О главе 78.
Глава 78 посвящена типу сумасшествия, называемому «нйо» (смйо) которое относиться к чувственным, эмоциональным и органу ческим нарушениям, психическим по сути, в отличие от внезапных расщеплений сознания в предыдущей главе.
Причины безумия разделяются на семь классов.
В шести из семи случаев первичными причинами сумасшествия выступают органические и эмоциональные факторы. Нарушения такого типа являются следствием душевного и физиологического состояния больного, в отличие от ситуации, описанной в главе 77, где духи стихий вызывают внезапные симптомы, весьма отличные от обычного состояния больного. Исключение здесь составляет седьмой случай, в котором вызывающий безумие демон (смйо бйед-кйи гдон) действует в одиночку.
Существенное различие между призраками главы 77 и демонами главы 78 заключается в том, что первые обладают отличи тельными чертами поведения, тогда как последние являюта духами сумасшествия, вообще возбуждающими чувства и эмоции.
Глава 78-я Тантры Стержневых Наставлений
ДУХИ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ БЕЗУМИЕ
«Затем риши Ригпе Еше сказал так: «О великий мудрец, слушай.
В болезнях, приводящих к безумию, наставляют в четыре [частях]: причины, классы, симптомы и лечение.
Причины:
ослабление энергии сердцаа,
подавленность,
душевное несчастие,
встревоженность чрезмерными размышлениями.
нездоровое питание [коренные причины],
способствующие причине вторичной - демонам.
Во-вторых, душевное смятение приводит к тому, что сознание застревает на пути ума,
извращая его так, что память слабеет и наступает сумасшествиев.
Классы: Оно [безумие] объясняется в семи классах:
сумасшествие возникающее от жизненного ветра,
возникающее от желчи,
возникающее от слизи,
возникающее от сочетания трех,
от душевной подавленности,
от яда, и
от призраков.
Симптомы: при возникновении безумия от ветра плоть становиться истощенной, больного рвет пеной, он много разговаривает и кричит, бегает туда-сюда. Глаза красные с помутнениями, и [болезнь] ухудшается после принятия пищи.
При возникновении от желчи больной сердится и неистовствует, любит холодное, слезы на глазах желтые, видит огонь и звездочки перед глазами.
[При возникновении] от слизи на больного нападает уныние, он мало говорит, испытывает отвращение к еде, много спит, много слизи выходит из носа, и слюны изо рта.
[При возникновении] от сочетания [доша], проявляются все симптомы.
[При возникновении] от душевной подавленности, больной все думает о своем несчастье.
[При возникновении] от яда, сознание становится спутанным, сияние лица существенно уменьшается, и мало жизненной силы.
[При возникновении] от демонической силы, все поведение становиться вредоносным.
Лечение: существуют два метода [лечения]: общее и частное.
Сперва, чтобы открыть проходы, в которые входит сознаниее, очищай масляным массажемж [бску-мнйе], лечебными ваннами, рвотой и кровопусканиямии.
[Затем] используй лекарство, называемое «целебное масло», [состоящее из]:
старого масла
трех главных плодов [миробалана хебула—а-ру-ра, миробалана беллерика, миробалана эмблика]
Vitex agnus-castus
cосны
сарсапарели
куркумы
барбариса
Desmodium gangeticum валерианы индийской Costus speciosus малины [или саламина] лаванды шафрана рододендрона кассии очистительной граната
Erycibe paniculata Кардамона большого Pi per cubeba голубого лотоса сандалового дерева можжевельника.
Онок [целебное масло] порождает сильное сексуальное влечение и силу, способствует зачатию, придает силу телу и полностью искорененяет причины помешательства.
В частности, при недуге, возникающем от жизненной праны, полагайся на легкое очистительное, называемое «Нежные соки» [жам-рци]: растолки щепотку борца с крепким пивом. Затем добавляй шесть щепоток миробалана, пока не получишь порошок, тогда смешай с водой. Рассчитывай смешать это с маслом, черной патокой и «шестью хорошими» [кардамон, кардамон большой, мускатный орех, стебель бамбука, гвоздика и шафран]. Без должного приготовления [это лекарство] может лишить жизни".
Или: еще полагайся на одну, две или три пилюли равного количества муската и «Гаруда-5» [миробалан, Costusspeciosus, корневище аира, гвоздика и сандаловое дерево].
[Или] составь порошок из:
патоки черной
соли морской
соли черной
сныти обыкновенной
кориандра
ци-тра-ка (перца стручкового)
трех горячих [имбиря, перца черного, перца длинного]
миробалана.
[Или] смешай:
мускатный орех
масло
человеческие кости
лечебное масло
человеческое [или животное] мясо, сушившееся в течение года
крепкое пиво.
