Конопля (M) / Масло конопли

Поверья о змеях-рептилиях также демонстрируют защитные свойства конопли: «Уверяют, что сии гады (змеи) входят человеку во внутренность... такого поят парным и наговорным коровьим молоком, смешанным с конопляным маслом...» [Чулков АБЕВЕГА. С. 201].

Конопля нейтрализует действие змеиного яда: она «прикладывается к ране, происшедшей от укушения змеи или ужа, которая скоро заживляет» [Попроцкий. С. 148]; фигурирует в заговоре от укуса змеи: «Ишов Август по широкой дорози, узышов на крыжавую дорогу; на крыжавой дорози стоиц дуб, у тым дубу змяиный зуб, – кусав и рвав рабу божаму цело. Я твой яд вымаю, конопляным и маковым зерням отсыпаю, цябе проклинаю и отсылаю к дубу, к змяиному зубу» [Романов БС V. № 335].

Если считать червей существами змеиной природы, то в нашем ряду значимо и следующее поверье, приведенной в травнике В. Городецкого и Вилька: «Противный дух цветущей конопли выгоняет хлебных червей из ворохов, предохраняет капусту и другие огородные растения от гусениц и прочих вредных насекомых и мышей, если по грядам, на краях, их будет посеяна конопля [Городец. и Вильк. С. 121]. Интерпретировать его можно двояко: 1) черви (= змеи) боятся конопли; 2) возможно, это представление стоит в том же ряду, что и изгнание насекомых в календарные дни (см. ниже).

Позже конопля, конопляное семя наряду с семенами льна и мака стала применяться как оберег от ходячего покойника: в прииртышских текстах о ходячем покойнике (любовнике и нет) обсыпание дома конопляным, льняным, маковым семенем выступает как оберег [ФА ОмГПУ: ЭК-10/82, № 194; ЭК-3/90, № 161; ЭК-4/91, № 54, 55; ЭК-8/88, № 13]. В них конопля уже не сама по себе имеет защитную силу, а – мелкота и множественность ее семян. Возможно, что это представление более позднее, чем апотропеические свойства самого растения.

В Сербии, «чтобы покойник не стал вампиром, его покрывали конопляным полотном». В Болгарии опоясывали поверх рубашки пасмой конопли, могилу обкладывали конопляной паклей, ниткой и поджигали; нагая женщина кадила очесами конопли волосы покойника; пепел, остатки конопли и волосы клали в гроб» [СД II. С. 587]. Эти примеры, особенно последний, показывают действия, закрепляющие переход покойника в «иной» мир, мир мертвых, исключающие его возвращение оттуда. Возможно, подкуривание волос покойника очесами конопли (ср. выше: эпизод со сказочной матерью змеев) окончательно делает его уже представителем мира мертвых.

Отсюда становится ясной не случайность использования конопли в качестве поминальной еды: «После похорон крестьяне совершают поминки, на которые приготовляют вареную фасоль, натирают конопляного семени, пекут лепешки без соли и варят капусту...» (Алексеевка Боркинской волости Слонимского уезда Гродненской губернии) [Романов. Гродн. С. 50]. Не случайны и различные обрядовые действия для продуцирования роста конопли (танцы с подскоками проч.) на масленицу – праздник с ярко выраженной связью с миром предков [СД 2. С. 585]. В этот же ряд поставим употребление гречневой каши с конопляным молоком в Сочельник; приглашение Мороза на кутью с конопляным молоком; у южных славян – использование жгута из конопли для перевязки рождественской и пасхальной выпечки, посыпание полазником семенами конопли в каждом доме; использование конопли в убранстве и атрибутике ряженых [СД II. С. 586–587; Цивьян. С. 313].

С миром предков связана и костра (отходы от обработки льна и конопли): «Большим грехом считается мыкать мычки и прясть пряжу в пятницу, чтобы не оскорбить усопших родителей, которым будто бы кострика или шелуха конопляная может засорить глаза» (Нижнедевицкий уезд Воронежской губернии) [ЭС 1. С. 215]. Ряд подобных примеров приведен М. М. Валенцовой в «Славянских древностях» [СД II. С. 631].

В мире предков одинаково значимы и мужской, и женский персонажи. В конопле же, однако, преобладает женская семантика. Если мы допускаем, что предки-покровители – это змей и змеиха, то конопля – растение змеихи. ....


Конопля служит защитой от ведьм: «На Купалу собирают против ведовства конопляный цвет или кашку, которую рассыпают перед воротами своего дома и в хлевах, чтобы ведьма не могла сюда проникнуть» [Сумцов. С. 144]; П. П. Демидович описывал поверья белорусов о разоблачении ведьм на Пасху с сыром: «Чтобы избавиться от них, трэба им у вочи сыпнуць канапель и йци даляй. Яны стануць падбираць, а чалавек можа спокойна ици до хаты...» [Демидович. Из области. С. 110–11]. В с. Пологрудово Тарского района Омской области считают, что ведьмина корова на Ивана Купалу не может перейти костру [ЛА Л. В. Новоселовой]. Конопля не только не позволяет ведьме приблизиться к человеку или зайти в коровник, но и может оказывать нейтрализующее действие: «утром на Купалу нужно пересыпать коноплей дорогу, где за околицей будет проходить скот в поле. Если такую конопляную «сцежку» перейдет корова с отнятым у нее молоком, то последнее и все приготовленное из него поедят черви» [Никифоровск. Приметы, № 1975].

«Щоб видьмы не ходылы до коров, треба нарвать на Ивана Купала конопель и поховаты у хливи. Тыми коноплямы выганяты коров у пастуш, и як женут, видьмы будут пидходыты и просыть оддать конопли. Ще годытся у сей день нарвать кропывы и поставыть круга викон» (Черниговская губерния)» [Гринч. Из уст. С. 147].

Обратим внимание на еще одно поверье о конопле и ведьме, на первый взгляд, противоположное вышеприведенным (о ведьме и ее корове на Купалу): «Если в Купалу потрясти коноплю-самосейку, то сюда не замедлит явиться ведьма и станет просить, чтобы больше не трясли коноплю» [Никифоровск. Приметы, № 1976].

Традиционно подобные представления объясняются тем, что ведьма боится конопли и крапивы. А если отойти от общепринятого объяснения и предположить иное?

Может быть, ведьма не потому не может зайти в коровник, что боится разложенной там конопли или крапивы, а потому, что это ее знаки, ее растения. Тот, кто их положил, как бы говорит: или – «мы тебя чтим – не вреди нам», или – «мы такие же по силе, как и ты, мы тебя не боимся, уходи!» А потом это уже получило «вторичную мотивировку» (от жгучести крапивы или очистительных и защитных свойств конопли). Потому и ведьмина корова не может перейти стежку из костры («мы такие же по силе»), потому и молочные продукты из отнятого молока портятся, если корова перейдет костру!


Пенька или конопляная пакля, сваренная в зольном щелоке или просто с золою, приложенная к нижней части живота, служит припаркой, сильно гонящей месячную кровь.
Молоко из конопляных семян дают пить роженицам для ускорения родового очищения, умножения грудного молока и при желтухе» [Городецк. и Вильк. С. 120].


.....................................................


Так как польза конопляного масла неоднократно доказана, продукт активно используется в народной медицине. Его применяют наружно и употребляют внутрь в чистом виде либо в сочетании с другими ингредиентами. Масло конопли является хорошим средством для профилактики заболеваний мочеполовой системы, сердца и сосудов.

Против каких проблем можно использовать:

  • Радикулит. Масло снимает острые приступы боли в пояснице. Его втирают массажными движениями в проблемные места, утепляют.
  • Эндокринные заболевания. Жирные кислоты нормализуют обменные процессы, что влияет на гормональный фон и работу щитовидной железы.
  • Для верхних дыхательных путей: при сильном кашле, туберкулезе легких и желтухе.
  • Болезненные менструации, заболевания половой системы. Женскому организму необходимы правильные жиры, без них невозможно нормальное функционирование яичников и протекание других процессов.
  • Псориаз. Масло помогает снять воспаление с бляшек, очистить кожу, убирает ощущение стянутости. Входящие в состав витамины ускоряют регенерацию тканей, способствуют скорейшему выздоровлению.
  • Семена конопли усиливают функцию половых желез, поэтому полезны при импотенции.
Помимо народной медицины, конопляное масло ценится в косметологии. Содержащиеся в нем витамины и жирные кислоты помогают восстановить поврежденную кожу, защитить от шелушения, вылечить прыщи, благоприятно влияют на волосы, укрепляют ногти. Конопляное масло полезно для ухода за сухими, ломкими и тусклыми волосами. Можно втирать небольшое количество чистого масла или добавлять в готовые косметические средства.

Особенности применения и дозировки
Чтобы максимально сохранить витамины в масле, не рекомендуется его нагревать до высоких температур, держать на свету, так как ультрафиолет разрушает полезные компоненты. В кулинарии продукт используют в свежем виде для заправки салатов и других блюд. Также поступают при использовании в лечебных целях. Как принимать конопляное масло в лечебных целях:


  1. С утра натощак, запивая теплой водой или чаем. Завтракать можно через полчаса.
  2. Добавить разовую порцию в любое блюдо. Важно использовать легкие продукты.
  3. Разделить дневную дозу на 2-3 части, выпивать за полчаса до еды.
Рекомендуемая суточная дозировка для взрослого человека равна 1 ст. л. Не стоит начинать с максимальной порции, разумнее вводить конопляное масло в рацион постепенно, внимательно прослеживая реакцию организма.

То, как принимать конопляное масло, также зависит от преследуемой цели. Оно часто является ингредиентом народных смесей, мазей, лекарственных составов. В таком случае рекомендуется следовать выбранному рецепту. Так же поступаем при использовании продукта в косметических целях.

Кстати, в столовой ложке среднего размера 17 грамм масла, в чайной ложке 5 грамм. Эта информация поможет, если дома нет кухонных весов.

Status
Für weitere Antworten geschlossen.

Kommentare

Es sind keine Kommentare zum Anzeigen vorhanden.
Status
Für weitere Antworten geschlossen.

Blogeintragsinformationen

Autor
N8blu_
Lesezeit
6 Min. Lesezeit
Aufrufe
26
Letztes Update

Weitere Einträge in Esoterik-Blogs

Weitere Einträge von N8blu_

Zurück
Oben