Упражнение 12.
Скорректируйте (придумайте) свой Большой Шаманский Миф:
Закройте глаза и постарайтесь «увидеть», кто является тотемом ваших первопредков (если такие имелись).
Рассмотрите ваш тотем, заметьте, как он дышит, о чем поет или думает и т.д.
Попробуйте дышать и петь так же как он. Задайте ему пару вопросов. Может быть, вам удастся станцевать танец вашего тотема…. Поблагодарите свой тотем и пообещайте наведаться
к нему в гости при камлании, не забывать его.
Упражнение 12а.
Еще раз подумайте над своим Большим Шаманским Мифом. Свяжитесь с вашим тотемом, поговорите с ним. Объясните ему, что для лучшей связи со структурой рода, вам нужен символ Силы и наблюдайте образы, которые будут приходить к вам в видениях. Сообразно с видениями и перспективой, придумайте свой шаманский символ. Нарисуйте его. Подумайте о будущем. Как ваш символ, если он у вас будет, повлияет на ваше будущее. Если никак – придумайте что-нибудь другое.
Глава 3.
Тело шамана – тело семи стихий.
3.1. Концепция первоэлементов в культурных традициях Востока и Запада.
Во многих культурах, существует понятие о первоэлементах, как об основе всего сущего. Формула пяти первоэлементов или, так называемая «матрица пятичастного креста», лежит в основе древнекитайских, древнеиндийских и древнегреческих представлений о мироустройстве (125).
В Западноевропейской философской традиции, к пяти элементам причисляли четыре основных: Земля, Огонь, Вода, Воздух, плюс Эфир.
Теорию пяти стихий первым начал разрабатывать Эмпедокл (182), который считал, что элементы материальны и наделены свойствами филии (любви) и фобии (вражды). Эти две характеристики свойственны всем вещам и являются основой жизни и существования явленной вселенной. Позднее концепция пяти стихий развивалась в учениях Платона и Аристотеля (2). В Аристотелевской физике, этим элементам приписывали метасвойства и универсальные характеристики. Из этих субстанций состояло все. В западной алхимии (как, впрочем, и в восточной) принято было считать, что секрет здоровья, благополучия и даже физического бессмертия человека заключен в особом балансе этих стихий.
У авторов поздней античности, можно найти множество упоминаний о пяти элементах. В частности, об этом говорит Плутарх в своих «Моралиях» (165). Этот трактат и его автор интересны еще и тем, что Плутарх исполнял функции жреца Аполлона Пифийского в Дельфах и свой трактат посвятил космической сущности этого бога. Через космическую сущность Аполлона, он вскрывает глубокие, земные корни античного сознания. Поэтому его соображения о пятичастной сущности мира заслуживают внимания и доверия. Плутарх рассуждает о числе пять в духе пифагорейцев. Пять рождается из соединения первого мужского числа три (первый нечет) и первого женского числа два (первый чет) и называет число пять - числом «супружеским».
Подобные нумерологические представления зафиксированы также у индийцев и китайцев (123). Согласно древнейшему памятнику китайской философской мысли «И-цзин» («Книга Перемен»), основой всего сущего являются мужское и женское начала Инь и Ян, традиционно связываемые с числами 3 и 2. Инь и Ян порождают пять элементов, пять стихий разворачиваются в 8 триграмм, 8 триграмм фокусируют 64 гексаграммы, а 64 гексаграммы рождают всю «тьму вещей».
Каждой из пяти стихий в китайской нумерологии соответствует конкретное числовое значение. Впервые космогонический порядок пяти стихий был перечислен в главе «Хун фань» трактата «Шу цзин» в следующей последовательности: «Первое начало – вода, второе – огонь, третье – дерево, четвертое – металл и пятое – земля. Постоянная природа воды – быть мокрой и течь вниз; огня – гореть и подниматься вверх; дерева – поддаваться сгибанию и выпрямлению; металла – подчиняться внешнему воздействию и изменяться; природа земли проявляется в том, что она принимает посев и дает урожай. То, что мокрое и течет вниз - создает соленое. То, что горит и поднимается вверх - создает горькое. То, что поддается сгибанию и выпрямлению, создает кислое. То, что подчиняется и изменяется, создает острое. То, что принимает посев и дает урожай, создает сладкое».
5 элементов. Дерево(Лес,Тайга);Огонь;Земля;Металл (Воздух);Вода
Направления. Восток;Юг;Центр;Запад;Север
Время года. Весна;Лето;Бабье лето;Осень;Зима
Цвета. Синий;Красный;Желтый;Белый;Черный
Вкусы. Умами;Горький;Сладкий;Кислый;Соленый
Органы. Печень;Сердце;Селезенка;Легкие;Почки
Органы чувств. Глаза;Язык;Рот;Нос;Уши
Пять элементов, не только представляют силы природы, но и являются важнейшими принципами, на которых основывается традиционная китайская, индийская и тибетская медицина (225). В человеческом теле все органы, так или иначе, связаны со стихиями и отражают концепцию Инь-Ян. На протяжении нескольких тысячелетий, китайские шаманы применяют теорию пяти элементов при лечении всевозможных болезней и, подчас, добиваются больших результатов, чем вся европейская медицина, с ее хирургическими и фармакологическими изысками. Руководствуясь принципами взаимного порождения и разрушения первоэлементов, китайская медицина объясняет, что как избыточное, так и недостаточное развитие одного органа может повлиять на другие органы. Следовательно, проблемы одного органа могут быть решены воздействием на связанные с ним органы. Этот подход контрастирует с тенденцией западной медицины лечить болезнь воздействием только на пораженный орган и стремится, не столько к лечению, сколько к предупреждению и терапии функциональных расстройств.
Пяти элементам присущи два основных циклических взаимодействия: взаимопорождение и взаимопреодоление. Взаимопорождение состоит в следующем: Дерево порождает Огонь, Огонь порождает Землю, Земля порождает Металл, Металл порождает Воду, Вода порождает Дерево. Взаимопреодоление состоит в следующем: Дерево побеждает Землю, Земля побеждает Воду, Вода побеждает Огонь, Огонь побеждает Металл, Металл побеждает Дерево (123-125).
У индийцев находим то же самое: все ведические песнопения, категории стихий и природного бытия, частей человеческого тела, вся интеллектуальная деятельность расписаны в Упанишадах по горизонтальным плоскостям мироздания и образуют канон-книгу. Индийский “пятичастный крест” спроецирован на ритмы движения Солнца по небесному своду и образует модель мироздания в форме пчелиного улья (125).
Дохристианская Русь существовала в тех же представлениях, что и другие древние народы. Важнейшим из законов этого существования был закон всеединства, утверждавший человека частицей Всего, наравне со всеми другими частицами бытия. Закон всеединства мира наиболее ярко отразился во взглядах «язычников» на пять основных первостихий. Земля, дерево, вода, огонь и воздух, так или иначе, задавали темпоритмы и формировали уклад древних славян. Первоэлементы воплощали в себе закон всеединства Космоса и Судьбы. Стихии наделялись антропоморфными образами, мужскими или женскими, с яркими признаками той или иной стихии и отражались в народном фольклоре, в образах сказочных существ (177).
Важнейшим символом астрологии и магии каббалы считается пятиконечная звезда. Пять концов звезды символизируют пять метаэлементов, которыми способны "управлять" люди, владеющие магией. Люди, управляющие метаэлементом Земли, способны влиять на плотность материи и гравитацию, например, пройти сквозь стену или левитировать по воздуху. Люди, управляющие метаэлементом Воды, способны вызывать дождь, возрождать погибшие растения, лечить людей и изменять вкус пищи. Люди, овладевшие метаэлементом Воздуха, способны управлять ветром. Люди, умеющие управлять метаэлементом Огня, способны зажигать и тушить пламя, влиять на температуру объектов, читать и передавать мысли и т.д (81).
