Царство растений.
Мы уже говорили о стихии Леса. Все вышесказанное по этому поводу, так или иначе, имеет отношение к растительным царствам. Можно добавить, что существует мир Травы, мир Кустарника и мир Больших деревьев. В мир Больших деревьев вход возможен через «врата» образуемые упавшими или наклонившимися, а так же необычно искривленными деревьями, мы об этом уже говорили. В мир Кустарника попасть сложно потому, что нужен кустарник, а найти достаточно огромные заросли кустов можно только где-нибудь в Тропиках, в Мексике или в Австралии. Мир Травы может быть доступен через насекомых, ассоциируемых с травой: кузнечиков, жуков и т.п.
Упражнение 50.
Выберитесь на природу на закате солнца, куда-нибудь, где растет трава (не газон, а именно трава нормальная, которую не косят). Что бы очистить сознание, проделайте упражнение на гармонизацию стихий (упражнение 26). Настройтесь на стихию Леса. Мир Травы, как и многие другие миры среднего уровня, чувствуется сквозь обычное состояние сознания достаточно легко. Просто настройтесь на тонкие переживания, «вслушайтесь» в окружающую вас природу. Лягте в траву и посмотрите сквозь траву на синее, темнеющее небо. Вы можете словить оттенок переживания, настроения, свойственный другим мирам. Вполне возможно, что вам попадется какое-нибудь насекомое. И вполне возможно, что это будет не совсем обычное насекомое. Пообщайтесь с ним, попросите его пустить вас в мир Травы. Важно словить переживание, эмоциональный отклик иного мира. Если вам удастся это сделать, вы запомните это чувство на всю жизнь. Дело в том, что мир Травы, как и многие, многие из иных миров, красив и удивителен до слез…, нет слов для описания его свойств и чудес.
Царство животных.
В принципе, о животных речь уже велась. В некотором роде, человеческий мир тоже относится к этому царству, и наши обычные переживания – это как раз оттуда. Также как и в нижних мирах, в этих мирах живут животные Силы.
Упражнение 51.
Поиск и встреча с животным Силы. Все подобные практики начинаются с совета сесть и расслабиться. Это следует делать для того, чтобы было удобнее концентрировать внимание на визуализациях. Далее, в большинстве практик направленных на переход в Нижние миры, перед вами предстает образ колодца(пещеры, дупла, одним словом, прохода). Этот образ способствует перестройке сознания под иные параметры восприятия, символическому уходу из мира реального в мир воображения. Для путешествия по Средним мирам, вы используете, или уже найденный конкретный образ входа, или проводите соответствующий поиск, имея ввиду конкретное животное и его среду обитания.
То есть человек переходит в естественную среду обитания животных. Это может быть образ леса, поляны, луга или ветвей деревьев и т.д. и т.п…. Передвигаясь в этом пространстве, следует воспринимать себя частью природы, впустить в себя ощущение свободы и покоя. Далее идет призыв своего животного. Тут следует как можно полнее отключиться от обычной реальности и перестать думать вообще, то есть просто превратиться в наблюдателя. Появившееся животное не должно вас удивить, хотя бы потому, что оно – часть вас, и именно когда вы видите его со стороны вы невольно вспоминаете за собой поведение, присущее этому животному, одним словом, осознаете, что это и впрямь часть вас. Все техники утверждают, что не стоит отторгать, проявлять неудовлетворение или агрессию по отношению к своему животному, что логично. Так вы избежите внутреннего диссонанса, позволите зверю стать частью вашего сознания. Далее, вам нужно вместе со зверем проделать обратный путь в реальный мир. Это опять же нужно для того, чтобы вывести свое животное в реальный, если можно так выразиться, мир. Далее, вы даете животному волю, то есть впускаете его в свое сознание, перестраиваете свое поведение, манеры, дабы свыкнуться с присутствием еще одной личности - своего зверя - в себе.
Тот, кто не раскрыл в себе зверя, не может судить о том – хорошо это или плохо. Часто случается, что в процессе жизни, во время ссор, стрессов, обид человек теряет свое Животное Силы. Он начинает страдать, у него идет сплошная полоса неудач, он теряет свою интуицию, начинает болеть. Все это результат потери животного Силы, которое должно охранять человека. В таких случаях следует вернуть животное человеку (181, 219).
Для поиска и возвращения пропавшего животного, необходимо, для начала установить, где оно пропало, т.е. в каком из миров его искать – в Верхнем, Нижнем или Среднем. Для точного определения местоположения пропавшего животного, используется гадание. О практике гадания будет подробно рассказано несколько позднее в соответствующей главе. Здесь необходимо только четко понять, что для того, что бы отыскать конкретное животное, надо конкретно знать и держать во внимании суть того человека, для которого вы камлаете. Давайте рассмотрим саму методику поиска пропавшего животного, путешествия за ним и возврата.
