Но есть болезни, скорее всего, связанные с мужской змеиной ипостасью.
Но при лечении их тоже применяется конопля.
Так, по мнению белорусов, «подвей» – болезнь, которая наступает оттого, что человек попадает в вихрь, лечится следующим образом: «знахарь или знахарка сучит предварительно длинную нитку из дикой конопли или крапивы; больного сажают перед топящейся печью и сперва начинают просить подвей, чтобы он оставил больного в покое, а затем переходят к угрозам, что если он не оставит больного, то его, подвея, силой свяжут и сожгут» [Шейн. Мат-лы III. С. 274].
Если змеиный характер подвея можно предположить по его отношению к вихрю, рассматривая последний как одну из ипостасей змея (хотя в виде вихря могут представать и другие мифические существа), то суть описанного способа лечения можно было бы объяснить тем, что змей (= названная болезнь) уходит, покидает больного, т. к. не выносит растения змеихи или возможности ее присутствия.
Еще одна болезнь со «змеиным» характером – прострел.
Однако в этом «характере» просвечивают как женские, так и мужские «змеиные» черты.
Т. Н. Свешникова и Т. В. Цивьян связывают прострел с Громовником, поражающим стрелой [Свешн., Цивьян] т. е. с мужской змеиной ипостасью. В то же время эта болезнь связана с прядением и его атрибутами (что относится к женской ипостаси): «увидеть во сне, что прядешь, – к прострелу»; нарушение некоторых запретов может вызвать эту болезнь: «нельзя класть на кровать прялку, на которой прядешь; нельзя оставлять в доме пустое («голье») веретено» [Свешн., Цивьян. С. 225]. Как и подвей, прострел можно «связать». Для этого нужна нитка, вытянутая из очищенной конопляной кудели «От прострела хорошо помогает летняя конопля (cinepa de vara); эта нить называется «нить прострела» [Там же]. Цивьян отмечает, что в румынской традиции в заговорах от прострела употребляется «Повесть конопли» [Цивьян. С. 316].
Интересно, что в тексте такого заговора, который приводят Свешникова и Цивьян, эта «Повесть» начинается с пахоты:
Распахали поле,
Не буду пахать поле,
Пока не завяжу прострел.
Сею коноплю.
Не сею коноплю,
А связываю прострел… [Свешн., Цивьян. С. 225].
Т. В. Цивьян к этому добавляет следующие сведения: «При посеве конопли берут немного семян, заворачивают в тряпку и привязывают к рогам быков, на которых боронят. Эти семена хранят, потому что они хорошо помогают от прострела» [Цивьян. С. 316].
Сопоставим последнее с еще одним румынским свидетельством о …поясе от збурэтора: «Бывает и «пояс от змея» [збурэтора]. Он представляет собой пояс из дикого винограда (побега), который должен находиться 40 дней на ярме двух быков от одной матери. После этого его пришивают к рубахе или одежде, и больше змей не приходит». [Bоrlea. С. 450. Перевод приведенной цитаты сделан В. М. Гацаком]. Во-первых, однотипность ритуальных действий и их магической значимости еще раз подтверждает змеиный характер прострела (причем в его мужской ипостаси). Во-вторых, и в том, и в другом примере имеет место пахота; отсюда – связь с опахиванием. А от опахивания – прямая ниточка к инцесту (см. главу об опахивании), одного намека на который змей не выносит.
Таким образом, мы подошли еще к одному слою в значении конопли – ее эротической семантике.
Но при лечении их тоже применяется конопля.
Так, по мнению белорусов, «подвей» – болезнь, которая наступает оттого, что человек попадает в вихрь, лечится следующим образом: «знахарь или знахарка сучит предварительно длинную нитку из дикой конопли или крапивы; больного сажают перед топящейся печью и сперва начинают просить подвей, чтобы он оставил больного в покое, а затем переходят к угрозам, что если он не оставит больного, то его, подвея, силой свяжут и сожгут» [Шейн. Мат-лы III. С. 274].
Если змеиный характер подвея можно предположить по его отношению к вихрю, рассматривая последний как одну из ипостасей змея (хотя в виде вихря могут представать и другие мифические существа), то суть описанного способа лечения можно было бы объяснить тем, что змей (= названная болезнь) уходит, покидает больного, т. к. не выносит растения змеихи или возможности ее присутствия.
Еще одна болезнь со «змеиным» характером – прострел.
Однако в этом «характере» просвечивают как женские, так и мужские «змеиные» черты.
Т. Н. Свешникова и Т. В. Цивьян связывают прострел с Громовником, поражающим стрелой [Свешн., Цивьян] т. е. с мужской змеиной ипостасью. В то же время эта болезнь связана с прядением и его атрибутами (что относится к женской ипостаси): «увидеть во сне, что прядешь, – к прострелу»; нарушение некоторых запретов может вызвать эту болезнь: «нельзя класть на кровать прялку, на которой прядешь; нельзя оставлять в доме пустое («голье») веретено» [Свешн., Цивьян. С. 225]. Как и подвей, прострел можно «связать». Для этого нужна нитка, вытянутая из очищенной конопляной кудели «От прострела хорошо помогает летняя конопля (cinepa de vara); эта нить называется «нить прострела» [Там же]. Цивьян отмечает, что в румынской традиции в заговорах от прострела употребляется «Повесть конопли» [Цивьян. С. 316].
Интересно, что в тексте такого заговора, который приводят Свешникова и Цивьян, эта «Повесть» начинается с пахоты:
Распахали поле,
Не буду пахать поле,
Пока не завяжу прострел.
Сею коноплю.
Не сею коноплю,
А связываю прострел… [Свешн., Цивьян. С. 225].
Т. В. Цивьян к этому добавляет следующие сведения: «При посеве конопли берут немного семян, заворачивают в тряпку и привязывают к рогам быков, на которых боронят. Эти семена хранят, потому что они хорошо помогают от прострела» [Цивьян. С. 316].
Сопоставим последнее с еще одним румынским свидетельством о …поясе от збурэтора: «Бывает и «пояс от змея» [збурэтора]. Он представляет собой пояс из дикого винограда (побега), который должен находиться 40 дней на ярме двух быков от одной матери. После этого его пришивают к рубахе или одежде, и больше змей не приходит». [Bоrlea. С. 450. Перевод приведенной цитаты сделан В. М. Гацаком]. Во-первых, однотипность ритуальных действий и их магической значимости еще раз подтверждает змеиный характер прострела (причем в его мужской ипостаси). Во-вторых, и в том, и в другом примере имеет место пахота; отсюда – связь с опахиванием. А от опахивания – прямая ниточка к инцесту (см. главу об опахивании), одного намека на который змей не выносит.
Таким образом, мы подошли еще к одному слою в значении конопли – ее эротической семантике.