«Горячую ложку»м [прижигание травами] следует применять ко всем тайным [точкам] жизненных токов".
При расстройстве желчи сначала очисти, смешаво:
перец длинный
миробалан хебула
цампу желтую
клещевину
корни голубого лотоса.
[Затем] приготовь порошокп из:
горечавки
девясила высокого
Adhatoda vasica
морозника
Цветов шафрана
миробалана эмблика
Пусти кровь из сердечной веныр. Добавь горечавки к лечебному маслу и смотри, чтобы в пищу употреблялось овечье мясо и говядина.
При повреждении слизи, вызывай рвоту смесьюс из
коровьего молока
имбиря
Sesbania grandiflora
чертополоха безлистного.
Прибегни к помощи усиленного питания и лекарства «жженая ложка»у.
При нарушениях вследствие сочетания (трех жизненных сил )
следует сочетать все методы лечения.
Подавленность души лечи обилием Дхармы и с помощью мирных слов.
При повреждении от яда, полагайся на пилюлю, сделанную из:
дпа-сер
борца белого
борца красного
ре-рал
куркумы
«пахучей воды» [мочи]ф.
При изменениях, вызванных духамих, жги смесь из мочи, кала, желчи, ногтей, волос и кожи:
кошки
барана
совы
лисы»
Так было сказано.
[Тут закончена] семьдесят восьмая глава по лечению демонов, вызывающих помешательство, из книги глубочайших тайных наставлений, восмичленной амриты».
Глава 78 посвящена типу сумасшествия, называемому «нйо» (смйо) которое относиться к чувственным, эмоциональным и органу ческим нарушениям, психическим по сути, в отличие от внезапных расщеплений сознания в предыдущей главе.
Причины безумия разделяются на семь классов.
В шести из семи случаев первичными причинами сумасшествия выступают органические и эмоциональные факторы. Нарушения такого типа являются следствием душевного и физиологического состояния больного, в отличие от ситуации, описанной в главе 77, где духи стихий вызывают внезапные симптомы, весьма отличные от обычного состояния больного. Исключение здесь составляет седьмой случай, в котором вызывающий безумие демон (смйо бйед-кйи гдон) действует в одиночку.
Существенное различие между призраками главы 77 и демонами главы 78 заключается в том, что первые обладают отличи тельными чертами поведения, тогда как последние являюта духами сумасшествия, вообще возбуждающими чувства и эмоции.
Глава 78-я Тантры Стержневых Наставлений
ДУХИ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ БЕЗУМИЕ
«Затем риши Ригпе Еше сказал так: «О великий мудрец, слушай.
В болезнях, приводящих к безумию, наставляют в четыре [частях]: причины, классы, симптомы и лечение.
Причины:
ослабление энергии сердцаа,
подавленность,
душевное несчастие,
встревоженность чрезмерными размышлениями.
нездоровое питание [коренные причины],
способствующие причине вторичной - демонам.
Во-вторых, душевное смятение приводит к тому, что сознание застревает на пути ума,
извращая его так, что память слабеет и наступает сумасшествиев.
Классы: Оно [безумие] объясняется в семи классах:
сумасшествие возникающее от жизненного ветра,
возникающее от желчи,
возникающее от слизи,
возникающее от сочетания трех,
от душевной подавленности,
от яда, и
от призраков.
Симптомы: при возникновении безумия от ветра плоть становиться истощенной, больного рвет пеной, он много разговаривает и кричит, бегает туда-сюда. Глаза красные с помутнениями, и [болезнь] ухудшается после принятия пищи.
При возникновении от желчи больной сердится и неистовствует, любит холодное, слезы на глазах желтые, видит огонь и звездочки перед глазами.
[При возникновении] от слизи на больного нападает уныние, он мало говорит, испытывает отвращение к еде, много спит, много слизи выходит из носа, и слюны изо рта.
[При возникновении] от сочетания [доша], проявляются все симптомы.
[При возникновении] от душевной подавленности, больной все думает о своем несчастье.
[При возникновении] от яда, сознание становится спутанным, сияние лица существенно уменьшается, и мало жизненной силы.
[При возникновении] от демонической силы, все поведение становиться вредоносным.
Лечение: существуют два метода [лечения]: общее и частное.
Сперва, чтобы открыть проходы, в которые входит сознаниее, очищай масляным массажемж [бску-мнйе], лечебными ваннами, рвотой и кровопусканиямии.
