Ритуал чод
Существует особый вид подношения, используемый опытными практиками дхармы для умиротворения негативных сил. Он называется обрядом чод (гцод, буквально «отрезание»), или «тайной жертвой», и подразумевает развитие мудрости, сострадания и бод-хичитты путем отсечения восприятия себя, как отдельного «я».
Практикующий, совершающий обряд чод, призывает всех вредоносных духов и предлагает им свое тело. Он взывает к полчищам стихийных сущностей, для того чтобы покорить их (и свой ум). Обряд настолько мощный, что практикующий, согласно Эвансу-Венцу, рискует стабильностью своей психики, (т.е. может впасть в сумасшествие) или даже жизнью.
Может быть, это слегка преувеличено, но Эванс-Венц имеет в виду то, что конфронтация со всеми отрицательными силами в себе и своем мире возможна только при наличии чистоты духовных намерений, честности, мудрости и сострадания. Только так можно достичь успеха в подношении своего «я» этим сущностям, освободив тем самым их и себя. В противном случае они могут легко одолеть практикующего.
Вполне очевидно, что этот тайный ритуал опирается на то, что чувство собственного «я» очень тесно связано с привязанностью к физическому телу. Визуализацией того, что тело расчленяется на кусочки, которые кипят в чаше из собственного черепа, как это делается при этой практике, разрушаются укоренившиеся привязанности и тенденции. Так что, несмотря на то что обряд чод представляется жутким, кровавым и садомазохистским, он таковым не является. В действительности это отсечение чувственной привязанности и эгоизма.
Согласно Ма-Чиг-Ла - ламе-женщине, которая была величайшим мастером и распространителем этой практики в Тибете, чод является путем освобождения, который расширяет осознавание ради блага других. И действительно, практика тайного жертвования может сделать практикующего способным приносить пользу другим. Так, известна история об одном монастыре в Тибете, где практиковался чод. Когда в этой местности разразилась эпидемия холеры, монахи этого монастыря ухаживали за больными и убирали мертвых. Поскольку они не имели привязанности к своему телу, а следовательно и страха, они могли беспрепятственно служить другим
Практика уодвыполняется в медитации:
Совершаются молитвы для осознания мудрости - ума чистой Дхармакайи. Решимость перед лицом линии наставников обуздать в себе омрачение выражается в принесении в жертву своего собственного тела. Сначала визуализируется тело—жирное и безобразное; крюк, на который мы вывешиваем свою ненависть и похоть, а также свое «я». Затем представляют богиню мудрости в ее гневной форме, стоящую рядом с ним; она представляет собой присущую нашей природе мудрость. Она отрезает нашу голову, и бросает куски нашего тела в череп, который ставит кипятиться, как котел. Он излучает непостижимые подношения света.
Лучи света становятся различными подношениями, «четырем гостям»: трем сокровищам, защитникам, живым существам и различным духам. Представляют, что увечные, голодные, нищие, больные и одинокие и т.п., приходят получить кому что нужно - глаза, конечности, пищу, богатство, утешение, заботу. Демоны получают в форме света то, что умеряет их страдания и враждебность.
В конце практики, после посвящения заслуги, может следовать молитва о намерении, которое реализуется, когда практикующий достигнет просветления.
«Пусть все вы (непросветленные духи и стихии) Родитесь [людьми] и станете моими первыми учениками. Поэтому пусть Несотворенная Сущность Чистого Нерожденного Ума Проявится в природе этих трех - божеств, людей и стихий. И, уходя с пути веры в реальность «я», уводящей в сторону, Пусть основы их сознания будут полностью пропитаны влагой Любви и Сострадания»32.
Существует особый вид подношения, используемый опытными практиками дхармы для умиротворения негативных сил. Он называется обрядом чод (гцод, буквально «отрезание»), или «тайной жертвой», и подразумевает развитие мудрости, сострадания и бод-хичитты путем отсечения восприятия себя, как отдельного «я».
Практикующий, совершающий обряд чод, призывает всех вредоносных духов и предлагает им свое тело. Он взывает к полчищам стихийных сущностей, для того чтобы покорить их (и свой ум). Обряд настолько мощный, что практикующий, согласно Эвансу-Венцу, рискует стабильностью своей психики, (т.е. может впасть в сумасшествие) или даже жизнью.
Может быть, это слегка преувеличено, но Эванс-Венц имеет в виду то, что конфронтация со всеми отрицательными силами в себе и своем мире возможна только при наличии чистоты духовных намерений, честности, мудрости и сострадания. Только так можно достичь успеха в подношении своего «я» этим сущностям, освободив тем самым их и себя. В противном случае они могут легко одолеть практикующего.
Вполне очевидно, что этот тайный ритуал опирается на то, что чувство собственного «я» очень тесно связано с привязанностью к физическому телу. Визуализацией того, что тело расчленяется на кусочки, которые кипят в чаше из собственного черепа, как это делается при этой практике, разрушаются укоренившиеся привязанности и тенденции. Так что, несмотря на то что обряд чод представляется жутким, кровавым и садомазохистским, он таковым не является. В действительности это отсечение чувственной привязанности и эгоизма.
Согласно Ма-Чиг-Ла - ламе-женщине, которая была величайшим мастером и распространителем этой практики в Тибете, чод является путем освобождения, который расширяет осознавание ради блага других. И действительно, практика тайного жертвования может сделать практикующего способным приносить пользу другим. Так, известна история об одном монастыре в Тибете, где практиковался чод. Когда в этой местности разразилась эпидемия холеры, монахи этого монастыря ухаживали за больными и убирали мертвых. Поскольку они не имели привязанности к своему телу, а следовательно и страха, они могли беспрепятственно служить другим
Практика уодвыполняется в медитации:
Совершаются молитвы для осознания мудрости - ума чистой Дхармакайи. Решимость перед лицом линии наставников обуздать в себе омрачение выражается в принесении в жертву своего собственного тела. Сначала визуализируется тело—жирное и безобразное; крюк, на который мы вывешиваем свою ненависть и похоть, а также свое «я». Затем представляют богиню мудрости в ее гневной форме, стоящую рядом с ним; она представляет собой присущую нашей природе мудрость. Она отрезает нашу голову, и бросает куски нашего тела в череп, который ставит кипятиться, как котел. Он излучает непостижимые подношения света.
Лучи света становятся различными подношениями, «четырем гостям»: трем сокровищам, защитникам, живым существам и различным духам. Представляют, что увечные, голодные, нищие, больные и одинокие и т.п., приходят получить кому что нужно - глаза, конечности, пищу, богатство, утешение, заботу. Демоны получают в форме света то, что умеряет их страдания и враждебность.
В конце практики, после посвящения заслуги, может следовать молитва о намерении, которое реализуется, когда практикующий достигнет просветления.
«Пусть все вы (непросветленные духи и стихии) Родитесь [людьми] и станете моими первыми учениками. Поэтому пусть Несотворенная Сущность Чистого Нерожденного Ума Проявится в природе этих трех - божеств, людей и стихий. И, уходя с пути веры в реальность «я», уводящей в сторону, Пусть основы их сознания будут полностью пропитаны влагой Любви и Сострадания»32.