Следует признать, что согласно современной науке, к четырём первоэлементам можно применить аналогию четырех агрегатных состояния вещества в современной физике. Это будет соответственно: твёрдое, жидкое, газообразное и плазменное. Таким образом, пятым элементом в этом контексте вполне может быть все тот же эфир, дискуссии о котором не прекращаются со времен Античности, до наших эйнштейновских дней.
Таким образом, подытоживая сказанное, можно сделать вывод, об универсальности концепции структурной матрицы пяти элементов. Тем не менее, в некоторых буддистских школах Большой колесницы (Махаяны), существуют сутры, в которых упоминается не о пяти, но о шести элементах. В частности, в Дхату-вибханга сутре (248), говорится о существовании следующих первооснов: «Существует шесть качеств (состояний): состояние земли, состояние жидкости, состояние огня, состояние ветра, состояние пространства (эфира?) и состояние сознания (осознания)».
В известном фильме французского режиссера Люка Бессона «Пятый элемент», красиво представленна концепция четырех природных стихий, к которым добавлен пятый элемент «человеческого фактора» - Любовь. В некотором роде, такой сценарный ход гениален и вполне оправдан – именно человек наделяет первоэлементы «жизнью». Именно в нашем с вами человеческом сознании, первоэлементы, эти «кирпичики бытия», становятся «тьмой вещей» и обретают смысл. Разве возможен мир без элемента любви? Именно Любовь с большой буквы, любовь – как осознание красоты бытия, мира, вселенной, этого удивительного творения Духа, придает жизни смысл. В шаманской практике невозможно обойтись без Любви. Любовь – это катализатор шаманской силы, инициатор измененных состояний, экстаза.
Мистики и провидцы всех мировых традиций говорили о Любви, как об основе бытия. В христианском исихазме, медитативные практики направлены на раскрытие сердца к единому состоянию слияния с божественной любовью. Подобные практики есть у вайшнавов, об этом говорил Шри Ауробиндо, апостол Павел и многие, многие, многие….
Шестой элемент бытия – это Любовь. Это шестой кирпичик, из которого создан мир. И тот, кто этого не приемлет, тот, кто не понимает, не чувствует этой простой истины – тот не понимает и не приемлет саму природу мироздания и не может быть шаманом – ни белым, ни черным. Вероятнее всего, такой человек уже полностью съеден сурэмами. Сурэмы, в терминологии Карлоса Кастанеды (85), это существа, населяющие нижние, средние и даже некоторые верхние планы бытия. Они, как пираньи, питаются энергетической оболочкой осознания живых существ. Самым лакомым для сурэмов является человеческое осознание. По выражению Дона Хуана, у большинства людей светящаяся оболочка осознания съедена до стелек в башмаках. Людям оставляют ровно столько, сколько нужно, чтобы не умереть. Оболочка осознания постоянно стремится к восстановлению и постоянно обгрызается сурэмами. В этой метафоре, человеческое общество предстает гигантской бройлерной птицефабрикой, кормом для сурэмов.
Давайте разберем подробнее каждую из стихий и посмотрим, как наше осознание выстраивает явленную вселенную из этих протокирпичиков бытия.
Упражнение 13.
Это упражнение известно во многих религиозных и психодуховных традициях и школах под разным названием. Но суть практики везде одна. Сядьте удобно и закройте глаза. Освободите ум от всех мыслей, расслабьтесь. Почувствуйте себя Здесь и Сейчас просто сидящим с закрытыми глазами. Постарайтесь осознать свое Я, задайте себе вопрос «Кто Я?» и загляните вглубь этого Я. При некотором углублении в суть себя, вы почувствуете шестой элемент и поймете природу мироздания. Это просто, это всегда внутри нас, достаточно только сосредоточится и правдиво глянуть внутрь.
Элементали.
В мифологии, алхимии или мистицизме, элементаль — это создание (обычно дух) представляющее одну из стихий (81). Элементали находятся в равновесии посредством противоположностей: вода гасит огонь, огонь кипятит воду, земля сдерживает воздух, воздух разъедает землю. Считается, что основы концепции элементалей заложил Парацельс в XVI веке (163). Парацельс выделял следующие элементали:
воздух - сильф
земля - гном
огонь - саламандра
вода - ундина
Считается, что элементали враждебно относятся к человеку потому, что человек пытается подчинить себе стихии (использует стихии в своих целях). С ними нужно обращаться аккуратно, потому, что они в любой момент могут отомстить. Однако с элементалями стихий можно и подружиться. На самом деле каждому человеку присущи элементали всех стихий, с которыми можно научиться взаимодействовать. Элементали часто упоминаются в гримуарах, связанных с алхимией и магией.
Элементали - не просто духи, состоящие из энергии, а скорее некое одушетворённое проявление стихии. То есть, некое проявление, обладающее собственным разумом во многом близким человеческому, но во многом отличным от него. Безусловно, элементали обладают возможностями и чертами характера, свойственными стихии их порождающей.
Одушевление первоэлементов стихий присуще любой человеческой культуре. Удивительное количество образов и сюжетов существовало в древней Руси. Русалки и лешие, горячки и плывуны, следовики и льдинки, и многие другие представители стихиального колдовства. В Китае существовала целая система соединений стихийных начал и группировка их по парам, так называемые бистихиали. Система бистихиалей позднее трансформировалась в систему триграмм, а затем – раскрылась в 64 гексаграммах и «книге Перемен» (123).
3.2. Воздух.
В шаманской практике концепция первоэлементов очень важна. Каждая из стихий говорит на своем языке и обладает своей специфической силой, могуществом. Из шести стихий создается тело шамана после его инициации (после того, как злобные духи съедают его старое тело, могуществом стихий создается новое).
Каждая из стихий обладает своими уникальными магическими свойствами. Эти качества и свойства вам предстоит выяснить и определить для себя при выполнении соответствующих шаманских практик и процедур, о которых будет сказано ниже.
Воздух – стихия подвижная и, если можно так выразиться, непостоянная, легкая. Это и воздух, которым мы дышим, с его внутренней сутью, квинтэссенцией которой можно считать то, что индусы называют Праной, а китайцы – Ци. Это и 12 ветров, с их магическими свойствами, о которых хорошо сказано у К. Кастанеды. Это полет, свобода, витальность – как основа здоровья, энергии и жизненной силы.
Умение правильно дышать, дышать свободно – это ключ к жизненной силе и стихии воздуха. Дыхательные упражнения представляются важнейшей частью воздушных практик. В современной психологии существует огромное количество дыхательных психотехник: вайвейшн, холотропное дыхание, ДМД, свободное дыхание, ребефинг и др. Необычайно популярны в последнее время также: хатха-йога, ци-гун, тенсегрити, суфийское дыхание, дыхание по методу Фролова, Бутейко, Стрельниковой, и т.д. При таком обилии материала, мы можем себе позволить только краткие рекомендации, т.к. даже беглый обзор потребовал бы написания еще одной книги.
Как уже было сказано, в психологии сегодня представлен широкий ассортимент всевозможных дыхательных тренингов и, возможно, что методики, одобряемые современной наукой, в данном случае, наиболее правильные и безопасные. Давайте произведем краткий экскурс в мир дыхательных психотехник.
Холотропное дыхание – мощнейший метод снятия физических и психологических, телесных и душевных зажимов при помощи сверхинтенсивного дыхания в варианте гипервентиляции. Методику впервые описал и внедрил Станислав Гроф (54). Корни метода находятся в Африке, где Гроф наблюдал несколько сеансов коллективных камланий с использованием учащенного дыхания и звукоформ местными аборигенами.