[Затем] используй лекарство, называемое «целебное масло», [состоящее из]:
старого масла
трех главных плодов [миробалана хебула—а-ру-ра, миробалана беллерика, миробалана эмблика]
Vitex agnus-castus
cосны
сарсапарели
куркумы
барбариса
Desmodium gangeticum валерианы индийской Costus speciosus малины [или саламина] лаванды шафрана рододендрона кассии очистительной граната
Erycibe paniculata Кардамона большого Pi per cubeba голубого лотоса сандалового дерева можжевельника.
Онок [целебное масло] порождает сильное сексуальное влечение и силу, способствует зачатию, придает силу телу и полностью искорененяет причины помешательства.
В частности, при недуге, возникающем от жизненной праны, полагайся на легкое очистительное, называемое «Нежные соки» [жам-рци]: растолки щепотку борца с крепким пивом. Затем добавляй шесть щепоток миробалана, пока не получишь порошок, тогда смешай с водой. Рассчитывай смешать это с маслом, черной патокой и «шестью хорошими» [кардамон, кардамон большой, мускатный орех, стебель бамбука, гвоздика и шафран]. Без должного приготовления [это лекарство] может лишить жизни".
Или: еще полагайся на одну, две или три пилюли равного количества муската и «Гаруда-5» [миробалан, Costusspeciosus, корневище аира, гвоздика и сандаловое дерево].
[Или] составь порошок из:
патоки черной
соли морской
соли черной
сныти обыкновенной
кориандра
ци-тра-ка (перца стручкового)
трех горячих [имбиря, перца черного, перца длинного]
миробалана.
[Или] смешай:
мускатный орех
масло
человеческие кости
лечебное масло
человеческое [или животное] мясо, сушившееся в течение года
крепкое пиво.
«Горячую ложку»м [прижигание травами] следует применять ко всем тайным [точкам] жизненных токов".
При расстройстве желчи сначала очисти, смешаво:
перец длинный
миробалан хебула
цампу желтую
клещевину
корни голубого лотоса.
[Затем] приготовь порошокп из:
горечавки
девясила высокого
Adhatoda vasica
морозника
Цветов шафрана
миробалана эмблика
Пусти кровь из сердечной веныр. Добавь горечавки к лечебному маслу и смотри, чтобы в пищу употреблялось овечье мясо и говядина.
При повреждении слизи, вызывай рвоту смесьюс из
коровьего молока
имбиря
Sesbania grandiflora
чертополоха безлистного.
Прибегни к помощи усиленного питания и лекарства «жженая ложка»у.
При нарушениях вследствие сочетания (трех жизненных сил )
следует сочетать все методы лечения.
Подавленность души лечи обилием Дхармы и с помощью мирных слов.
При повреждении от яда, полагайся на пилюлю, сделанную из:
дпа-сер
борца белого
борца красного
ре-рал
куркумы
«пахучей воды» [мочи]ф.
При изменениях, вызванных духамих, жги смесь из мочи, кала, желчи, ногтей, волос и кожи:
кошки
барана
совы
лисы»
Так было сказано.
[Тут закончена] семьдесят восьмая глава по лечению демонов, вызывающих помешательство, из книги глубочайших тайных наставлений, восмичленной амриты».
Примечания к главе 78
а. Необязательно физическое расстройство сердца, а сердечная болезнь, связываемая с сонливостью, недоеданием, отчаянием и т.п., а также слабость сердечного центра, которая вредит ветрам.
б. Озабоченность рассудка тревожными мыслями.
в. Путь ума есть обычное течение энергий пяти скандх по пяти сосудам сознания. В данной ситуации он закупорен и изменен в важнейшем месте—центре сердца, где встречаются все эти сосуды.
Существует «шесть врат», или шесть сосудов сознания, ответвляюшихся от первого сосуда чувственного сознания, также соединенного с ними в этом месте. В других системах «шесть врат» и каналы сознания в сердечном центре описываются немного по-разному.
В комментарии «Лазурное Сияние» объясняется, что в центре сердечной чакры расположены восемь лепестков, окружающих центральный канал. В центре находятся четыре нерва (четыре главных лепестка), расходящиеся в четырех направлениях, а также идущий вверх и идущий вниз. Они-то и являются «шестью вратами».
Идущий в верхнем направлении - зеленый, и это есть сознание тела.
Вниз - голубой, это сознание мысли.
Направленный на восток (вперед) — черный, является сознанием слуха.
На юг (в правую сторону)— красный, и это сознание зрения.
На запад (назад)— желтый, сознание запаха.
На север (влево)— белый, сознание вкуса.
Призраки входят с восточного и нижнего направлений. Они появляются в виде смятенных и взволнованных мыслей, вторгаются в жизненное пространство, и остаются там, извращая путь ума.
г. К примеру, кто-то, потеряв супруга, не перестает думать об этом, отчего печаль все возрастает и приводит к возникновению душевного беспокойства, замкнутого круга невротических мыслей, повторяющихся и усиливающихся с каждым повтором.
