубочайших религий мира имеет место, например, в работах Олжаса Сулейменова[20][21] и поддерживается такими деятелями фолк-хистори, как Мурад Аджи[22][23].
Культ Тенгри в построениях Л. Н. Гумилёва
Л. Н. Гумилёв в книге «Древние тюрки» указывает, что «Культ неба — Тенгри — зафиксирован также орхонскими надписями»[24]. В другой своей работе «Тысячелетие вокруг Каспия». Историко-этнологическое исследование ойкумены Евразии за 1500 лет — с III в. до н. э. по XII в. н. э.» он также называет «почитание Тенгри — Голубого Неба» общей «первобытной религией» для кыпчаков и «всей степной Евразии»[25] и в книге «Поиски вымышленного царства (Легенда о „государстве пресвитера Иоанна“)» подчёркивает, что монголы эпохи Чингисхана исповедовали монотеистическую религию, в основе которой лежало почитание Вечного Неба[26]. При этом самим термином "тенгрианство" Гумилёв не пользовался.
Космология
См. также: Тенгри и Тюркская мифология

Пик Хан-Тенгри на закате.
Как исследователи, так и сами современные тенгрианцы считают, что тенгрианство не имело сакральных текстов и основывалось на устной эпической традиции[27][28].
Кюк-Тенгри (Синее Небо) — Бог, Единое, творец всего — обычно понимается пантеистически/панентеистически как неантропоморфный Абсолют, идентичный даосскому Дао, индуистскому Пара Брахману, древнегреческому апейрону или единому полю современной науки[29][18].
Все другие божества почитались в качестве манифестаций Тенгри либо духов природных стихий. Помимо Тенгри в древнетюркских рунических надписях присутствовал культ богини земли Умай и владыки подземного мира, рогатого старика Эрлика. Пантеон древних тюрков включал также Йер-Суб (Землю-Воду), Землю, Воду (Су иясе), Огонь (Ут-ана), Солнце (Кояш), Луну (Ай), Звезды, Воздух, Облака, Ветер, Смерч, Гром и Молнию, Дождь и Радугу. Монголы верили в 99 божеств-тэнгри[30].
Культ
Н. Г. Аюпов (казах.)русск. подчёркивает «неинституциональный», мировоззренческий характер тенгрианства, где ключевыми принципами являются следующие: