Сущностные положения медитации на развитие равностного ума
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Сущностные положения медитации на развитие равностного ума
1. Равностное отношение ко всем живым существам необходимо потому, что все живые существа испытывают одни и те же чувства: хотят счастья и не желают страданий.
2. Равностное отношение ко всем живым существам необходимо потому, что все живые существа подобны 10 нищим.
3. Необходимо равностное отношение ко всем живым существам, потому что все живые существа подобны 10 больным.
4. Необходимо равностное отношение ко всем живым существам, ибо всё непостоянно, смерть может наступить в любой момент.
5. Необходимо равностное отношение ко всем живым существам, так как все живые существа проявляли ко мне равную доброту, были моими матерями.
6. Необходимо равностное отношение ко всем живым существам, ибо, несмотря на то, что они вредят мне, они помогают мне больше, чем вредят.
7. Я должен относиться равностно ко всем живым существам, потому чтовсе они — и мои друзья, и мои враги — имеют взаимозависимое происхождение.
8. Равностное отношение ко всем живущим необходимо в силу того, что они пусты от самосущего бытия.
9. Необходимо равностное отношение к живым существам, потому чтоони подобны “этой горе” и “той горе”.
Умение правильно принимать неблагоприятные явления — это часть практики порождения Бодхичитты
3.6.5. Умение правильно принимать неблагоприятные явления — это часть практики порождения Бодхичитты
Если вы всерьез медитируете на порождение Бодхичитты и правильно применяете принятие-даяние, в постмедитативном периоде всякий раз, как увидите живое существо, испытывающее страдания, у вас будет появляться желание взять на себя его муки, проблемы и дать ему счастье. Это — результат тренировки ума. В этих случаях, какие бы негативные явления вы ни наблюдали, вы говорите себе: «Мы все страдаем от своих омрачений — от неведения и других клеш, все мы вращаемся в сансаре, под властью своего эгоцентризма. Отрицательные поступки и проявления этих людей — всего лишь внешние симптомы сансарической болезни.» И тогда не станете биться в истерике, когда встретитесь с очередной жизненной неприятностью или когда кто-то вас оскорбит и унизит. Если будете об этом помнить, то ничто и никто не выведет вас из равновесия. Даже если кто-нибудь станет говорить вам очень злые слова, вы будете испытывать к нему сострадание и думать о том, как бы принять на себя все его страдания. И движимые этим искренним чувством, вы просите Будд и Бодхисаттв, чтобы весь гнев этого человека и все вредоносные проявления гнева, всё его страдание, порожденное испытываемым аффектом, созрело и проявилось в вас. При этом для вас не имеет большого значения то, что вы сами будете страдать. Главное — пусть он освободится от страданий. И с такой установкой вы опять приступаете к дыхательной медитации. Что касается вас самих, то если вы будете визуализировать принятие на себя страданий других существ, то от этого ваших собственных страданий не прибавится — можете не волноваться. Наоборот, вы станете гораздо более счастливы. Можно сказать, что овладев этой техникой по-настоящему, вы научитесь яд трансформировать в нектар. И так случится благодаря уму, заботящемуся о других, посредством практики тонглен.
Бодхичитта и шесть парамитТинлей Геше Джампа
ПРИЛОЖЕНИЕ В.
Сущностные положения медитации на устранение гнева и развитие терпения
Разновидности гнева:
1) гнев, порождаемый болезнью "ветра"
2) гнев, порождаемый привязанностью
3) "невидимый гнев"
4) гнев по отношению к врагу
Аналитическая медитация на развитие терпения (3 положения)
I. ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕРПЕНИЯ
1. Гнев не является природой ума
2. Причины возникновения гнева: а)1) негативный анализ, б) отпечаток в сознании.
3. Ущерб, причиняемый гневом (11 пунктов):
1) гнев разрушает обет Прибежища, не дает развить Бодхичитту,
2) уничтожает благую карму,
3) является причиной рождения в трех низших мирах,
4) создает и увеличивает негативный кармический отпечаток в уме,
5) гнев — неверное Прибежище,
6) гнев отравляет моё состояние ума, вызывает гнев у других,
7) гнев разрушает душевный мир и покой,
8) невозможность заниматься мирскими делами,
9) невозможность заниматься духовной практикой,
10) нарушается положительная связь с людьми и другими живыми существами,
11) в теле происходят негативные физиологические изменения.
Развитие решимости: Я больше не буду гневаться!
Противоядием от гнева является развитие терпения.
II. ПРАКТИКА ТЕРПЕНИЯ
Визуализация объекта гнева (человека или другого живого существа) Осознание ошибочной оценки объекта гнева:1) поверхностный односторонний взгляд,2) ложное мнение: "объект создает для меня проблемы",3) омраченное состояние моего ума.3. Правильная оценка объекта гнева:1) природа ума подобна небу, гнев подобен туче в небе,2) негативные качества объекта моего гнева — временное явление,3) нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей. Размышляя таким образом, я могу устранить из своего ума корень неверного суждения об объекте моего гнева.4. Что является раздражителем моего гнева?1) негативные качества моего ума?2) негативные качества другого человека или существа?5. Развитие сострадания к человеку, испытывающему гнев1) каждое живое существо желает счастья и не желает страдания,2) уничтожается его благая карма, создается причина для его будущего страдания.