д. Даже хорошее питание и экстракты не приводят к выздоровлению тела в случае помешательства от отравления. Душа остается охваченой иллюзиями.
e. Поры или отверстия (бу-га). Не только внутренние каналы, но и внешние - поры кожи (в тибетской медицине кожа соотносится с сознанием), в случае их закупорки отрицательно влияют на умственную деятельность. Если прана проходит как следует, тогда ум функционирует гладко.
ж. Предварительные очистительные процедуры: массаж для ветра; очищение рвотой для слизи; ванны для желчи; кровопускания для крови (которую классифицируют иногда как четвертую жизненную силу).
з. Эта особая лечебная ванна для желчи называется Ванной Пяти Нектаров (бДук-рцилнга-лумс). Она состоит из: тамариска тибетского карликого рододендрона можжевельника эфедры
Tenacetum tomentosum -ароматического растения. К ним добавляют два главных противоветровых лекарства - мускатный орех и гвоздику, поскольку ветер страдает во всех случаях душевного расстройства. Все ингредиенты используются в равной пропорции и закупориваются в воздухонепроницаемом сосуде на пятнадцать дней, затем их помещают в воду для ванны, для брожения.
и. Кровопускания из большого пальца на ноге и из пальцев рук. Некоторые виды помешательства от жара и желчи связаны с избытком крови. «Кровопускание» включает также проверку тонких сосудов.
к. Трудно в приготовлении. Сначала составляющие растирают в порошок, после чего варят как суп. Соотношение порошка, молока и старого масла—1:6:3. Кипятят все вместе, как суп в течение примерно двух дней, пока не станет прозрачным. Затем хранят в холодном месте, пока не превратится в масло. Принимают по ложке утром и вечером.
л. Это сильное средство дают малыми дозами—в данном случае перорально. В Четвертой Книге оно предписывается при водянке. Передозировка смертельна.
м. «Меданг тхур-ма». Буквально огонь и ложка, что означает прижигание. Ложка - это железные, золотые или медные иглы. Тхур-ма также название лечебной травы, используемой в прижиганиях (трава спра).
н. Местами для прижигания здесь являются основание шеи и шестой позвонок вниз от основания шеи (седьмой шейный и четвертый грудной), а также солнечное сплетение.
о. Их превращают в порошок и дают в качестве предварительного средства при плохом пищеварении.
п. Принимать одну ложку порошка днем с горячей водой. При заболеваниях типа желчи лекарства должны даваться днем и вечером.
р. На подъеме ступни.
с. Готовят отвар и выпивают. Болезни слизи выходят со рвотой.
т. Соответствующие противослизистые продукты, такие как бурая мука, овощи, кукуруза, соевые бобы и органы животных— желудок и пр.— но не свежее мясо животных.
у. Для слизи точками являются центр живота и третий позвонок от основания шеи - третий грудной.
ф. Смешай порошок из вышеперечисленного с мочой красной коровы. Корова должна провести семь дней в доме и питаться чистой травой. Мочу следует взять на восходе солнца, процедить, и затем прокипятить с порошком, пока не превратится в густую пасту. Моча здорового и чистоплотного человека или животного, считается отличным антисептическим и антитоксическим средством. Ее можно прикладывать непосредственно к открытой ране для предотвращения заражения, если больше ничего нет. В данном случае используется для противодейтвия токсическому процессу.
х. Отсутствуют повреждения жизненных сил, ядов или эмоций, но силен демон безумия. Этот демон безумия не имеет своих собственных личных характеристик, в отличии от стихиалей в предыдущей главе.
а. Необязательно физическое расстройство сердца, а сердечная болезнь, связываемая с сонливостью, недоеданием, отчаянием и т.п., а также слабость сердечного центра, которая вредит ветрам.
б. Озабоченность рассудка тревожными мыслями.
в. Путь ума есть обычное течение энергий пяти скандх по пяти сосудам сознания. В данной ситуации он закупорен и изменен в важнейшем месте—центре сердца, где встречаются все эти сосуды.
Существует «шесть врат», или шесть сосудов сознания, ответвляюшихся от первого сосуда чувственного сознания, также соединенного с ними в этом месте. В других системах «шесть врат» и каналы сознания в сердечном центре описываются немного по-разному.
В комментарии «Лазурное Сияние» объясняется, что в центре сердечной чакры расположены восемь лепестков, окружающих центральный канал. В центре находятся четыре нерва (четыре главных лепестка), расходящиеся в четырех направлениях, а также идущий вверх и идущий вниз. Они-то и являются «шестью вратами».
Идущий в верхнем направлении - зеленый, и это есть сознание тела.
