Легенды горы Зеленой
Устное творчество шорского народа
Ульгень и Эрлик
В шорских легендах две могучие силы, два божества определяют все события в мире - хорошее и плохое, добро и зло. Зовут их Ульгень и Эрлик. Когда-то они существовали вместе, но случилось так, что пути их разошлись. После того как Ульгень сотворил землю и человека, зависть поселилась в сердце Эрлика. Злоба, рожденная завистью, не давала покоя ни днем, ни ночью. Как превзойти Ульгеня? Что сотворить, чтобы мир был поражен и восхищен талантом Эрлика?
Сделав себе молот, наковальню, кузнечные меха и клещи, раскалил Эрлик железо и ударил по нему, вложив в этот удар всю свою ненависть к Ульгеню. Сила ненависти была такой мощной, что тотчас из-под молота выскочил бес и радостно запрыгал вокруг создателя.
Вдохновленный удачей, Эрлик наковал множество духов и определил их себе в слуги. Еще Эрлик сотворил трех животных: медведя, барсука и крота. Медведь получился силен, блудлив и опасен; барсук и крот бесконечно рыли землю, особенно крот. Его бесчисленные норы пролегали под лошадиными тропами. Лошади проваливались и ломали ноги.
Жалобы людей дошли до Ульгеня. Призвал он к себе Эрлика и потребовал прекратить вредить людям.
- Дай мне место на земле во владение, - вскричал Эрлик. - Я буду хозяином и буду делать так, как мне хочется!
Отказал ему Ульгень.
- Дай хотя бы столько земли, чтобы я мог поставить свой посох!
Согласился Ульгень. Хитрый Эрлик забил свой посох в землю и с силой выдернул его из земли. Вместе с посохом выскочили дикий кабан, змея, лягушка и множество других тварей, вредных и смертельно опасных для человека.
Разгневался Ульгень, понял, что не будет между ними мира и согласия:
- Нет тебе места на земле, ступай-ка ты в преисподнюю и делай там, что тебе угодно!
С тех самых пор владения злобного Эрлика - подземный мир. Беснуется он там, исходит ненавистью и при каждом удобном случае мстит ни в чем не повинным людям.
Темир-Тау -
«железная гора»
Однажды в Горной Шории, у истоков реки Учулен, на вершине плоской горы, люди нашли железную руду. Это случилось давно, когда тайга и горное эхо еще не слышали выстрелов из ружья, а пушистый соболь не знал лязга железных капканов.
На берегу звонкой реки Мрассу жили братья-охотники. Старшие братья с охоты богатую добычу несут - белка и соболь будто сами их ищут. Младший брат с пустой сумкой возвращается - нет ему удачи. Коренья кандыка да стебли ревеня - вся его пища. «Видно, Хозяин тайги на меня прогневался», - думает охотник.
Достанет он деревянного божка Шалыга, злого духа тайги, и начинает уговаривать и угощать, остатками чая на костер брызгать. На комысе, сделанном из кедра, пел печальные песни. Молил Шалыга не гневаться и послать удачи. Да всё напрасно. Половину тайги обойдет - ни с чем вернется.
Сидел он как-то у костра, тосковал, играл на комысе. Вдруг пронесся по тайге ветер, и у костра появился человек. Глаза зеленые, волосы зеленые, сапоги каменные. Присел у огня: "Не печалься, охотник. Счастье не только в хорошей добыче. Пойдем со мной, богатым будешь". "Видно, это Хозяин гор", - подумал охотник.
Поднялись они на вершину горы, и раскрылись перед ними каменные двери в подземный дворец. На одной половине его висели шкуры собольи, лисьи, Горностаевы. На другой - грудами сверкали камни. Подвел Хозяин гор охотника к камням, насыпал большой мешок блестящих, красных, как кровь, камней и сказал: "Мой подарок даст тебе силу и славу".
Охотник же посмотрел на звериные шкуры и подумал: "Если бы дал он мне хоть немного этих мехов! Зачем мне камни? Разве камни дают богатство?" Понял его взгляд Хозяин гор. Наполнил второй мешок мехами, отдал охотнику со словами: "Смотри, мешок с камнями не бросай. Камни тебе великую силу дадут".
Несет охотник мешки и думает: "Мне бы меха до стойбища донести. Разве мало камней в горах? Я всегда могу набрать сколько угодно". И бросил камни.
Хозяин гор, найдя мешок в тайге, сильно разгневался на охотника, унес мешок и глубоко запрятал в пещере. В гневе не заметил, как один камень обронил на землю. Этот-то камешек, красный, как бычья кровь, был замечен молодым шорцем, бродившим по тайге. Подивились соплеменники камню да и бросили его в костер. Раскалился добела красный камень, потек огненной струйкой. А застыв на земле, стала струйка гибкой и твердой и больше не плавилась.
Тогда люди и поняли, что это был камень, рождающий железо, из которого можно сделать и топор, и котел, и наконечник для стрелы. Много чего можно сделать из железа.
Отправились люди к горе, стали рыть и долбить, искать железо. Гневался Хозяин гор, сопротивлялся. Ураган напускал, камнепады обрушивал, но упорства искателей не сломил. Добрались люди до подземной кладовой, нашли камень, рождающий железо.
И гору эту назвали "Темир-Тау" - "железная гора". У подножия Темир-Тау гремит теперь огненный город, из которого течет огненная река.
Устное творчество шорского народа