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Сущностные положения медитации на развитие равностного ума
1. Равностное отношение ко всем живым существам необходимо потому, что все живые существа испытывают одни и те же чувства: хотят счастья и не желают страданий.
2. Равностное отношение ко всем живым существам необходимо потому, что все живые существа подобны 10 нищим.
3. Необходимо равностное отношение ко всем живым существам, потому что все живые существа подобны 10 больным.
4. Необходимо равностное отношение ко всем живым существам, ибо всё непостоянно, смерть может наступить в любой момент.
5. Необходимо равностное отношение ко всем живым существам, так как все живые существа проявляли ко мне равную доброту, были моими матерями.
6. Необходимо равностное отношение ко всем живым существам, ибо, несмотря на то, что они вредят мне, они помогают мне больше, чем вредят.
7. Я должен относиться равностно ко всем живым существам, потому чтовсе они — и мои друзья, и мои враги — имеют взаимозависимое происхождение.
8. Равностное отношение ко всем живущим необходимо в силу того, что они пусты от самосущего бытия.
9. Необходимо равностное отношение к живым существам, потому чтоони подобны “этой горе” и “той горе”.
Умение правильно принимать неблагоприятные явления — это часть практики порождения Бодхичитты
3.6.5. Умение правильно принимать неблагоприятные явления — это часть практики порождения Бодхичитты
Если вы всерьез медитируете на порождение Бодхичитты и правильно применяете принятие-даяние, в постмедитативном периоде всякий раз, как увидите живое существо, испытывающее страдания, у вас будет появляться желание взять на себя его муки, проблемы и дать ему счастье. Это — результат тренировки ума. В этих случаях, какие бы негативные явления вы ни наблюдали, вы говорите себе: «Мы все страдаем от своих омрачений — от неведения и других клеш, все мы вращаемся в сансаре, под властью своего эгоцентризма. Отрицательные поступки и проявления этих людей — всего лишь внешние симптомы сансарической болезни.» И тогда не станете биться в истерике, когда встретитесь с очередной жизненной неприятностью или когда кто-то вас оскорбит и унизит. Если будете об этом помнить, то ничто и никто не выведет вас из равновесия. Даже если кто-нибудь станет говорить вам очень злые слова, вы будете испытывать к нему сострадание и думать о том, как бы принять на себя все его страдания. И движимые этим искренним чувством, вы просите Будд и Бодхисаттв, чтобы весь гнев этого человека и все вредоносные проявления гнева, всё его страдание, порожденное испытываемым аффектом, созрело и проявилось в вас. При этом для вас не имеет большого значения то, что вы сами будете страдать. Главное — пусть он освободится от страданий. И с такой установкой вы опять приступаете к дыхательной медитации. Что касается вас самих, то если вы будете визуализировать принятие на себя страданий других существ, то от этого ваших собственных страданий не прибавится — можете не волноваться. Наоборот, вы станете гораздо более счастливы. Можно сказать, что овладев этой техникой по-настоящему, вы научитесь яд трансформировать в нектар. И так случится благодаря уму, заботящемуся о других, посредством практики тонглен.
Бодхичитта и шесть парамитТинлей Геше Джампа
ПРИЛОЖЕНИЕ В.
Сущностные положения медитации на устранение гнева и развитие терпения
Разновидности гнева:
1) гнев, порождаемый болезнью "ветра"
2) гнев, порождаемый привязанностью
3) "невидимый гнев"
4) гнев по отношению к врагу
Аналитическая медитация на развитие терпения (3 положения)
I. ОСНОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕРПЕНИЯ
1. Гнев не является природой ума
2. Причины возникновения гнева: а)1) негативный анализ, б) отпечаток в сознании.
3. Ущерб, причиняемый гневом (11 пунктов):
1) гнев разрушает обет Прибежища, не дает развить Бодхичитту,
2) уничтожает благую карму,
3) является причиной рождения в трех низших мирах,
4) создает и увеличивает негативный кармический отпечаток в уме,
5) гнев — неверное Прибежище,
6) гнев отравляет моё состояние ума, вызывает гнев у других,
7) гнев разрушает душевный мир и покой,
8) невозможность заниматься мирскими делами,
9) невозможность заниматься духовной практикой,
10) нарушается положительная связь с людьми и другими живыми существами,
11) в теле происходят негативные физиологические изменения.
Развитие решимости: Я больше не буду гневаться!
Противоядием от гнева является развитие терпения.
II. ПРАКТИКА ТЕРПЕНИЯ
Визуализация объекта гнева (человека или другого живого существа) Осознание ошибочной оценки объекта гнева:1) поверхностный односторонний взгляд,2) ложное мнение: "объект создает для меня проблемы",3) омраченное состояние моего ума.3. Правильная оценка объекта гнева:1) природа ума подобна небу, гнев подобен туче в небе,2) негативные качества объекта моего гнева — временное явление,3) нет абсолютно плохих и абсолютно хороших людей. Размышляя таким образом, я могу устранить из своего ума корень неверного суждения об объекте моего гнева.4. Что является раздражителем моего гнева?1) негативные качества моего ума?2) негативные качества другого человека или существа?5. Развитие сострадания к человеку, испытывающему гнев1) каждое живое существо желает счастья и не желает страдания,2) уничтожается его благая карма, создается причина для его будущего страдания.