Вниз - голубой, это сознание мысли.
Направленный на восток (вперед) — черный, является сознанием слуха.
На юг (в правую сторону)— красный, и это сознание зрения.
На запад (назад)— желтый, сознание запаха.
На север (влево)— белый, сознание вкуса.
Призраки входят с восточного и нижнего направлений. Они появляются в виде смятенных и взволнованных мыслей, вторгаются в жизненное пространство, и остаются там, извращая путь ума.
г. К примеру, кто-то, потеряв супруга, не перестает думать об этом, отчего печаль все возрастает и приводит к возникновению душевного беспокойства, замкнутого круга невротических мыслей, повторяющихся и усиливающихся с каждым повтором.
д. Даже хорошее питание и экстракты не приводят к выздоровлению тела в случае помешательства от отравления. Душа остается охваченой иллюзиями.
e. Поры или отверстия (бу-га). Не только внутренние каналы, но и внешние - поры кожи (в тибетской медицине кожа соотносится с сознанием), в случае их закупорки отрицательно влияют на умственную деятельность. Если прана проходит как следует, тогда ум функционирует гладко.
ж. Предварительные очистительные процедуры: массаж для ветра; очищение рвотой для слизи; ванны для желчи; кровопускания для крови (которую классифицируют иногда как четвертую жизненную силу).
з. Эта особая лечебная ванна для желчи называется Ванной Пяти Нектаров (бДук-рцилнга-лумс). Она состоит из: тамариска тибетского карликого рододендрона можжевельника эфедры
Tenacetum tomentosum -ароматического растения. К ним добавляют два главных противоветровых лекарства - мускатный орех и гвоздику, поскольку ветер страдает во всех случаях душевного расстройства. Все ингредиенты используются в равной пропорции и закупориваются в воздухонепроницаемом сосуде на пятнадцать дней, затем их помещают в воду для ванны, для брожения.
и. Кровопускания из большого пальца на ноге и из пальцев рук. Некоторые виды помешательства от жара и желчи связаны с избытком крови. «Кровопускание» включает также проверку тонких сосудов.
к. Трудно в приготовлении. Сначала составляющие растирают в порошок, после чего варят как суп. Соотношение порошка, молока и старого масла—1:6:3. Кипятят все вместе, как суп в течение примерно двух дней, пока не станет прозрачным. Затем хранят в холодном месте, пока не превратится в масло. Принимают по ложке утром и вечером.
л. Это сильное средство дают малыми дозами—в данном случае перорально. В Четвертой Книге оно предписывается при водянке. Передозировка смертельна.
м. «Меданг тхур-ма». Буквально огонь и ложка, что означает прижигание. Ложка - это железные, золотые или медные иглы. Тхур-ма также название лечебной травы, используемой в прижиганиях (трава спра).
н. Местами для прижигания здесь являются основание шеи и шестой позвонок вниз от основания шеи (седьмой шейный и четвертый грудной), а также солнечное сплетение.
о. Их превращают в порошок и дают в качестве предварительного средства при плохом пищеварении.
п. Принимать одну ложку порошка днем с горячей водой. При заболеваниях типа желчи лекарства должны даваться днем и вечером.
р. На подъеме ступни.
с. Готовят отвар и выпивают. Болезни слизи выходят со рвотой.
т. Соответствующие противослизистые продукты, такие как бурая мука, овощи, кукуруза, соевые бобы и органы животных— желудок и пр.— но не свежее мясо животных.
у. Для слизи точками являются центр живота и третий позвонок от основания шеи - третий грудной.
ф. Смешай порошок из вышеперечисленного с мочой красной коровы. Корова должна провести семь дней в доме и питаться чистой травой. Мочу следует взять на восходе солнца, процедить, и затем прокипятить с порошком, пока не превратится в густую пасту. Моча здорового и чистоплотного человека или животного, считается отличным антисептическим и антитоксическим средством. Ее можно прикладывать непосредственно к открытой ране для предотвращения заражения, если больше ничего нет. В данном случае используется для противодейтвия токсическому процессу.
х. Отсутствуют повреждения жизненных сил, ядов или эмоций, но силен демон безумия. Этот демон безумия не имеет своих собственных личных характеристик, в отличии от стихиалей в предыдущей главе.
О главе 79.
Классификация и характер воздействия демонов, вызывающих беспамятство (бржед-бйед-кйи гдон), главы 79 весьма сходны с Демонами из предыдущей главы, которые вызывают сумасшествие. В принципе различается только их воздействие.
Тогда как демоны главы 78 воздействуют на эмоции, как бы подстрекая чувства, демоны главы 79 воздействуют на умственную деятельность, в особенности на функцию памяти, вызывая ее повреждение, неправильное функционирование и потерю. Они высасывают из своих жертв способность к сосредоточению, вызывают потерю чувствительности, а в крайних случаях даже потерю памяти.