Гроф начинал как психиатр-клиницист в Чехословакии. С 1961 года, он активно изучал влияние ЛСД на течение психических болезней, а затем переключился на изучение возникающих при приеме ЛСД измененных состояний сознания (51).
Надо признать, что на сегодня, Гроф внес, наверное, наибольший вклад в дело исследований в области необычных состояний сознания, в том числе их роли при психических болезнях, а также возможностей использования этих состояний для терапии. Кроме того, он сделал заметный вклад в разработку более широких философских проблем, таких как природа сознания, его эволюция в контексте существования человечества, теорию личностных кризисов, проблему экзистенции и смерти, космического единства. Станислав Гроф является автором более ста статей и четырнадцати книг, переведенных на двенадцать языков. Его диссертация основана на десятках тысяч дыхательных сеансов и сеансов ЛСД терапии. Это гигантский и неподъемный труд.
После запрещения ЛСД, Гроф использовал для достижения измененных состояний сознания особую технику дыхания (холотропное дыхание). В видениях, возникающих у испытуемых во время сеансов, он видел, во-первых, связь с опытом рождения («перенатальные матрицы»), во-вторых, с мифологией различных культур, мистическими учениями и древними культами, в-третьих, Гроф считал, что в это время реально происходит выход на уровень «космического сознания», трансценденция нашего Я (49, 50).
В СНГ психотехники Станислава Грофа активно изучаются и разрабатываются в русле интегративной психологии Владимиром Козловым, Владимиром Майковым и др. Проводится огромное количество психологических практикумов, тренингов и семинаров на эту тему. Кроме того, Владимиром Васильевичем Козловым техника холотропного дыхания выведена на качественно иной уровен и называется: ДМД (Дыхание, Музыка, Движение). Можно уверенно назвать ДМД – психотехнологией будущего. Это гармоничная и мощная практика единого потока, связывающего движение и дыхание, и ведущая практикующего в глубины его собственной психики, раскрывающая его творческий потенциал.
Вайвейшн (от лат. vivation, vivo — жить, vividus — полный жизни, обнаруживающий жизнь, живой, сильный, пламенный) — метод, основанный Джимом Ленардом и Филом Лаутом в 1979 г., и первоначально заявленный ими, как интегративный ребефинг.
Ключевым понятием в вайвейшене стало понятие «интеграции». Интеграция — это процесс движения к целостности человеческого сознания. В процессе связного и осознанного дыхания, блокировки и зажимы в структурах нашего характера и телесности сглаживаются, исчезают, а энергия, требуемая для их поддержания, возвращается обратно в общую энергетическую систему организма и повышает осознание дышащего. Это и есть, процесс интеграции, т.е. присоединения энергии частей («комплексов», «подавленных целостностей», «систем конденсированного опыты» и т.п.) к энергии целого. Это приводит к экстатическому восприятию мира. И сам процесс интеграции — экстатичен. «Интегрированность — способность к целостному, экстатическому восприятию мира здесь и сейчас, в каждое мгновение потока жизни».
Вайвейшн – техника мягкая, но глубокая. Если вы еще не освоили дыхание вайвейшн, сделайте это как можно скорее.
Раскрыв в себе элемент воздуха, вы укрепите здоровье, начнете лучше понимать свою жизненность, витальность избавитесь от неврозов и навязчивых состояний. Раскрытие стихии воздуха повысит ваш энергетический уровень, подготовит к шаманским переживаниям и путешествиям. Это, как ток и провода. Чтобы пропустить более сильный ток, необходимо заменить проводку на более мощную и надежную.
Упражнение 14.
Освойте техники холотропного дыхания, вайвейшн, ДМД. Пройдите несколько тренингов у профессиональных инструкторов. Обычно достаточно 1-2 тренингов для того чтобы использовать потом эти техники самостоятельно.
Упражнение 15.
Существуют практики овладения личным ветром. Стихия ветра может быть «союзником», вашим «духом-помощником». Для этого вам необходимо словить собственный ветер. Техника эта очень сложная и труднодоступная. Достаточно сказать, что для овладения ветром, как «союзником», необходимо много бывать на природе, хорошо ориентироваться в лесу, горах, пустыне, на морском просторе и т.д. Нужно научиться чувствовать природу интуитивно и естественно, т.е., в некотором роде, вернуть себе часть забытой грации естественного существования в естественной среде. Живя в городе это сделать сложно. Нужно много путешествовать, ходить…, хотя бы летом.
Все это очень хорошо и подробно описано у К. Кастанеды и других авторов его магической группы.
3.3. Огонь.
Стихия огня – это и огонь домашнего очага, на котором готовят пищу, но это и плазменное состояние вещества в центре ядерного взрыва. Существует мнение, что на солнце, в глубине ядерных реакций и огромных температур, возможна осознающая себя жизнь. Существа, живущие на солнце, существуют в плазменном состоянии и представляют собой стихию огня. Наверное, это все-таки из области фантастики, но суть ясна – стихия огня необычайно близка к интуитивному пониманию феномена осознания.
Если воздух – это жизненная сила, витальность, здоровье, то огонь – это дух, внимание, осознание, волевой импульс. Если воздух – это энергия Ци в организме, то огонь – это энергия Шень (более высокая энергия, энергия ума в китайской алхимии) (225).
Во многих духовных традициях пламя священно. По шаманским представлениям, пламя – ключ к путешествиям, оно может увлечь в любой из миров.
Качества Огня: активный, мужской, непосредственный, быстрый, начинающий, инициализирующий, оживляющий и энергичный.
Самым явным физическим выражением Огня является его видимая, активная стадия сгорания, проявляющаяся в виде света и жара. Алхимики рассматривали первоэлемент Огня как то, что действует в сердцевине всего сущего, а так же, как движущую силу трансмутации. Из огня все вышло и в него все возвратится. Этот Элемент рассматривают, как великую Божественную энергию Отца - силу семени вселенной.
Наиболее сильным выражением элемента Огня в нашем мире, является Солнце. Солнце – это глаз Бога. Глаза – это врата Духа. Только глядя в глаза другому человеку, мы можем понять, о чем он думает, что он собой представляет на самом деле. Глаза – это врата осознания. Т.о., Солнце – это врата божественного смысла, выражением которого является стихия Огня.
Тем не менее, в европейской культуре стихия огня перекликалась со светом луны (43). Считалось, что именно лунный свет служит переносчиком могущества и силы Луны и дает магическую силу колдунам. В этом не было ничего символического, наоборот — лунный свет являлся самой настоящей магической субстанцией. Идея света как транспорта для магической силы перешла в религии из ранних шаманских традиций (241). Поэтому греческая Геката Триформис и римская Диана Люцифера (Люцина) традиционно изображаются держащими в руках светильники. Светильники подчеркивают, насколько велика сила, которой они обладают. Именно поэтому в различных обрядах, посвященных Луне, широко используются свечи, светильники и костры. Это делается для того, чтобы поощрить лунный свет к проявлению своей силы. Одним из характерных древних обрядов в древней Греции, состоял в том, что ночью, светильники Гекаты устанавливались на свежезасеянном поле, чтобы помочь зернам прорасти. Итальянские ведьмы совершали обряд призывания богини именно в дни полнолуния, веря, что лунный свет передает им оккультное знание так же во время сна. В древней Италии при праздновании дня Дианы (13 августа) в честь лунной богини зажигалось несметное количество светильников, что бы она смилостивилась и не посылала бы бурь, могущих уничтожить весь урожай (43).
