Осознание душевных омрачений

Egal wer du bist
Sind deine Einstellungen falsch
Bringen sie dich zwangsläufig zum Leid




ЧАСТЬ I.


МЕДИЦИНА ТИБЕТСКОГО БУДДИЗМА

НАМО ГУРУ БХЕКАНДЗЕ!

ХВАЛА ВЕЛИКОМУ БУДДЕ МЕДИЦИНЫ!

Кто бы ты ни был,

Если имеешь неправильные воззрения,

Ты вынужден будешь страдать.

Но если даже просто услышишь звук святого имени,

То не будешь перерождаться в мучениях

И достигнешь состояния безупречной чистоты

«Гимн в похвалу Будде Медицины» Чагмед Ринпоче


°°°°°°°°°°°°°°

Согласно Будде и Абхидхарме, совершенствование человеческого ума затрудняется или делается невозможным из-за клеша (санскр.; тибет. - ньон моигс): омрачений, умственных искажений, отрицательных эмоций или беспокоящих концепций.

В «Абидармасамуччая» клеша определена как «душевный фактор, который, находясь в уме, вызывает всевозможную путаницу и недостаток контроля над умом».

Эти душевные эмоциональные омрачения являются отражениями состояний сознания, привычных реактивных и побудительных комплексов; это - психические корни болезни.

Тясячи клеша могут быть сведены к так называемым «трем ядам» - запутанности, привязанности и отвращению, каждое из которых возникает из базисного неведения, или неосознанности.

Омрачения также подразделяются на две основные группы и подгруппы:

1. Эмоциональные состояния:
а) большее - приобретенное в этой жизни,
б) меньшее - врожденное;

2. Умственные омрачения:
а) большее - неверные взгляды,
б) меньшее - субъектно-объектная двойственность.
Именно эта последняя группа субъектно-объектной двойственности, или приверженности к идее о постоянном отдельном «я», является основополагающим, базисным неведением, из которого возникают все остальные. Согласно буддийской философии, психологии и медицине, эта привязанность к «я» и есть источник всякого заблуждения, страдания и болезни.

Об этом очень ясно сказано в главном тибетском труде по медицине: «Существует только одна причина для всех болезней - неведение, возникающее вследствие непонимания нетождественности [отсутствие непрерывного «я»].

Так, парящая в небе птица неотделима от своей тени. Равным образом, даже когда существа живут и действуют с радостью, вследствие неведения они не могут быть свободны от болезней»3.

Тибетская буддийская медицина - удивительное и сложное переплетение религии, мистики, психологии и рациональной медицины. Она включает в себя целый ряд идей и понятий, которые используются для лечения вместе с лекарствами и лечебными процедурами. Это продукт древней культуры, весьма отличной от нашей собственной. Для современного человека, впервые сталкивающегося с тибетской системой врачевания, в особенности с ее психиатрией, она может показаться чуждой и незнакомой, устаревшей и даже непонятной, особенно человеку, незнакомому с буддизмом, с которым она неразрывно связана. Трудно заполнить пробел между взглядом на мир священной культуры тысячелетней давности и научным материализмом современности, особенно с медицинской точки зрения. Однако это возможно и небесполезно.


°°°°°°°°°°°°°°

Поскольку тело и ум являют собой две части одного целого, в любом виде диагностики и лечения это принимается во внимание. На физическом, органическом уровне тело понимается как комбинация трех доша* - ветра, желчи и слизи.

" Три доша (санскр), ньес-па (тиб). Три базисных понятия, которыми оперирует тибетская медицина. Содержание их чрезвычайно обширно.
Так, к системе ветра относятся все динамические динамические процессы в теле (дыхание, перистальтика, нервные импульсы, кровообращение и.т.д
к системе желчи— энергетические процессы (пищеварение, поддержание теплоты тела), окраска кожи и пр., к системе слизи— придание крепости телу. соединение суставов, регуляция жидкостного баланса тела. —
Прим. изд.

Три эти составляющие тела возникают из трех первичных ядов, или омраченностей ума; слизь - из неведения, ветер - из желания и желчь - из ненависти. На физическом плане показателем их дисбаланса или равновесия и будут болезнь или здоровье.

На взаимоотношения этих трех влияют различные естественные факторы, такие как диета и смена сезонов. Также на них влияют образ жизни, психологические факторы, астрологические и «невидимые» силы и, наконец, карма, идущая из нынешней или прошлых жизней.