Обе эти группы демонов связаны с органическими и психологическими нарушениями, которые являются исходными причинами заболевания, позволяющими демонам овладевать своими жертвами во всех случаях, кроме одного. Единственное исключение - когда демон действует в одиночку. Случаи же, в обеих главах, где демон действует не один, иллюстрируют базисное положение о необходимости лечения органических психическщ причин психопатологии. Они могут быть и зачастую истолковываются, как не зависящие от демонов, поскольку воздействие демона вторично по сравнению с другими факторами.
Глава 79-я Тантры Стержневых Наставлений
ДУХИ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ БЕСПАМЯТСТВО
«Тогда риши Ригпе Еше сказал такие слова: «О великий мудрец, слушай.
Причины беспамятства [объясняют] в трех [частях]: классы, симптомы и методы лечения.
Классы: Классов пять:
жизненный ветер,
желчь,
слизь,
яд и
духи.
Симптомы: сердцебиение, головокруженияа, вздутие живота, уменьшение жизненной энергии, боли в спинеб, чрезмерное выделение слюны и слизи из носа в моменты обострения заболевания; также обмороки, скрежетание зубами, трясущиеся руки и ноги, рвота пеной; и всякая мысль теряется в темнотев.
При возникновении заболевания от жизненного ветра наблюдается дрожание рук и ног; человек возбужденно то встает, то садитсяг.
При возникновении заболевания от желчи цвет лица становится желтым и сохнет во рту; [болезнь] ухудшается при приемах пищид.
При возникновении заблевания от слизи пухнут суставы и особенно много слюны.
При возникновении от яда, симптомы заболевания не ясны [и есть] галлюцинациие.
При возникновении болезни от демонов, поведение отличается от прежнегож.
Метод лечения: прочищай отверстия едкими отварами для рвоты, очищением носоглотки и лечебными клизмамиз.
Окуривай дымом из:
[перьев] совы
[перьев] вороны
[перьев] стервятника
[перьев] зермо
[мяса и кожи] змеи
[кала] собаки
[кала] обезьяны
[кала] лошади.
Лекарством, приготовленным из желчи желтой коровы затыкай носи.
Давай лекарство из:
корневища аира
Costus speciosus
старого масла
меда.
Если человек упал без сознания на долгое время, прижги двадцать пять точек на пальцах рук и ногк.
Дав несильного слабительного из крепкого пивал, следует прижечь точки тайного ветра и делать [прижигание] «горячую ложку» на тайных [точках] сосуда жизни, порождающего безумием. Данное лечение походит на очищение от демонов, вызывающих безумиен.
Вообще, вызывают ли [духи] безумие или потерю памяти, если из-за избытка крови и желчио лечение не имеет должного [воздействия], следует заменить его очищением. После того следует [назначить] прижиганиеп, экстракты [вроде витаминов], стимулирующие лекарства [перец длинный, кардамон большой, и кардамон], сытную еду.
Для чтобы повлиять на большинство демонов, вызывающих] безумие и беспямятствор, прибегают к исповедям, омовениям, подношению жертвенных торма, наложению обета говорить правду и действию умиротворящих ритуалов. Излечивай духов, приманивая их водными подношениями, обрядами для нагов и жертвенными тормас.
Если ничего не помогло, применяй гневный ритуал в качестве последнего средстват». Так он сказал.
[Тут оканчивается] семьдесят девятая глава по лечению заболеваний, вызывающих потерю памяти из книги глубочайших тайных наставлений восьмичленной амриты».
Классификация и характер воздействия демонов, вызывающих беспамятство (бржед-бйед-кйи гдон), главы 79 весьма сходны с Демонами из предыдущей главы, которые вызывают сумасшествие. В принципе различается только их воздействие.
Тогда как демоны главы 78 воздействуют на эмоции, как бы подстрекая чувства, демоны главы 79 воздействуют на умственную деятельность, в особенности на функцию памяти, вызывая ее повреждение, неправильное функционирование и потерю. Они высасывают из своих жертв способность к сосредоточению, вызывают потерю чувствительности, а в крайних случаях даже потерю памяти.
Обе эти группы демонов связаны с органическими и психологическими нарушениями, которые являются исходными причинами заболевания, позволяющими демонам овладевать своими жертвами во всех случаях, кроме одного. Единственное исключение - когда демон действует в одиночку. Случаи же, в обеих главах, где демон действует не один, иллюстрируют базисное положение о необходимости лечения органических психическщ причин психопатологии. Они могут быть и зачастую истолковываются, как не зависящие от демонов, поскольку воздействие демона вторично по сравнению с другими факторами.