В этих описаниях явно прослеживается идея огня как "транспорта" для лунной магической субстанции. Огонь и вода, в шаманстве и магических культах, используются как транспорт, они помогают шаману перемещаться между мирами.
Упражнение 16.
Первое упражнение по налаживанию связи с Огнем заключается в следующем. Поставьте перед собой зажженную свечу. Поместите ладони над свечой таким образом, что бы пламя оказалось между ними. Представьте, выпустите из пальцев энергетическую сеть и свяжите ее с пламенем свечи. Двигайте ладонями и пальцами так, что бы заставить пламя реагировать на ваши движения. Наблюдайте за изменениями огня.
Упражнение 17.
Разжигание костра. Это очень важный процесс. Любые шаманские камлания и другие процедуры начинаются с этого. В некотором роде, разжигание костра – процесс слияния всех шести стихий. Это и создание пламени, но горит, то оно ведь на земле. Это и дыхание ритмами костра (дуть на дрова, хотя бы) в Лесу. Элемент воды? Жертвенные излияния, ручей, омовения и т.д.
Чтобы разжечь огонь правильно, нужно войти в особое состояние. Состояние медитативного молчания. Выбросьте из головы все мысли, внимайте только мигу зарождения огня и его поддержанию. Когда огонь разгорится, подышите зародившейся стихией, сделайте несколько радостных движений или просто посидите в молчании, приветствуя ее. Никогда не плюйте (или чего еще) в костер, это деструктивно и вредно, если только вы не делаете это осознанно в лечебных или очищающих, а также в гадательных целях.
Очень хорошо практиковаться в разведении костра в сырую погоду или под дождем – это действительно приводит к гармонии всех шести стихий!
Упражнение 18.
Это упражнение лучше выполнять в темное время. Разведите костер, сядьте на некотором расстоянии и смотрите сквозь пламя. Нужно войти в такое состояние, когда чувствуются малейшие изменения в поведении пламени. Затем попробуйте предвидеть поведение огня - когда и где он будет затухать или наоборот разгораться, затем надо научиться "заставлять" огонь затухать и разгораться по собственному желанию.
Упражнение 19.
Выберитесь в лес и разожгите большой костер. Снимите всю одежду (или сколько можете) и пододвиньтесь как можно ближе к огню. Волосы на теле и голове при этом желательно как-то защитить от прямого огня (например, намочить водой или надеть брезентовую повязку). Расслабьтесь, несмотря на сильный жар и почувствуйте, как, вместе с расслаблением, в вас втекает огонь. Как нагретый огнем воздух входит и выходит из легких вместе с дыханием. Представьте, что ваше тело – это губка, дышащая огнем. Через кожу, эта губка впитывает стихию огня, и огонь проходит по телу, очищая его.
Почувствуйте стихию, как первоэлемент Огня в своем теле. При выдохе Огонь выходит через поры, унося токсины, боли и страдания. Это очень полезное упражнение, повторяйте его чаще. Выполняйте это упражнение, только с живым костром и не более 5-10 минут. При выполнении этого упражнения возникает очень сильное измененное состояние сознания, и вы можете утратить чувство времени. Хорошо бы, что бы кто-то или что-то напомнило вам об окончании упражнения.
Цель этого упражнения – наладить связь с элементом Огня. Если вы чувствуете, что все получается, можете попробовать наладить воображаемую связь с Огнем. Это поможет согреться зимой на остановке в ожидании автобуса и не отморозить себе нос. Это также поможет никогда не испытывать чувство холода, если вам этого захочется. Также, осознание стихии Огня – это ключ к мистическим способностям с нею связанным (как, впрочем, и связь с любой другой стихией).
Упражнение 20.
Как поймать саламандру? Надеюсь не секрет, что саламандра – дух огня?
Так вот, понадобиться большой костер с высоким пламенем и какой-то предмет, способный стать вместилищем духа. Очень хорошо для этих целей подходит маракас.
Обычный пластмассовый маракас продается в любом магазине музыкальных инструментов, но лучше сделать его самому. Для этого вам понадобятся маленькая тыква-горлянка или любая полость, в которую можно насыпать немного песка, семян или чего-то еще, и из которой это что-то не высыплется. Насыпьте немного зерен в тыквочку и подстройте ее так, чтобы получался громкий и насыщенный звук. О том, как сделать хороший и качественный маракас, вы можете узнать через интернет. Важно, чтобы вам он нравился.
Смотреть на огонь придется долго, сначала саламандру нужно увидеть. При этом с цветом пламени будут происходить метаморфозы. Смотреть нужно очень тихо. Тишина должна быть как снаружи, так и внутри вас. Делать это нужно несколько часов. От долгого и монотонного смотрения, пламя в конце концов, будет менять цвета и, может быть даже заговорит с вами, а потом вы увидите пляшущих саламандр. По началу, их можно заметить только на периферии, только краем глаза.
Увидели? Теперь зовите. За саламандрой обычно движется все пламя, поэтому, лучше находиться на почтительном расстоянии от него, а то в лучшем случае вы лишитесь бровей и ресниц, а в худшем…. Не будем о грустном?
Как поймать? Как вам больше нравиться? Можно вытягивать ее из огня потоками, заключить в энергетическую ловушку и затем поместить в ваш предмет, можно приманить к себе, а потом быстрым движением вырвать из пламени и определить по месту назначения. Лучше всего конечно попросту подружиться с саламандрой и пригласить ее к себе в маракас. Однако на такое способен только истинный хозяин стихии, то, к кому саламандра испытает уважение и почувствует связь. Однако если долго работать с огнем, у вас все получится. В конце концов, это не так уж сложно. Огонь – стихия быстрая и непостоянная. Откройте суть огня в себе и все саламандры будут ваши.
Огонь можно использовать так же, как хрустальный шар и водяное зеркало, с той только разницей, что он будет учить вас, откроет ваше прошлое, направит ваше осознание в далекие пределы мира и космоса. Как в самом пламени, так и в клубах дыма есть информация, здесь проявляются духи, с ними тоже можно что-то делать. Шаманы считают, что даже обычное созерцание пламени оказывает благотворное влияние на развитие интуиции, что само по себе никогда не бывает лишним.
Огонь обладает сильнейшей функцией очищения, действует мощно, но быстро отпускает, не затягивает. С Огнем можно дружить, его влияние легко сбросить, если оно вам мешает. Огонь способен поглощать эмоции, успокаивать, вносить ясность и т.п.
Есть еще одно важное качество стихии огня. Огонь связан с чувством «ярости» или «праведного гнева». Думаю не надо говорить о том, что в современном обществе, чувство гнева у людей находится в подавленном состоянии. Вместо гнева, в обычной жизни, мы имеем дело с эмоцией раздражения, как выражения бессилия и безысходности.
Раздражение и Ярость – совершенно разные понятия. Раздражение деструктивно. От подобных эмоций надо избавляться раз и навсегда. Раздражение – это прямой путь к одержанию сущностями из нижних миров. Ярость – другое дело. Даже в буддистской картографии, мирам Ярости и Праведного Гнева уделено особое внимание и место в верхних областях (хотя и не самых верхних).
Ярость продуктивна. Психологи утверждают, что чувство ярости, гнева, агрессии – основа любого творчества. Конечно, это не значит, что агрессивные люди – это поголовно продвинутые духовно и творческие личности. Просто резервуар энергии бессознательного агрессивен по своей природе. Перевести энергию агрессии в энергию творческого импульса способны только высокоорганизованные и дисциплинированные сознания более высокого уровня – писатели, художники, поэты, народные умельцы и мастера своего дела и т.п.
Шаману раскрытие стихии Огня и чувства Ярости, дает возможность камлать и вообще работать наиболее продуктивно в любой сфере деятельности.
