https://books.google.de/books?id=Xl8kDwAAQBAJ&pg=PT119&lpg=PT119&dq=сущность+насмехается&source=bl&ots=P4LRnkWmiL&sig=ACfU3U00JvXkmkyQs7x051TcDUsOla1Q-w&hl=de&sa=X&ved=2ahUKEwiv1dWj98HlAhUWVBUIHQ9mC_QQ6AEwBnoECAgQAQ
Тайна тайн. Беседы по трактату Лу-Цзы «Секрет Золотого Цветка»
джняна (ye-shes) есть ведение или знание как изначальное, или первичное осознание (что можно соотнести с понятием "познавательная снсобность") = "гнозис"
а праджня (shes-rab) это различающая мудрость.
Не путать джняну (результирующее знание, полученное в результате опыта практики)
и виджняну (скандху ума).
Также не нужно путать праджню (мудрость различения всего по отдельности, аспект
понимания) и джняну...
При достижении просветления у Будд исчезают скандхи, то есть и скандха виджняна.
..................
Знание обряда постепенно осознается как наиболее его существенная часть, как "умственное действие", обеспечивающее успех всем прочим ритуальным действиям.
Собственно, брахман в ведийском ритуале - это такой жрец, который молча присутствует при совершении жертвоприношения и осознает символическое значение каждой детали обряда во время его совершения.
Согласно традиционной этимологии "жертвоприношение" (yajna) истолковывается как производное от выражения уо jnata ("тот, кто знает"). Во многих упанишадах жертва знанием объявляется высшей жертвой. Основная цель поучений упанишад как раз и заключается в осознании того, что только такая жертва и является единственно подлинной и способна привести к достижению высшего результата. Но специфика этого вида знания заключается в том, что здесь, как уточняет В. С. Семенцов, "важен не результат тех или иных ментальных операций (как в любом типе мышления), но сам факт работы мысли (т. е. внимания) в некий строго определенный момент внутри ритуальной процедуры" [Семенцов, 1981, с. 35].
Русское слово co-знание как раз наиболее точно передает смысл умственного усилия, обозначаемого в данном случае термином джняна. В упанишадах джняна, ранее обозначавшее частное, обыденное знание, превращается в виджняну - способность к различительному познанию, в отличие от целостного знания праджни, абхиджни.
Префикс vi- в санскрите придает отглагольным именам значение распределения, разделения (например: vikalpa - "различие, выбор, сомнение, колебание, заблуждение, в будд. - мыслительная конструкция"), а также усиливает значение. В буддийских текстах, особенно виджнянавадинских, в слове "виджняна" используются оба значения vi-, как разделительное, так и усилительное.
Vijnana - это и "различительное знание", и "высшее знание". Соответственно, в философии виджнянавадинов повышается статус джняны - "чистого потенциального бессубъектного и безобъектного знания", что проявляется в списке десяти парамит, принятом в виджнянаваде, где джняна стоит выше праджни.
В очень короткой "Мандукья-упанишаде", состоящей всего из двенадцати частей и посвященной толкованию звука "АУМ", "праджня" упоминается в двух из них:
"Когда уснувший не имеет никакого желания, не видит никакого сна, - это глубокий сон. [Находящаяся в] состоянии глубокого сна, ставшая единой, пронизанная лишь познанием, состоящая из блаженства, вкушающая блаженство, чье лицо - мысль, праджня - вот третья стопа" (5).
"Состояние глубокого сна, праджня - звук м, третья часть из измерения или поглощения. Поистине, кто знает это, измеряет все сущее и поглощает [его в себе]" (11).
(Перевод А. Я. Сыркина) [Упанишады, 2, 1992, с. 201-202].
"Измеряет все сущее и поглощает его в себе" - возможно, потому что "pra-jna" - букв.: "знание, заполняющее все пространство". В комментариях на эту упанишаду праджня ассоциируется с "будущим временем", "глубоким сном", "чистым познанием" и "блаженством". И в буддизме праджня, напротив, - "пробуждение", но и "блаженство", и "чистое познание", точнее - "интуиция".
А.Донец, "Герменевтика буддизма"
...
а праджня (shes-rab) это различающая мудрость.
Из комментариев к "Золотым письменам"
Не путать джняну (результирующее знание, полученное в результате опыта практики)
и виджняну (скандху ума).
Также не нужно путать праджню (мудрость различения всего по отдельности, аспект
понимания) и джняну...
При достижении просветления у Будд исчезают скандхи, то есть и скандха виджняна.
..................
Знание обряда постепенно осознается как наиболее его существенная часть, как "умственное действие", обеспечивающее успех всем прочим ритуальным действиям.
Собственно, брахман в ведийском ритуале - это такой жрец, который молча присутствует при совершении жертвоприношения и осознает символическое значение каждой детали обряда во время его совершения.
Согласно традиционной этимологии "жертвоприношение" (yajna) истолковывается как производное от выражения уо jnata ("тот, кто знает"). Во многих упанишадах жертва знанием объявляется высшей жертвой. Основная цель поучений упанишад как раз и заключается в осознании того, что только такая жертва и является единственно подлинной и способна привести к достижению высшего результата. Но специфика этого вида знания заключается в том, что здесь, как уточняет В. С. Семенцов, "важен не результат тех или иных ментальных операций (как в любом типе мышления), но сам факт работы мысли (т. е. внимания) в некий строго определенный момент внутри ритуальной процедуры" [Семенцов, 1981, с. 35].
Русское слово co-знание как раз наиболее точно передает смысл умственного усилия, обозначаемого в данном случае термином джняна. В упанишадах джняна, ранее обозначавшее частное, обыденное знание, превращается в виджняну - способность к различительному познанию, в отличие от целостного знания праджни, абхиджни.
Префикс vi- в санскрите придает отглагольным именам значение распределения, разделения (например: vikalpa - "различие, выбор, сомнение, колебание, заблуждение, в будд. - мыслительная конструкция"), а также усиливает значение. В буддийских текстах, особенно виджнянавадинских, в слове "виджняна" используются оба значения vi-, как разделительное, так и усилительное.
Vijnana - это и "различительное знание", и "высшее знание". Соответственно, в философии виджнянавадинов повышается статус джняны - "чистого потенциального бессубъектного и безобъектного знания", что проявляется в списке десяти парамит, принятом в виджнянаваде, где джняна стоит выше праджни.
В очень короткой "Мандукья-упанишаде", состоящей всего из двенадцати частей и посвященной толкованию звука "АУМ", "праджня" упоминается в двух из них:
"Когда уснувший не имеет никакого желания, не видит никакого сна, - это глубокий сон. [Находящаяся в] состоянии глубокого сна, ставшая единой, пронизанная лишь познанием, состоящая из блаженства, вкушающая блаженство, чье лицо - мысль, праджня - вот третья стопа" (5).
"Состояние глубокого сна, праджня - звук м, третья часть из измерения или поглощения. Поистине, кто знает это, измеряет все сущее и поглощает [его в себе]" (11).
(Перевод А. Я. Сыркина) [Упанишады, 2, 1992, с. 201-202].
"Измеряет все сущее и поглощает его в себе" - возможно, потому что "pra-jna" - букв.: "знание, заполняющее все пространство". В комментариях на эту упанишаду праджня ассоциируется с "будущим временем", "глубоким сном", "чистым познанием" и "блаженством". И в буддизме праджня, напротив, - "пробуждение", но и "блаженство", и "чистое познание", точнее - "интуиция".
А.Донец, "Герменевтика буддизма"
...