Ульгень и Эрлик
В шорских легендах две могучие силы, два божества определяют все события в мире - хорошее и плохое, добро и зло. Зовут их Ульгень и Эрлик. Когда-то они существовали вместе, но случилось так, что пути их разошлись. После того как Ульгень сотворил землю и человека, зависть поселилась в сердце Эрлика. Злоба, рожденная завистью, не давала покоя ни днем, ни ночью. Как превзойти Ульгеня? Что сотворить, чтобы мир был поражен и восхищен талантом Эрлика?
Сделав себе молот, наковальню, кузнечные меха и клещи, раскалил Эрлик железо и ударил по нему, вложив в этот удар всю свою ненависть к Ульгеню. Сила ненависти была такой мощной, что тотчас из-под молота выскочил бес и радостно запрыгал вокруг создателя.
Вдохновленный удачей, Эрлик наковал множество духов и определил их себе в слуги. Еще Эрлик сотворил трех животных: медведя, барсука и крота. Медведь получился силен, блудлив и опасен; барсук и крот бесконечно рыли землю, особенно крот. Его бесчисленные норы пролегали под лошадиными тропами. Лошади проваливались и ломали ноги.
Жалобы людей дошли до Ульгеня. Призвал он к себе Эрлика и потребовал прекратить вредить людям.
- Дай мне место на земле во владение, - вскричал Эрлик. - Я буду хозяином и буду делать так, как мне хочется!
Отказал ему Ульгень.
- Дай хотя бы столько земли, чтобы я мог поставить свой посох!
Согласился Ульгень. Хитрый Эрлик забил свой посох в землю и с силой выдернул его из земли. Вместе с посохом выскочили дикий кабан, змея, лягушка и множество других тварей, вредных и смертельно опасных для человека.
Разгневался Ульгень, понял, что не будет между ними мира и согласия:
- Нет тебе места на земле, ступай-ка ты в преисподнюю и делай там, что тебе угодно!
С тех самых пор владения злобного Эрлика - подземный мир. Беснуется он там, исходит ненавистью и при каждом удобном случае мстит ни в чем не повинным людям.

Темир-Тау -
«железная гора»
Однажды в Горной Шории, у истоков реки Учулен, на вершине плоской горы, люди нашли железную руду. Это случилось давно, когда тайга и горное эхо еще не слышали выстрелов из ружья, а пушистый соболь не знал лязга железных капканов.
На берегу звонкой реки Мрассу жили братья-охотники. Старшие братья с охоты богатую добычу несут - белка и соболь будто сами их ищут. Младший брат с пустой сумкой возвращается - нет ему удачи. Коренья кандыка да стебли ревеня - вся его пища. «Видно, Хозяин тайги на меня прогневался», - думает охотник.

Достанет он деревянного божка Шалыга, злого духа тайги, и начинает уговаривать и угощать, остатками чая на костер брызгать. На комысе, сделанном из кедра, пел печальные песни. Молил Шалыга не гневаться и послать удачи. Да всё напрасно. Половину тайги обойдет - ни с чем вернется.
Сидел он как-то у костра, тосковал, играл на комысе. Вдруг пронесся по тайге ветер, и у костра появился человек. Глаза зеленые, волосы зеленые, сапоги каменные. Присел у огня: "Не печалься, охотник. Счастье не только в хорошей добыче. Пойдем со мной, богатым будешь". "Видно, это Хозяин гор", - подумал охотник.
Поднялись они на вершину горы, и раскрылись перед ними каменные двери в подземный дворец. На одной половине его висели шкуры собольи, лисьи, Горностаевы. На другой - грудами сверкали камни. Подвел Хозяин гор охотника к камням, насыпал большой мешок блестящих, красных, как кровь, камней и сказал: "Мой подарок даст тебе силу и славу".
Охотник же посмотрел на звериные шкуры и подумал: "Если бы дал он мне хоть немного этих мехов! Зачем мне камни? Разве камни дают богатство?" Понял его взгляд Хозяин гор. Наполнил второй мешок мехами, отдал охотнику со словами: "Смотри, мешок с камнями не бросай. Камни тебе великую силу дадут".
Несет охотник мешки и думает: "Мне бы меха до стойбища донести. Разве мало камней в горах? Я всегда могу набрать сколько угодно". И бросил камни.
Хозяин гор, найдя мешок в тайге, сильно разгневался на охотника, унес мешок и глубоко запрятал в пещере. В гневе не заметил, как один камень обронил на землю. Этот-то камешек, красный, как бычья кровь, был замечен молодым шорцем, бродившим по тайге. Подивились соплеменники камню да и бросили его в костер. Раскалился добела красный камень, потек огненной струйкой. А застыв на земле, стала струйка гибкой и твердой и больше не плавилась.
Тогда люди и поняли, что это был камень, рождающий железо, из которого можно сделать и топор, и котел, и наконечник для стрелы. Много чего можно сделать из железа.
Отправились люди к горе, стали рыть и долбить, искать железо. Гневался Хозяин гор, сопротивлялся. Ураган напускал, камнепады обрушивал, но упорства искателей не сломил. Добрались люди до подземной кладовой, нашли камень, рождающий железо.
И гору эту назвали "Темир-Тау" - "железная гора". У подножия Темир-Тау гремит теперь огненный город, из которого течет огненная река.