Скорректируйте (придумайте) свой Большой Шаманский Миф:
Закройте глаза и постарайтесь «увидеть», кто является тотемом ваших первопредков (если такие имелись).
Рассмотрите ваш тотем, заметьте, как он дышит, о чем поет или думает и т.д.
Попробуйте дышать и петь так же как он. Задайте ему пару вопросов. Может быть, вам удастся станцевать танец вашего тотема…. Поблагодарите свой тотем и пообещайте наведаться
к нему в гости при камлании, не забывать его.
Упражнение 12а.
Еще раз подумайте над своим Большим Шаманским Мифом. Свяжитесь с вашим тотемом, поговорите с ним. Объясните ему, что для лучшей связи со структурой рода, вам нужен символ Силы и наблюдайте образы, которые будут приходить к вам в видениях. Сообразно с видениями и перспективой, придумайте свой шаманский символ. Нарисуйте его. Подумайте о будущем. Как ваш символ, если он у вас будет, повлияет на ваше будущее. Если никак – придумайте что-нибудь другое.
Глава 3.
Тело шамана – тело семи стихий.
3.1. Концепция первоэлементов в культурных традициях Востока и Запада.
Во многих культурах, существует понятие о первоэлементах, как об основе всего сущего. Формула пяти первоэлементов или, так называемая «матрица пятичастного креста», лежит в основе древнекитайских, древнеиндийских и древнегреческих представлений о мироустройстве (125).
В Западноевропейской философской традиции, к пяти элементам причисляли четыре основных: Земля, Огонь, Вода, Воздух, плюс Эфир.
Теорию пяти стихий первым начал разрабатывать Эмпедокл (182), который считал, что элементы материальны и наделены свойствами филии (любви) и фобии (вражды). Эти две характеристики свойственны всем вещам и являются основой жизни и существования явленной вселенной. Позднее концепция пяти стихий развивалась в учениях Платона и Аристотеля (2). В Аристотелевской физике, этим элементам приписывали метасвойства и универсальные характеристики. Из этих субстанций состояло все. В западной алхимии (как, впрочем, и в восточной) принято было считать, что секрет здоровья, благополучия и даже физического бессмертия человека заключен в особом балансе этих стихий.
У авторов поздней античности, можно найти множество упоминаний о пяти элементах. В частности, об этом говорит Плутарх в своих «Моралиях» (165). Этот трактат и его автор интересны еще и тем, что Плутарх исполнял функции жреца Аполлона Пифийского в Дельфах и свой трактат посвятил космической сущности этого бога. Через космическую сущность Аполлона, он вскрывает глубокие, земные корни античного сознания. Поэтому его соображения о пятичастной сущности мира заслуживают внимания и доверия. Плутарх рассуждает о числе пять в духе пифагорейцев. Пять рождается из соединения первого мужского числа три (первый нечет) и первого женского числа два (первый чет) и называет число пять - числом «супружеским».
Подобные нумерологические представления зафиксированы также у индийцев и китайцев (123). Согласно древнейшему памятнику китайской философской мысли «И-цзин» («Книга Перемен»), основой всего сущего являются мужское и женское начала Инь и Ян, традиционно связываемые с числами 3 и 2. Инь и Ян порождают пять элементов, пять стихий разворачиваются в 8 триграмм, 8 триграмм фокусируют 64 гексаграммы, а 64 гексаграммы рождают всю «тьму вещей».
Каждой из пяти стихий в китайской нумерологии соответствует конкретное числовое значение. Впервые космогонический порядок пяти стихий был перечислен в главе «Хун фань» трактата «Шу цзин» в следующей последовательности: «Первое начало – вода, второе – огонь, третье – дерево, четвертое – металл и пятое – земля. Постоянная природа воды – быть мокрой и течь вниз; огня – гореть и подниматься вверх; дерева – поддаваться сгибанию и выпрямлению; металла – подчиняться внешнему воздействию и изменяться; природа земли проявляется в том, что она принимает посев и дает урожай. То, что мокрое и течет вниз - создает соленое. То, что горит и поднимается вверх - создает горькое. То, что поддается сгибанию и выпрямлению, создает кислое. То, что подчиняется и изменяется, создает острое. То, что принимает посев и дает урожай, создает сладкое».
5 элементов. Дерево(Лес,Тайга);Огонь;Земля;Металл (Воздух);Вода
Направления. Восток;Юг;Центр;Запад;Север
Время года. Весна;Лето;Бабье лето;Осень;Зима
Цвета. Синий;Красный;Желтый;Белый;Черный
Вкусы. Умами;Горький;Сладкий;Кислый;Соленый
Органы. Печень;Сердце;Селезенка;Легкие;Почки
Органы чувств. Глаза;Язык;Рот;Нос;Уши

Пять элементов, не только представляют силы природы, но и являются важнейшими принципами, на которых основывается традиционная китайская, индийская и тибетская медицина (225). В человеческом теле все органы, так или иначе, связаны со стихиями и отражают концепцию Инь-Ян. На протяжении нескольких тысячелетий, китайские шаманы применяют теорию пяти элементов при лечении всевозможных болезней и, подчас, добиваются больших результатов, чем вся европейская медицина, с ее хирургическими и фармакологическими изысками. Руководствуясь принципами взаимного порождения и разрушения первоэлементов, китайская медицина объясняет, что как избыточное, так и недостаточное развитие одного органа может повлиять на другие органы. Следовательно, проблемы одного органа могут быть решены воздействием на связанные с ним органы. Этот подход контрастирует с тенденцией западной медицины лечить болезнь воздействием только на пораженный орган и стремится, не столько к лечению, сколько к предупреждению и терапии функциональных расстройств.
Пяти элементам присущи два основных циклических взаимодействия: взаимопорождение и взаимопреодоление. Взаимопорождение состоит в следующем: Дерево порождает Огонь, Огонь порождает Землю, Земля порождает Металл, Металл порождает Воду, Вода порождает Дерево. Взаимопреодоление состоит в следующем: Дерево побеждает Землю, Земля побеждает Воду, Вода побеждает Огонь, Огонь побеждает Металл, Металл побеждает Дерево (123-125).
У индийцев находим то же самое: все ведические песнопения, категории стихий и природного бытия, частей человеческого тела, вся интеллектуальная деятельность расписаны в Упанишадах по горизонтальным плоскостям мироздания и образуют канон-книгу. Индийский “пятичастный крест” спроецирован на ритмы движения Солнца по небесному своду и образует модель мироздания в форме пчелиного улья (125).
Дохристианская Русь существовала в тех же представлениях, что и другие древние народы. Важнейшим из законов этого существования был закон всеединства, утверждавший человека частицей Всего, наравне со всеми другими частицами бытия. Закон всеединства мира наиболее ярко отразился во взглядах «язычников» на пять основных первостихий. Земля, дерево, вода, огонь и воздух, так или иначе, задавали темпоритмы и формировали уклад древних славян. Первоэлементы воплощали в себе закон всеединства Космоса и Судьбы. Стихии наделялись антропоморфными образами, мужскими или женскими, с яркими признаками той или иной стихии и отражались в народном фольклоре, в образах сказочных существ (177).
Важнейшим символом астрологии и магии каббалы считается пятиконечная звезда. Пять концов звезды символизируют пять метаэлементов, которыми способны "управлять" люди, владеющие магией. Люди, управляющие метаэлементом Земли, способны влиять на плотность материи и гравитацию, например, пройти сквозь стену или левитировать по воздуху. Люди, управляющие метаэлементом Воды, способны вызывать дождь, возрождать погибшие растения, лечить людей и изменять вкус пищи. Люди, овладевшие метаэлементом Воздуха, способны управлять ветром. Люди, умеющие управлять метаэлементом Огня, способны зажигать и тушить пламя, влиять на температуру объектов, читать и передавать мысли и т.д (81).
