Пятница

  • Autor Autor N8blu_
  • Erstellungsdatum Erstellungsdatum
  • Lesezeit Lesezeit 7 Min. Lesezeit


Пятница в жизни русского народа

29 April



Ни один день недели не окружён таким суеверным уважением как пятница. С пятницей связано множество легенд, примет, апокрифических преданий: кто в пятницу начинает дело, у того оно будет «пятиться»; «по середам пыли не пылиться, по пятницам золы не золится» и т.п.

Корень этого странного значения пятницы в русской жизни и народных преданиях надо искать в глубокой древности: в мифических верованиях наших предков-язычников.

Поклоняясь солнцу, как благодетельной животворной силе, славяне представляли его в своих мифах то прекрасным царевичем, то златоволосой царевной дивной красоты, изредка прикрывающей фатой свой блестящие косы-лучи. Эта царевна — дева — Солнце, или тождественная ей, по другим славянским сказаниям, «Заря-зарница, красная девица».



scale_1200


Лада — славянская богиня
Эта же богиня, прогоняющая ночную тьму лучами солнца, являлась народной фантазии и в битве весенних гроз, даруя победу теплу и свету над зимней холодной тьмой. Она сохранилась в мифологии всех решительно народов, обожествлявших природу: это германская Фрея, скандинавская Фригча, русская Лада. Благодаря тому, что весна в природе является порой любви, — златоволосая богиня приобрела значение покровительницы влюблённых: лада — значит милая, невеста, или жена: ладить — жить согласно и любовно; лады — помолвка.

Богине Фрее — Ладе и была посвящена пятница — пятый день недели: отсюда проистекает такая обособленность пятницы среди других дней, праздничное её значение. В старину во многих местностях в пятницу бабы не пряли, не стирали, не выносили из печи золы, а мужики не пахали и не боронили, считая эти работы в пятницу за большой грех. В народном стихе душа, прощаясь с телом, обращается к нему с таким напоминанием о былых грехах:

Мы по пятницам платье золовали,Платье золовали, льны прядовали.

С принятием христианства нетленная пелена девы-Солнца, спасающая от всяких бед и недугов, отождествлялась в понятиях двоеверного народа с покровом Пресвятой Богородицы, а сама богиня — с Пречистой Девой.

Праздник Покрова установлен в царствование императора Льва в память видения Богородицы, которая явилась на воздухе и распростёрла над Царьградом свой покров, как знамение небесной защиты города от сарацин. Этому преданию принявшие новую веру славяне придали свои народные краски, сливая деву-Солнце и Св. Богородицу в одно божество милосердное и благостное, распростирающее над миром свои спасительные покровы. И празднование языческой пятницы освятилось христианскими праздниками. В народе получили особенное уважение двенадцать пятниц, которые бывают перед большими праздниками, и в некоторых местностях по поводу их передавалась из уст в уста следующая апокрифическая легенда, известная под именем «Сказание Климента, патриарха Иерусалимского о 12-ти пятницах»:

«Аще, кто в пятницу на первой неделе Великого поста постится — от неприятелей сохранён будет; аще кто в пятницу на страстной неделе постится — от напраслины сохранён будет; аще кто в пятницу перед Вознесением постится — от водного потопления сохранён будет; аще кто в пятницу перед днём Св. Духа постится — от меча сохранён будет; аще, кто в пятницу перед Ивановым днём постится — от трясовицы сохранён будет; аще, кто в пятницу перед Ильиным днём постится — от молнии сохранён будет; аще, кто в пятницу перед Успеньевым днём постится — от мучения сохранён будет; аще, кто в пятницу перед Косьмой и Дамианом постится — от скорбей, болезней и напасти сохранён будет; аще, кто в пятницу перед днём Михаила Архангела посится — того душа на том свете перейдёт через огненную реку; аще, кто в пятницу перед Рождеством постится — того имя написано будет в книге живота; аще, кто в пятницу перед Богоявлением постится — при смерти узрит Пресвятую Богородицу».

scale_1200


Икона «Покров Пресвятой Богородицы» (Новгород, 1401—1425 годы. ГТГ)
Во время неурожаев, засухи и сильных дождей, вредных для посевов, или по случаю падежа скота, появления саранчи и т.п. были празднуемы «обетные» пятницы. В XVI веке в таких случаях мир давал обетные записи: так крестьяне тавренской волости учинили заповедь на три года, чтобы в пятницу «ни толчи, ни молоти, ни камения не жечи», а кто заповедь нарушит, «на том доправить 8 алтын и 3 деньги».