Карма и перевоплощения - центральные понятия в буддизме и буддийской медицине. Карма может пониматься как результат действий, проявляющийся вследствие работы закона причины и следствия.
Любое действие тела, речи и ума, сознательное и неосознанное, неизбежно порождает плод в этой или будущих жизнях. То, что перерождается - не есть самостоятельная единица или отдельная личность. Скорее, это психическая непрерывность, сформированная личностью в прошлых жизнях, а карма - тонкий закон бытия, проявляющийся в последовательных перевоплощениях с неумолимой справедливостью.

Поскольку карма прошлых жизней проявляется в настоящем, некоторые заболевания имеют исключительно духовную, или кармическую причину. Эти заболевания не реагируют на обычные методы лечения, но требуют лечения на соответствующем уровне, то есть на духовном.

^^^^^^^^^^^^^^^^^^

...суть буддизма неизменна и обобщена в первом наставлении Будды о Четырех Благородных Истинах.

Первая истина - истина страдания - непостоянство, присущее обусловленному существованию. Все, что существует, состоит из частей, недолговечно и преходяще. Существуют четыре основных страдания: рождение, болезнь, старость и смерть. Вторичными страданиями являются: не-получение того, чего мы хотим; не-хотение того, что мы получаем; разлученность с кем-то или чем-то, дорогим для нас, и совместное пребывание с людьми и вещами, которые нам не нравятся.

Вторая истина - истина причины страдания - желание. Желание чувств, желание существования, желание несуществования. Корыстное желание приводит к перерождению, порождает сансару и причиняет несчастье нам самим и другим.

Третья истина - истина прекращения страдания - прекращение желания, непривязанность, освобождение, нирвана. Устранение желания позволяет выйти за пределы, достичь безмятежности, пребывать в абсолютной природе неподвижности, невыразимом блаженном покое. Это не означает прекращение осознавания, то есть это не пассивное состояние. Напротив, это полное пробуждение осознания реальности, не омраченное обманчивыми мыслями и эмоциями.

Четвертая истина - истина пути прекращения страдания - восьмеричный путь, включающий правильный взгляд, правильное намерение, правильную речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное понимание, правильное созерцание. Восемь этих постулатов обобщают до трех: развития нравственности, сосредоточения и мудрости.

Есть еще два понятия, поддерживающих это основное поучение. Первое -это понятие «не-я». Не существует никакой независимой «я»-сушности, самобытия. Не существует самобытия нас самих, нет его и в окружающем нас мире явлений. Существует только обусловленное существование. Чувство «самости», испытываемое нами, составлено из пяти скандх, пяти состояний материн, пли психофизических ощущений. Это: форма, чувствен-
ное восприятие, ощущение,
мотивация и сознание. Первые три -процессы инстинктивные; последние два - волевые.

Динамичное взаимодействие этих пяти, а не некое неизменное «я», дает нам ощущение себя. С точки зрения буддизма, проблема человека — его запутанность, то, что он хватается за это чувство «я», как за некую реальную сущность, вместо того чтобы переживать постоянно изменяющиеся проявления существования.

Пять взаимодействующих составляющих бытия описываются как пять стихий: земля, огонь, вода, воздух и пространство.

Поскольку все внешние и внутренние явления лишены независимого самобытия, мир и его проявления следует понимать как иллюзию, мираж.

Как звезды, наваждение, светильник,

обман или росу, или пузырь,

как сон, как вспышку молнии, как тучу —

так видеть мы должны все то, что есть.*

Другим основополагающим понятием является доктрина взаимозависимого происхождения *."Взаимозависимое возникновение — одно из базисных положений буддизма. Речь идет о том, что ни одно явление или объект не существуют «сами по себе», а вызваны совпадением каких-либо условий, которые привели к их появлению. То, что мы считаем реальным, — иллюзии, совпадение различных условии. — Прим. ред.

В буддийских писаниях оно формулируется следующим образом:

«Обусловленные неведением кармические тенденции;

обусловленное кармическими тенденциями сознание;

обусловленные сознанием имя и форма;

обусловленные именем и формой шесть источников сознания;

обусловленный шестью источниками сознания контакт;

обусловленная контактом чувствительность;

обусловленное чувствительностью желание;

обусловленная желанием привязанность;

обусловленное привязанностью появление;

обусловленное появлением рождение;

обусловленные рождением
старение, смерть, горе, причитания, боль, печаль и отчаяние.

Вот как возникают все страдания»

7.


Поворот вспять вышеперечисленных связей, или процесса взаимозависимого происхождения, и есть практика Дхармы, ведущая к нирване. Тройственная природа буддийской практики есть развитие нравственности, сосредоточения и мудрости, а главной опорой этих практик является развитие осознанности. Основой буддийской нравственности является развитие любви, доброты и сострадания. Смысл этого в том, чтобы никогда не причинять вреда или страдания другим существам, а пытаться помочь им и нести им счастье.