Следует признать, что согласно современной науке, к четырём первоэлементам можно применить аналогию четырех агрегатных состояния вещества в современной физике. Это будет соответственно: твёрдое, жидкое, газообразное и плазменное. Таким образом, пятым элементом в этом контексте вполне может быть все тот же эфир, дискуссии о котором не прекращаются со времен Античности, до наших эйнштейновских дней.
Таким образом, подытоживая сказанное, можно сделать вывод, об универсальности концепции структурной матрицы пяти элементов. Тем не менее, в некоторых буддистских школах Большой колесницы (Махаяны), существуют сутры, в которых упоминается не о пяти, но о шести элементах. В частности, в Дхату-вибханга сутре (248), говорится о существовании следующих первооснов: «Существует шесть качеств (состояний): состояние земли, состояние жидкости, состояние огня, состояние ветра, состояние пространства (эфира?) и состояние сознания (осознания)».
В известном фильме французского режиссера Люка Бессона «Пятый элемент», красиво представленна концепция четырех природных стихий, к которым добавлен пятый элемент «человеческого фактора» - Любовь. В некотором роде, такой сценарный ход гениален и вполне оправдан – именно человек наделяет первоэлементы «жизнью». Именно в нашем с вами человеческом сознании, первоэлементы, эти «кирпичики бытия», становятся «тьмой вещей» и обретают смысл. Разве возможен мир без элемента любви? Именно Любовь с большой буквы, любовь – как осознание красоты бытия, мира, вселенной, этого удивительного творения Духа, придает жизни смысл. В шаманской практике невозможно обойтись без Любви. Любовь – это катализатор шаманской силы, инициатор измененных состояний, экстаза.
Мистики и провидцы всех мировых традиций говорили о Любви, как об основе бытия. В христианском исихазме, медитативные практики направлены на раскрытие сердца к единому состоянию слияния с божественной любовью. Подобные практики есть у вайшнавов, об этом говорил Шри Ауробиндо, апостол Павел и многие, многие, многие….
Шестой элемент бытия – это Любовь. Это шестой кирпичик, из которого создан мир. И тот, кто этого не приемлет, тот, кто не понимает, не чувствует этой простой истины – тот не понимает и не приемлет саму природу мироздания и не может быть шаманом – ни белым, ни черным. Вероятнее всего, такой человек уже полностью съеден сурэмами. Сурэмы, в терминологии Карлоса Кастанеды (85), это существа, населяющие нижние, средние и даже некоторые верхние планы бытия. Они, как пираньи, питаются энергетической оболочкой осознания живых существ. Самым лакомым для сурэмов является человеческое осознание. По выражению Дона Хуана, у большинства людей светящаяся оболочка осознания съедена до стелек в башмаках. Людям оставляют ровно столько, сколько нужно, чтобы не умереть. Оболочка осознания постоянно стремится к восстановлению и постоянно обгрызается сурэмами. В этой метафоре, человеческое общество предстает гигантской бройлерной птицефабрикой, кормом для сурэмов.
Давайте разберем подробнее каждую из стихий и посмотрим, как наше осознание выстраивает явленную вселенную из этих протокирпичиков бытия.
Упражнение 13.
Это упражнение известно во многих религиозных и психодуховных традициях и школах под разным названием. Но суть практики везде одна. Сядьте удобно и закройте глаза. Освободите ум от всех мыслей, расслабьтесь. Почувствуйте себя Здесь и Сейчас просто сидящим с закрытыми глазами. Постарайтесь осознать свое Я, задайте себе вопрос «Кто Я?» и загляните вглубь этого Я. При некотором углублении в суть себя, вы почувствуете шестой элемент и поймете природу мироздания. Это просто, это всегда внутри нас, достаточно только сосредоточится и правдиво глянуть внутрь.
Элементали.
В мифологии, алхимии или мистицизме, элементаль — это создание (обычно дух) представляющее одну из стихий (81). Элементали находятся в равновесии посредством противоположностей: вода гасит огонь, огонь кипятит воду, земля сдерживает воздух, воздух разъедает землю. Считается, что основы концепции элементалей заложил Парацельс в XVI веке (163). Парацельс выделял следующие элементали:
воздух - сильф
земля - гном
огонь - саламандра
вода - ундина
Считается, что элементали враждебно относятся к человеку потому, что человек пытается подчинить себе стихии (использует стихии в своих целях). С ними нужно обращаться аккуратно, потому, что они в любой момент могут отомстить. Однако с элементалями стихий можно и подружиться. На самом деле каждому человеку присущи элементали всех стихий, с которыми можно научиться взаимодействовать. Элементали часто упоминаются в гримуарах, связанных с алхимией и магией.
Элементали - не просто духи, состоящие из энергии, а скорее некое одушетворённое проявление стихии. То есть, некое проявление, обладающее собственным разумом во многом близким человеческому, но во многом отличным от него. Безусловно, элементали обладают возможностями и чертами характера, свойственными стихии их порождающей.
Одушевление первоэлементов стихий присуще любой человеческой культуре. Удивительное количество образов и сюжетов существовало в древней Руси. Русалки и лешие, горячки и плывуны, следовики и льдинки, и многие другие представители стихиального колдовства. В Китае существовала целая система соединений стихийных начал и группировка их по парам, так называемые бистихиали. Система бистихиалей позднее трансформировалась в систему триграмм, а затем – раскрылась в 64 гексаграммах и «книге Перемен» (123).
3.2. Воздух.
В шаманской практике концепция первоэлементов очень важна. Каждая из стихий говорит на своем языке и обладает своей специфической силой, могуществом. Из шести стихий создается тело шамана после его инициации (после того, как злобные духи съедают его старое тело, могуществом стихий создается новое).
Каждая из стихий обладает своими уникальными магическими свойствами. Эти качества и свойства вам предстоит выяснить и определить для себя при выполнении соответствующих шаманских практик и процедур, о которых будет сказано ниже.
Воздух – стихия подвижная и, если можно так выразиться, непостоянная, легкая. Это и воздух, которым мы дышим, с его внутренней сутью, квинтэссенцией которой можно считать то, что индусы называют Праной, а китайцы – Ци. Это и 12 ветров, с их магическими свойствами, о которых хорошо сказано у К. Кастанеды. Это полет, свобода, витальность – как основа здоровья, энергии и жизненной силы.
Умение правильно дышать, дышать свободно – это ключ к жизненной силе и стихии воздуха. Дыхательные упражнения представляются важнейшей частью воздушных практик. В современной психологии существует огромное количество дыхательных психотехник: вайвейшн, холотропное дыхание, ДМД, свободное дыхание, ребефинг и др. Необычайно популярны в последнее время также: хатха-йога, ци-гун, тенсегрити, суфийское дыхание, дыхание по методу Фролова, Бутейко, Стрельниковой, и т.д. При таком обилии материала, мы можем себе позволить только краткие рекомендации, т.к. даже беглый обзор потребовал бы написания еще одной книги.
Как уже было сказано, в психологии сегодня представлен широкий ассортимент всевозможных дыхательных тренингов и, возможно, что методики, одобряемые современной наукой, в данном случае, наиболее правильные и безопасные. Давайте произведем краткий экскурс в мир дыхательных психотехник.
Холотропное дыхание – мощнейший метод снятия физических и психологических, телесных и душевных зажимов при помощи сверхинтенсивного дыхания в варианте гипервентиляции. Методику впервые описал и внедрил Станислав Гроф (54). Корни метода находятся в Африке, где Гроф наблюдал несколько сеансов коллективных камланий с использованием учащенного дыхания и звукоформ местными аборигенами.