Глава 79-я Тантры Стержневых Наставлений
ДУХИ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ БЕСПАМЯТСТВО
«Тогда риши Ригпе Еше сказал такие слова: «О великий мудрец, слушай.
Причины беспамятства [объясняют] в трех [частях]: классы, симптомы и методы лечения.
Классы: Классов пять:
жизненный ветер,
желчь,
слизь,
яд и
духи.
Симптомы: сердцебиение, головокруженияа, вздутие живота, уменьшение жизненной энергии, боли в спинеб, чрезмерное выделение слюны и слизи из носа в моменты обострения заболевания; также обмороки, скрежетание зубами, трясущиеся руки и ноги, рвота пеной; и всякая мысль теряется в темнотев.
При возникновении заболевания от жизненного ветра наблюдается дрожание рук и ног; человек возбужденно то встает, то садитсяг.
При возникновении заболевания от желчи цвет лица становится желтым и сохнет во рту; [болезнь] ухудшается при приемах пищид.
При возникновении заблевания от слизи пухнут суставы и особенно много слюны.
При возникновении от яда, симптомы заболевания не ясны [и есть] галлюцинациие.
При возникновении болезни от демонов, поведение отличается от прежнегож.
Метод лечения: прочищай отверстия едкими отварами для рвоты, очищением носоглотки и лечебными клизмамиз.
Окуривай дымом из:
[перьев] совы
[перьев] вороны
[перьев] стервятника
[перьев] зермо
[мяса и кожи] змеи
[кала] собаки
[кала] обезьяны
[кала] лошади.
Лекарством, приготовленным из желчи желтой коровы затыкай носи.
Давай лекарство из:
корневища аира
Costus speciosus
старого масла
меда.
Если человек упал без сознания на долгое время, прижги двадцать пять точек на пальцах рук и ногк.
Дав несильного слабительного из крепкого пивал, следует прижечь точки тайного ветра и делать [прижигание] «горячую ложку» на тайных [точках] сосуда жизни, порождающего безумием. Данное лечение походит на очищение от демонов, вызывающих безумиен.
Вообще, вызывают ли [духи] безумие или потерю памяти, если из-за избытка крови и желчио лечение не имеет должного [воздействия], следует заменить его очищением. После того следует [назначить] прижиганиеп, экстракты [вроде витаминов], стимулирующие лекарства [перец длинный, кардамон большой, и кардамон], сытную еду.
Для чтобы повлиять на большинство демонов, вызывающих] безумие и беспямятствор, прибегают к исповедям, омовениям, подношению жертвенных торма, наложению обета говорить правду и действию умиротворящих ритуалов. Излечивай духов, приманивая их водными подношениями, обрядами для нагов и жертвенными тормас.
Если ничего не помогло, применяй гневный ритуал в качестве последнего средстват». Так он сказал.
[Тут оканчивается] семьдесят девятая глава по лечению заболеваний, вызывающих потерю памяти из книги глубочайших тайных наставлений восьмичленной амриты».
Примечания к главе 79
а. Сознание как бы «отяжелевшее», «как будто кто-то связал его».
б. Все суставы болят.
в. Здесь описывается общий характер помешательства беспамятства: уменьшение ясности и сосредоточенности, которое затем становится абсолютным.
г. Ведет себя испуганно, нервно; колени скованы и напряжены. Л Особенно в случаях с желчью, болезнь ухудшается в связи с перевариванием пищи. Через час после еды симптомы болезни усиливаются. Путем элемента огня является желчь, поэтому, в силу того что пищеварение включает в себя производство пищеварительного огня, желчь стимулируется сверх меры. Это особенно заметно, если сама пища горячая, е.
Симптомы болезни от яда неясны из анализа мочи и пульса, поэтому у врача возникают трудности с диагностикой. Воздействия яда в этом случае состоят в том, что сознание охвачено иллюзией - больной слышит и видит то, чего нет.
ж. Что характерно для действия демонов любое поведение одержимого человека вывернуто наизнанку. Например, если человек не употреблял алкоголя до того, то начнет пить, когда станет одержим.
з. Это предварительные очистительные лекарства.
и. Если используется свежая желчь из желчного пузыря желтой коровы, ее процеживают и закапывают в нос для удаления гноя и т.п. Если используется старый засохший желчный пузырь или сухая желчь, тогда ее нужно размочить, затем процедить и закапать в нос.
к. Больной «демоном, вызывающим забывчивость» часто падает; иной раз он может оставаться без сознания до двадцати-тридцати минут. В этом случае следует дотрагиваться до кончиков пальцев рук и ног горячим (раскаленным) железным ножом. Лучший нож тот, которым убиты девять человек; худший (но все же применимый, которым убили одного человека).