Есть народная легенда о том, как одна баба не почтила пятницы, стала чесать кудель; бабу обуял сон, и явилась ей св. Пятница в белой одежде, набрала в горсть кострики и запорошила ей глаза. Болезнь несчастной женщины продолжалась до тех пор, пока Пятница не смиловалась и не очистила ей зрение от колючей кострики.

В Малороссии бытовало поверье, что Пятница ходит по сёлам вся исколотая иглами и изверченная веретенами, так как на земле есть много нечестивых женщин, которые шьют и прядут в посвящённые ей дни.

Именем Пятницы в простонародье называется мученица Параскева. В Четьях-Минеях рассказывается, что родители её всегда чтили пятницу, за что Господь даровал им дочь, которую они и назвали Пятницей, по-гречески Параскевой. В обетные пятницы перед образом Параскевы служатся молебны.


scale_1200


Икона Св. великомученицы Параскевы, Троицкий собор Александро-Невской Лавры
Заменив древнюю языческую богиню св. Пятницей и Богородицей, народ приписал им влияние на плодородие и браки. На праздник Покрова девицы, желающие выйти замуж, молят Пятницу:

«матушка Пятница-Параскева! покрой меня поскорее».

Духовенство считало нужным бороться с поклонением пятнице, как пережитком старинной языческой религии. Духовный регламент Петра Великого, между прочим, сохранил рассказ о любопытном обряде, несомненно языческом, подновлённом христианской обстановкой — это рассказ о том, как «простоволосую женку» в Малороссии под именем Пятницы водят в крестном ходе и поклоняются ей. Вплоть до начала XX века в Петербурге народ ходил на Ильинскую пятницу поклоняться «Пятнице-Параскеве» на Пороховые заводы. Празднование пятницы принадлежало к числу обрядов в России распространённых повсеместно и всюду в народе имевших громадное значение.

Л. Львовский



Сказания. Легенды. Притчи
Александр Николаевич Афанасьев





ПРИМЕЧАНИЯ: Пятница



Суеверное уважение к пятнице, питаемое русским простолюдином, заслуживает особого внимания археологов. Во многих местностях России по пятницам бабы не прядут, не стирают белья, не выносят из печи золы, а мужики не пашут и не боронят, почитая эти работы в означенный день за большой грех. В народном стихе душа, прощаясь с телом, обращается к нему с таким напоминанием былых грехов:

Мы по середам, по пятницам платье золовали, Платье золовали, мы льны прядовали".

Особенно же уважаются в народе издревле двенадцать пятниц, которые бывают перед большими праздниками: а) перед Благовещеньем, Ь) первая и с) десятая после Воскресения Христова, d) перед Троицею, е) Успением, f) Ильиным днем, g) праздником Усекновения главы Иоанна Предтечи, h) Вздвиженьем, i) Покровом, к) Введением во храм Пресв. Богородицы, 1) Рождеством и т) Крещением. До сих пор сохраняется старинное сказание о 12 пятницах, почитаемое раскольниками наравне со Свящ. Писанием". На Ваге в прежнее время ежегодно праздновали пяток первой недели Поста у часовни, куда совершался для этого крестный ход. Во время неурожаев, засухи или сильных дождей, по случаю скотского падежа и появления червей были празднуемы «обетныя» пятницы; в XVI веке писались в таких случаях целым миром заповедные записи. Так, крестьяне Та-вренской волости (в 1590—1598 гг.) обговорились промеж себя и учинили заповедь на три года, чтобы «в пятницу ни толчи, ни молоти, ни камение не жечи», а кто заповедь порушит, на том доправить 8 алтын и 2 деньги. Константинопольский патриарх окружною грамотою 1589 года к литовско-русским епископам запрещал праздновать день пятницы наравне с воскресеньем".

Стоглав (в 40-й главе) свидетельствует, что в его время ходили «по погостам и по селам и в волостях лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы, наги и босы, и волосы отрастив, роспустя, трясутся и убиваются, а сказывают, что им являются св. Пятница и св. Анастасия и велят им заповедывати канун засвечивати; оне же заповедывают христианам в среду и пятницу ручного дела не делати, и женам не прясти, и платья не мыти, и камение не разжигати, и иныя заповедуют богомерзкие дела творити». По народному объяснению по пятницам не прядут и не пашут, чтобы не запылить матушку-Пятницу и не засорить ей кострикою и пылью глаз. Если же бабы вздумают прясть и шить в этот день, то св. Пятница накажет их ногтоедом, заусеницею или болезнью глаз: поверье это послужило основанием напечатанной нами легенды. По словам духовного регламента, суеверы уверяли, что «Пятница гневается на не празднующих (ее дня) и с великим на оных угрожением наступает». В некоторых деревнях в пятницу не засиживаются долго при свечах, потому что в этот день ходит по домам «св. Пятинка» и карает всех, кого застанет не спящим.