Гроф начинал как психиатр-клиницист в Чехословакии. С 1961 года, он активно изучал влияние ЛСД на течение психических болезней, а затем переключился на изучение возникающих при приеме ЛСД измененных состояний сознания (51).
Надо признать, что на сегодня, Гроф внес, наверное, наибольший вклад в дело исследований в области необычных состояний сознания, в том числе их роли при психических болезнях, а также возможностей использования этих состояний для терапии. Кроме того, он сделал заметный вклад в разработку более широких философских проблем, таких как природа сознания, его эволюция в контексте существования человечества, теорию личностных кризисов, проблему экзистенции и смерти, космического единства. Станислав Гроф является автором более ста статей и четырнадцати книг, переведенных на двенадцать языков. Его диссертация основана на десятках тысяч дыхательных сеансов и сеансов ЛСД терапии. Это гигантский и неподъемный труд.
После запрещения ЛСД, Гроф использовал для достижения измененных состояний сознания особую технику дыхания (холотропное дыхание). В видениях, возникающих у испытуемых во время сеансов, он видел, во-первых, связь с опытом рождения («перенатальные матрицы»), во-вторых, с мифологией различных культур, мистическими учениями и древними культами, в-третьих, Гроф считал, что в это время реально происходит выход на уровень «космического сознания», трансценденция нашего Я (49, 50).
В СНГ психотехники Станислава Грофа активно изучаются и разрабатываются в русле интегративной психологии Владимиром Козловым, Владимиром Майковым и др. Проводится огромное количество психологических практикумов, тренингов и семинаров на эту тему. Кроме того, Владимиром Васильевичем Козловым техника холотропного дыхания выведена на качественно иной уровен и называется: ДМД (Дыхание, Музыка, Движение). Можно уверенно назвать ДМД – психотехнологией будущего. Это гармоничная и мощная практика единого потока, связывающего движение и дыхание, и ведущая практикующего в глубины его собственной психики, раскрывающая его творческий потенциал.
Вайвейшн (от лат. vivation, vivo — жить, vividus — полный жизни, обнаруживающий жизнь, живой, сильный, пламенный) — метод, основанный Джимом Ленардом и Филом Лаутом в 1979 г., и первоначально заявленный ими, как интегративный ребефинг.
Ключевым понятием в вайвейшене стало понятие «интеграции». Интеграция — это процесс движения к целостности человеческого сознания. В процессе связного и осознанного дыхания, блокировки и зажимы в структурах нашего характера и телесности сглаживаются, исчезают, а энергия, требуемая для их поддержания, возвращается обратно в общую энергетическую систему организма и повышает осознание дышащего. Это и есть, процесс интеграции, т.е. присоединения энергии частей («комплексов», «подавленных целостностей», «систем конденсированного опыты» и т.п.) к энергии целого. Это приводит к экстатическому восприятию мира. И сам процесс интеграции — экстатичен. «Интегрированность — способность к целостному, экстатическому восприятию мира здесь и сейчас, в каждое мгновение потока жизни».
Вайвейшн – техника мягкая, но глубокая. Если вы еще не освоили дыхание вайвейшн, сделайте это как можно скорее.
Раскрыв в себе элемент воздуха, вы укрепите здоровье, начнете лучше понимать свою жизненность, витальность избавитесь от неврозов и навязчивых состояний. Раскрытие стихии воздуха повысит ваш энергетический уровень, подготовит к шаманским переживаниям и путешествиям. Это, как ток и провода. Чтобы пропустить более сильный ток, необходимо заменить проводку на более мощную и надежную.
Упражнение 14.
Освойте техники холотропного дыхания, вайвейшн, ДМД. Пройдите несколько тренингов у профессиональных инструкторов. Обычно достаточно 1-2 тренингов для того чтобы использовать потом эти техники самостоятельно.
Упражнение 15.
Существуют практики овладения личным ветром. Стихия ветра может быть «союзником», вашим «духом-помощником». Для этого вам необходимо словить собственный ветер. Техника эта очень сложная и труднодоступная. Достаточно сказать, что для овладения ветром, как «союзником», необходимо много бывать на природе, хорошо ориентироваться в лесу, горах, пустыне, на морском просторе и т.д. Нужно научиться чувствовать природу интуитивно и естественно, т.е., в некотором роде, вернуть себе часть забытой грации естественного существования в естественной среде. Живя в городе это сделать сложно. Нужно много путешествовать, ходить…, хотя бы летом.
Все это очень хорошо и подробно описано у К. Кастанеды и других авторов его магической группы.
3.3. Огонь.
Стихия огня – это и огонь домашнего очага, на котором готовят пищу, но это и плазменное состояние вещества в центре ядерного взрыва. Существует мнение, что на солнце, в глубине ядерных реакций и огромных температур, возможна осознающая себя жизнь. Существа, живущие на солнце, существуют в плазменном состоянии и представляют собой стихию огня. Наверное, это все-таки из области фантастики, но суть ясна – стихия огня необычайно близка к интуитивному пониманию феномена осознания.
Если воздух – это жизненная сила, витальность, здоровье, то огонь – это дух, внимание, осознание, волевой импульс. Если воздух – это энергия Ци в организме, то огонь – это энергия Шень (более высокая энергия, энергия ума в китайской алхимии) (225).
Во многих духовных традициях пламя священно. По шаманским представлениям, пламя – ключ к путешествиям, оно может увлечь в любой из миров.
Качества Огня: активный, мужской, непосредственный, быстрый, начинающий, инициализирующий, оживляющий и энергичный.
Самым явным физическим выражением Огня является его видимая, активная стадия сгорания, проявляющаяся в виде света и жара. Алхимики рассматривали первоэлемент Огня как то, что действует в сердцевине всего сущего, а так же, как движущую силу трансмутации. Из огня все вышло и в него все возвратится. Этот Элемент рассматривают, как великую Божественную энергию Отца - силу семени вселенной.
Наиболее сильным выражением элемента Огня в нашем мире, является Солнце. Солнце – это глаз Бога. Глаза – это врата Духа. Только глядя в глаза другому человеку, мы можем понять, о чем он думает, что он собой представляет на самом деле. Глаза – это врата осознания. Т.о., Солнце – это врата божественного смысла, выражением которого является стихия Огня.
Тем не менее, в европейской культуре стихия огня перекликалась со светом луны (43). Считалось, что именно лунный свет служит переносчиком могущества и силы Луны и дает магическую силу колдунам. В этом не было ничего символического, наоборот — лунный свет являлся самой настоящей магической субстанцией. Идея света как транспорта для магической силы перешла в религии из ранних шаманских традиций (241). Поэтому греческая Геката Триформис и римская Диана Люцифера (Люцина) традиционно изображаются держащими в руках светильники. Светильники подчеркивают, насколько велика сила, которой они обладают. Именно поэтому в различных обрядах, посвященных Луне, широко используются свечи, светильники и костры. Это делается для того, чтобы поощрить лунный свет к проявлению своей силы. Одним из характерных древних обрядов в древней Греции, состоял в том, что ночью, светильники Гекаты устанавливались на свежезасеянном поле, чтобы помочь зернам прорасти. Итальянские ведьмы совершали обряд призывания богини именно в дни полнолуния, веря, что лунный свет передает им оккультное знание так же во время сна. В древней Италии при праздновании дня Дианы (13 августа) в честь лунной богини зажигалось несметное количество светильников, что бы она смилостивилась и не посылала бы бурь, могущих уничтожить весь урожай (43).