л. Ячменное пиво и черная патока - описание приготовления этого лекарства в Четвертой Тантре.
м. Макушка, точка под грудиной и тибетские первый, восьмой и двадцатый позвонки. Если больной слишком тучен, чтобы найти у него позвонок, используют большой палец в качестве меры и отсчитывают вниз от основания шеи. Здесь точки соответствуют седьмому шейному, шестому грудинному и третьему сакральному.
н. Имеются в виду точки для прижигания.
о. Кем бы ни овладели призраки, вызывающие сумасшествие и беспамятство, оба случая сходны тем, что усилены кровь и желчь, п. Макушка и низ грудины.
р. Скорее демоны, чем органические или психологические причины.
с. Ши-ва. Мирное обрядовое действие, молитвы Трем Сокровищам; садханы мирных божеств. Эти действия должны выполняться ламой-монахом высокой реализации. Также мирные заклинания. Вежливые просьбы духов уйти и отвлекающие методы заклинания (смотри раздел заклинаний), таких как изготовление торма в виде человека и ее выбрасывание.
т. Тро-ва (хро-ва). Гневные религиозные обряды, садханы гневных божеств, и угрожающие методы заклинания. Включают в себя возжигание огня и бросание в него имен призраков (чтобы избавиться от них), или закапывание в землю имен призраков, или предметов, которые их привлекают. Эти гневные Действия должны выполняться йогами и высоко реализованными ламами, не соблюдающими безбрачия.
а. Сознание как бы «отяжелевшее», «как будто кто-то связал его».
б. Все суставы болят.
в. Здесь описывается общий характер помешательства беспамятства: уменьшение ясности и сосредоточенности, которое затем становится абсолютным.
г. Ведет себя испуганно, нервно; колени скованы и напряжены. Л Особенно в случаях с желчью, болезнь ухудшается в связи с перевариванием пищи. Через час после еды симптомы болезни усиливаются. Путем элемента огня является желчь, поэтому, в силу того что пищеварение включает в себя производство пищеварительного огня, желчь стимулируется сверх меры. Это особенно заметно, если сама пища горячая, е.
Симптомы болезни от яда неясны из анализа мочи и пульса, поэтому у врача возникают трудности с диагностикой. Воздействия яда в этом случае состоят в том, что сознание охвачено иллюзией - больной слышит и видит то, чего нет.
ж. Что характерно для действия демонов любое поведение одержимого человека вывернуто наизнанку. Например, если человек не употреблял алкоголя до того, то начнет пить, когда станет одержим.
з. Это предварительные очистительные лекарства.
и. Если используется свежая желчь из желчного пузыря желтой коровы, ее процеживают и закапывают в нос для удаления гноя и т.п. Если используется старый засохший желчный пузырь или сухая желчь, тогда ее нужно размочить, затем процедить и закапать в нос.
к. Больной «демоном, вызывающим забывчивость» часто падает; иной раз он может оставаться без сознания до двадцати-тридцати минут. В этом случае следует дотрагиваться до кончиков пальцев рук и ног горячим (раскаленным) железным ножом. Лучший нож тот, которым убиты девять человек; худший (но все же применимый, которым убили одного человека).
л. Ячменное пиво и черная патока - описание приготовления этого лекарства в Четвертой Тантре.
м. Макушка, точка под грудиной и тибетские первый, восьмой и двадцатый позвонки. Если больной слишком тучен, чтобы найти у него позвонок, используют большой палец в качестве меры и отсчитывают вниз от основания шеи. Здесь точки соответствуют седьмому шейному, шестому грудинному и третьему сакральному.
н. Имеются в виду точки для прижигания.
о. Кем бы ни овладели призраки, вызывающие сумасшествие и беспамятство, оба случая сходны тем, что усилены кровь и желчь, п. Макушка и низ грудины.
р. Скорее демоны, чем органические или психологические причины.
с. Ши-ва. Мирное обрядовое действие, молитвы Трем Сокровищам; садханы мирных божеств. Эти действия должны выполняться ламой-монахом высокой реализации. Также мирные заклинания. Вежливые просьбы духов уйти и отвлекающие методы заклинания (смотри раздел заклинаний), таких как изготовление торма в виде человека и ее выбрасывание.
т. Тро-ва (хро-ва). Гневные религиозные обряды, садханы гневных божеств, и угрожающие методы заклинания. Включают в себя возжигание огня и бросание в него имен призраков (чтобы избавиться от них), или закапывание в землю имен призраков, или предметов, которые их привлекают. Эти гневные Действия должны выполняться йогами и высоко реализованными ламами, не соблюдающими безбрачия.