Основой буддийского сосредоточения и созерцания является контроль над умом. Развив сосредоточение и осознавание, мы можем управлять необузданными мыслями и эмоциями, которые порождают страдания и карму. Суть всего описывается следующим образом:

Беспокойство вызывается главным образом тремя причинами: чувствами (1), страстями, нуждами и желаниями (2) и беспорядочным мышлением (3). Для того, чтобы одолеть этих врагов духовной безмятежности, необходимо, следовательно, отдалить чувства от их объектов, подобно тому как черепаха убирает свои конечности, перестать хотеть чего бы-то ни было и пресечь беспорядочное мышление

8.

Развитие мудрости означает инеллектуальное и созерцательное понимание взаимозависимого возникновения и реальное осознавание отсутствия «самости».

^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

Вот что написал по этому поводу Доджуп Чен Ринпоче третий: «Всякий раз, как живое или неживое причиняет тебе вред, если твой ум испытывает только сознание печали, тогда даже от небольшой случайности может развиться большая душевная боль. Ибо любое сознание по своей природе увеличивает то, что переживает, будь то страдание или счастье. Если такой опыт будет укореняться, настанет время, когда большая часть из того, что, кажется, станет причиной навлекаемого на нас несчастья, и у счастья не останется шансов. Если не знаешь, что ответственность лежит на собственном уме, и обвиняешь только внешние предметы, то неугасимое пламя страдания и отягченной гневом кармы будет расти. Это называется «явления, возникающие в форме врага».

Поэтому, для того чтобы не страдать от враждебных преград, болезней и вредоносных духов, не обязательно избегать превратностей, таких как болезни, и это не значит, что они случатся вновь. Скорее это означает, что они не смогут возникнуть и стать преградой на Пути к Просветлению»48.

Тантрические обряды используются для того, чтобы дать человеку, занимающемуся самоисцелением, некую внешнюю структуру для проецирования на нее своей внутренней силы. Сила эта отождествляется с божеством. Она очищает, входит в практикующего, и он полностью отождествляется с ней, становясь божеством. Таким образом, энергии тонкого тела практикующего, отождествленные с Будда-энергиями, направляются на излечение. Основной частью такой практики является мысленное представление Алмазного света, струящегося из божества, и направление его в конкретное место, требующее лечения, а если это необходимо, то вообще по всему телу - для его очищения и трансформации. Белый и синий свет используются в целях лечения наиболее часто. При лечении других вращающийся свет не просто остается внутри, но излучается наружу, очищая и исцеляя все существа.

Осознание наших душевных омрачений и проступков и метод их очищения обычно выполняется посредством практики созерцания Будды Ваджрасаттвы.


5396_900.jpg

Ваджрасаттва (Дордже Семпа) - особое божество, очищающий аспект природы Будды. Во время практики он представляется над головой. Он белоснежного цвета, сидит в позе лотоса, держит в левой руке у бедра колокольчик, символизирующий мудрость, а в правой руке на уровне сердца - ваджру, символизирующую искусные средства. Он слегка улыбается и божественно прекрасен. Ему исповедуются в своих «грехах», и это приносит большую психологическую пользу. Затем свет из мантры, вращающейся в его сердце, исходит к Буддам вселенной и возвращается к нему обратно. Затем, силой нашей веры и решимости не совершать тех же проступков вновь, а также через силу нашего созерцания и благодаря его обету спасать очпшать, свет проливается на нас через макушку головы, и наше тело начинает сиять изнутри. Мы мысленно представляем себе наши дурные эмоции, физические болезни и душевные омрачения, всю свою плохую карму и привычные склонности исходящими из нас вниз в виде крови и гноя, темного дыма, жутких насекомых и пауков, которые удовлетворяют властителей кармического долга в предвкушении ожидающих внизу.

Также как и созерцание Ваджрасаттвы, можно использовать для самоизлечения много других божеств, и наивысшим среди них является Будда Медицины, Сангье Менла, Сиятельный Господин Исцеления.



Status
Für weitere Antworten geschlossen.

Kommentare

Es sind keine Kommentare zum Anzeigen vorhanden.
Status
Für weitere Antworten geschlossen.

Blogeintragsinformationen

Autor
N8blu_
Lesezeit
7 Min. Lesezeit
Aufrufe
32
Letztes Update

Weitere Einträge in Esoterik-Blogs

Weitere Einträge von N8blu_

Zurück
Oben