В этих описаниях явно прослеживается идея огня как "транспорта" для лунной магической субстанции. Огонь и вода, в шаманстве и магических культах, используются как транспорт, они помогают шаману перемещаться между мирами.
Упражнение 16.
Первое упражнение по налаживанию связи с Огнем заключается в следующем. Поставьте перед собой зажженную свечу. Поместите ладони над свечой таким образом, что бы пламя оказалось между ними. Представьте, выпустите из пальцев энергетическую сеть и свяжите ее с пламенем свечи. Двигайте ладонями и пальцами так, что бы заставить пламя реагировать на ваши движения. Наблюдайте за изменениями огня.
Упражнение 17.
Разжигание костра. Это очень важный процесс. Любые шаманские камлания и другие процедуры начинаются с этого. В некотором роде, разжигание костра – процесс слияния всех шести стихий. Это и создание пламени, но горит, то оно ведь на земле. Это и дыхание ритмами костра (дуть на дрова, хотя бы) в Лесу. Элемент воды? Жертвенные излияния, ручей, омовения и т.д.
Чтобы разжечь огонь правильно, нужно войти в особое состояние. Состояние медитативного молчания. Выбросьте из головы все мысли, внимайте только мигу зарождения огня и его поддержанию. Когда огонь разгорится, подышите зародившейся стихией, сделайте несколько радостных движений или просто посидите в молчании, приветствуя ее. Никогда не плюйте (или чего еще) в костер, это деструктивно и вредно, если только вы не делаете это осознанно в лечебных или очищающих, а также в гадательных целях.
Очень хорошо практиковаться в разведении костра в сырую погоду или под дождем – это действительно приводит к гармонии всех шести стихий!
Упражнение 18.
Это упражнение лучше выполнять в темное время. Разведите костер, сядьте на некотором расстоянии и смотрите сквозь пламя. Нужно войти в такое состояние, когда чувствуются малейшие изменения в поведении пламени. Затем попробуйте предвидеть поведение огня - когда и где он будет затухать или наоборот разгораться, затем надо научиться "заставлять" огонь затухать и разгораться по собственному желанию.
Упражнение 19.
Выберитесь в лес и разожгите большой костер. Снимите всю одежду (или сколько можете) и пододвиньтесь как можно ближе к огню. Волосы на теле и голове при этом желательно как-то защитить от прямого огня (например, намочить водой или надеть брезентовую повязку). Расслабьтесь, несмотря на сильный жар и почувствуйте, как, вместе с расслаблением, в вас втекает огонь. Как нагретый огнем воздух входит и выходит из легких вместе с дыханием. Представьте, что ваше тело – это губка, дышащая огнем. Через кожу, эта губка впитывает стихию огня, и огонь проходит по телу, очищая его.
Почувствуйте стихию, как первоэлемент Огня в своем теле. При выдохе Огонь выходит через поры, унося токсины, боли и страдания. Это очень полезное упражнение, повторяйте его чаще. Выполняйте это упражнение, только с живым костром и не более 5-10 минут. При выполнении этого упражнения возникает очень сильное измененное состояние сознания, и вы можете утратить чувство времени. Хорошо бы, что бы кто-то или что-то напомнило вам об окончании упражнения.
Цель этого упражнения – наладить связь с элементом Огня. Если вы чувствуете, что все получается, можете попробовать наладить воображаемую связь с Огнем. Это поможет согреться зимой на остановке в ожидании автобуса и не отморозить себе нос. Это также поможет никогда не испытывать чувство холода, если вам этого захочется. Также, осознание стихии Огня – это ключ к мистическим способностям с нею связанным (как, впрочем, и связь с любой другой стихией).
Упражнение 20.
Как поймать саламандру? Надеюсь не секрет, что саламандра – дух огня?
Так вот, понадобиться большой костер с высоким пламенем и какой-то предмет, способный стать вместилищем духа. Очень хорошо для этих целей подходит маракас.
Обычный пластмассовый маракас продается в любом магазине музыкальных инструментов, но лучше сделать его самому. Для этого вам понадобятся маленькая тыква-горлянка или любая полость, в которую можно насыпать немного песка, семян или чего-то еще, и из которой это что-то не высыплется. Насыпьте немного зерен в тыквочку и подстройте ее так, чтобы получался громкий и насыщенный звук. О том, как сделать хороший и качественный маракас, вы можете узнать через интернет. Важно, чтобы вам он нравился.
Смотреть на огонь придется долго, сначала саламандру нужно увидеть. При этом с цветом пламени будут происходить метаморфозы. Смотреть нужно очень тихо. Тишина должна быть как снаружи, так и внутри вас. Делать это нужно несколько часов. От долгого и монотонного смотрения, пламя в конце концов, будет менять цвета и, может быть даже заговорит с вами, а потом вы увидите пляшущих саламандр. По началу, их можно заметить только на периферии, только краем глаза.
Увидели? Теперь зовите. За саламандрой обычно движется все пламя, поэтому, лучше находиться на почтительном расстоянии от него, а то в лучшем случае вы лишитесь бровей и ресниц, а в худшем…. Не будем о грустном?
Как поймать? Как вам больше нравиться? Можно вытягивать ее из огня потоками, заключить в энергетическую ловушку и затем поместить в ваш предмет, можно приманить к себе, а потом быстрым движением вырвать из пламени и определить по месту назначения. Лучше всего конечно попросту подружиться с саламандрой и пригласить ее к себе в маракас. Однако на такое способен только истинный хозяин стихии, то, к кому саламандра испытает уважение и почувствует связь. Однако если долго работать с огнем, у вас все получится. В конце концов, это не так уж сложно. Огонь – стихия быстрая и непостоянная. Откройте суть огня в себе и все саламандры будут ваши.
Огонь можно использовать так же, как хрустальный шар и водяное зеркало, с той только разницей, что он будет учить вас, откроет ваше прошлое, направит ваше осознание в далекие пределы мира и космоса. Как в самом пламени, так и в клубах дыма есть информация, здесь проявляются духи, с ними тоже можно что-то делать. Шаманы считают, что даже обычное созерцание пламени оказывает благотворное влияние на развитие интуиции, что само по себе никогда не бывает лишним.
Огонь обладает сильнейшей функцией очищения, действует мощно, но быстро отпускает, не затягивает. С Огнем можно дружить, его влияние легко сбросить, если оно вам мешает. Огонь способен поглощать эмоции, успокаивать, вносить ясность и т.п.
Есть еще одно важное качество стихии огня. Огонь связан с чувством «ярости» или «праведного гнева». Думаю не надо говорить о том, что в современном обществе, чувство гнева у людей находится в подавленном состоянии. Вместо гнева, в обычной жизни, мы имеем дело с эмоцией раздражения, как выражения бессилия и безысходности.
Раздражение и Ярость – совершенно разные понятия. Раздражение деструктивно. От подобных эмоций надо избавляться раз и навсегда. Раздражение – это прямой путь к одержанию сущностями из нижних миров. Ярость – другое дело. Даже в буддистской картографии, мирам Ярости и Праведного Гнева уделено особое внимание и место в верхних областях (хотя и не самых верхних).
Ярость продуктивна. Психологи утверждают, что чувство ярости, гнева, агрессии – основа любого творчества. Конечно, это не значит, что агрессивные люди – это поголовно продвинутые духовно и творческие личности. Просто резервуар энергии бессознательного агрессивен по своей природе. Перевести энергию агрессии в энергию творческого импульса способны только высокоорганизованные и дисциплинированные сознания более высокого уровня – писатели, художники, поэты, народные умельцы и мастера своего дела и т.п.
Шаману раскрытие стихии Огня и чувства Ярости, дает возможность камлать и вообще работать наиболее продуктивно в любой сфере деятельности.