В Малороссии поселяне уверяют, что они сами видели, как Пятница ходит, по селам вся исколотая иглами и изверченная веретенами, потому что многие женщины и шьют, и прядут в такие дни, которые следует праздновать в честь этой святой. Таким образом, особенное уважение к пятнице объясняется тем, что этот день считается в народе посвященным св. Пятнице: именем Пятницы в простонародье называется мученица Параскева. В Четьях-Минеях повествуется, что родители ее всегда чтили пятницу, как день страданий и смерти Спасителя, за что и даровал им Господь в этот день дочь, которую они назвали «Параскеви» т. е. пятницей. В прежних наших месяцесловах при имени св. Параскевы упоминалось и название Пятницы; церкви, ей посвященные, до сих пор называются Пятницкими". 28 октября, когда чтится память св. Параскевы, поселяне кладут под ее икону зеленые плоды и хранят их до следующего года. В обетные пятницы, собираясь праздновать, в одно назначенное место они выносят образ Параскевы мученицы, обвешанный платками и лентами. На дорогах, при распутьях и перекрестках издревле ставились на столбиках небольшие часовни с иконою св. Параскевы; часовни эти также назывались «пятницами»". В других местностях все особенности, приписываемые Пятнице, относят к Пречистой Деве; так, бабы не прядут по пятницам, чтобы не запылить Богородицы, которая ходит тогда по избам; еще накануне поэтому подметают в избах полы; шерсть, от которой нет пыли, позволяют прясть.

Припоминая, что пятница у других европейских народов в языческую эпоху была посвящена богине Венере или Фрее, справедливо будет предположить, что в приведенных нами поверьях скрывается темное воспоминание о древней языческой богине. Под влиянием христианских идей оно естественным образом слилось со священными представлениями новой религии, подобно тому, как атрибуты Перуна перенесены суеверным народом на Илью-пророка, а древнее поклонение Волосу перешло на св. Власия.

Пятнице приписывают влияние на здоровье, урожай хлеба и плодородие скота, почему во время падежей, моровой язвы и других бедствий прибегают к ней с мольбами, совершают общественное богослужение и приносят очистительные жертвы; в народе ходят даже молитвы, сочиненные в честь св. Пятницы: они носятся на шее от различных недугов или привязываются к больной голове. Во время церковных обрядов прежде выносили икону св. Параскевы, увешанную лентами, монистами, цветами и душистыми травами: эти цветы и травы оставались в церкви, и отвар их давали пить отчаянно больным, как вернейшее средство к исцелению. По народному поверью, кто соблюдает пятницу, у того не будет лихорадки. В Калужской губернии при начале жатвы одна из старух, известная по легкости своей руки, отправляется ночью в поле нажинает один сноп, связывает его и до трех раз то кладет, то ставит на землю, произнося следующие слова: «Пятница-Параскева, матушка, помоги рабам Божьим (следуют имена) без скорби и болезни окончить жатву; будь им заступница от колдуна и колдуницы, еретика и еретицы!» Затем, взявши сноп, она старается пройти до двора, не будучи никем замеченною. На праздник Покрова девицы, желающие выйти замуж, обращаются с просьбою о том к Пятнице: «Матушка Пятница-Параскева! Покрой меня поскорее»". Духовный регламент Петра Великого упоминает о совершавшемся в народе символическом обряде, указывающем на обожание Пятницы. «Слышится (читаем в этом законодательном памятнике), что в Малой России, в полку стародубском, в день уреченный праздничный водят женку простовласую под именем Пятницы, а водят в ходе церковном, и при церкви честь оной отдает народ с дары и со упованием некие пользы».
Status
Für weitere Antworten geschlossen.

Kommentare

Es sind keine Kommentare zum Anzeigen vorhanden.
Status
Für weitere Antworten geschlossen.

Blogeintragsinformationen

Autor
N8blu_
Lesezeit
7 Min. Lesezeit
Aufrufe
18
Letztes Update

Weitere Einträge in Esoterik-Blogs

Weitere Einträge von N8blu_

Zurück
Oben