Вероятнее всего, это будут нижние миры. Как правило, само животное тоже ждет своего возвращения и не заставит вас долго себя искать, оно само придет к вам. Хотя бывают случаи, когда придется изрядно поработать, чтобы освободить животное, или, возможно, вам придется его уговаривать. Когда вы найдете пропавшее животное Силы, спросите у него его имя. Если требуется, узнайте, почему оно потерялось, и чем оно будет помогать хозяину. Затем используйте свой жезл или ловушку для духов или, может быть даже свой бубен, для переноски этого животного. Вполне вероятно, что животное будет помогать вам в этом, но не обязательно. Взяв животное, возвращайтесь обратно. Когда вы вернетесь, вам нужно будет вернуть животное хозяину. Вполне возможно просто «вдуть» животное в человека, но иногда, интуитивно, вы можете использовать и какие-то другие способы передачи: окуривание дымом, съедение чего-то и т.п. Вдуйте животное в те места, где оно живет у этого господина. В этот момент вы почувствуете ту радость, которую испытывает животное, вновь вернувшись к человеку. После того, как вы проделали весь этот процесс, не забудьте убрать все следы своего пребывания в энергетической структуре своего пациента – это нужно, прежде всего, вам самим для того, что бы клиент не «завис» на вашей энергии. Никогда не забывайте об экологии целительских манипуляций, да и вообще, всех шаманских действий. Для этого вы можете: окурить его травами, выправить ауру руками разрывая контакт, погреметь погремушкой или трещоткой над важными зонами и т.д.
Малый народец.
Точного местонахождения «малого народца» никто не знает. Во всех культурах, так или иначе, существуют истории о маленьких человечках и духах. Это могут быть: домовые, банники, чуры, шуликуны, овинники, эльфы, гномы, дварфы, леприконы, баньши, «лисы» (в японской мифологии) и т.д. и т.п. Некоторые из них живут очень близко к человеку. Иногда их деятельность проявляется даже на обычном физическом плане человеческого бытия. Тогда говорят о «полтергейсте» или о том, что «домовой расшалился». Бытуют истории о «горшочке с золотом», кладах и их охране «нечистой силой» и многое, многое, многое.
Нет смысла в данной работе приводить примеры и раскрывать эту тему подробнее, ведь в литературе можно отыскать множество примеров ключей входа в эти миры и способов контакта с этими существами. К тому же, каждый из нас имеет свой «опыт» встречи с малым народцем. Важно только понимать, что эти миры весьма близки к миру обычного состояния сознания человека. В просоночном, «сумеречном» состоянии сознания, любой человек может вступить с ними в контакт. Другое дело, а зачем? Далеко не всегда малый народец бывает дружелюбен по отношению к человеку. Даже если это и так, то надо помнить, что миры, отличные от мира нашего обыденного сознания, живут по иным законам. То, что у нас здесь хорошо – не всегда хорошо там, и наоборот.
Иные миры.
Надо понимать, что вертикальная градация Космоса по уровням и сферам весьма условна. И далеко не всегда можно утверждать, что тот или иной мир относится к Нижним или к Верхним. В своих последних книгах, Карлос Кастанеда весьма красочно описывает некие «миры неорганических существ». Топологически, местонахождение этих миров затруднено. С одной стороны, они описываются, как наиболее удаленные - проход к этим мирам доступен только через сновидение. С другой стороны, сущности из этих миров постоянно контактируют даже с обычными людьми, причем – не зависимо от того, в каком состоянии сознания находится человек.
Скорее всего, дело в том, что писательский гений Кастанеды, в данном случае, дал некоторую слабину по причине отсутствия у Кастанеды четкой классификации и разработанной карты путешествий и космического мироустройства. Великий писатель эту тему не разрабатывал топографически, а просто туда «летал». Тем не менее, поработать с картографией может быть очень полезно. Это убережет вас от ненужной путаницы, весьма поможет в практике путешествий, в том числе, и в практике осознанных сновидений.
В целом, можно сказать, что чем «легче» проход в тот или иной мир, тем «ближе» этот мир к нам. На самом деле, «обычное состояние сознания» – это не какая-то устойчивая константа, по которой можно измерять все остальное, но это весьма расплывчатая и сложно определяемая зона с неустойчивыми параметрами. Границы этой зоны отмечают наши привычки к восприятию тех или иных объектов. В зависимости от того, что мы привыкли замечать, мы фильтруем поток впечатлений в конкретный «туннель». Все, что не попадает в этот туннель, привычно не замечается нашим сознанием. Роберт А. Уилсон впервые ввел термин «туннель реальности» (206). В его интерпретации, это термин получается несколько шире, но смысл тот же – по туннелю двигаться легче. Формируя устойчивые доминанты в фокусировании восприятия мира, нам становится легче и удобнее жить. Это, как езда на автобусе. Те, кто часто ездит, умеют «отключаться» на время езды. Умеющий так ездить человек, как бы уходит на время поездки внутрь себя, что-то там вспоминает, планирует или воображает… главное – не проехать остановку, хотя и такое случается. Те, кто работает на конвейере, на какой-нибудь фабрике, говорят, что их смена похожа на выключатель: включился-выключился – уже домой пора. Представляете, если бы женщина, упаковывающая колготки по восемь часов в день, расширила бы свое восприятие? Восемь часов, она бы внимательно следила за каждым поворотом упаковочной ленточки, за каждым движением кисточки, приклеивающей бумажку с номером на коробку и т.д. Это был бы Ад! А так – ррраззз, и домой пора. Туннель реальности, это и есть такая привычка к отключению ненужных деталей мира, которая есть у всех нас. Мы не замечаем то, что нам не нужно для обычного функционирования. К сожалению, вместе с удобством, мы теряем весь остальной «ненужный» мир.
4.10. Несколько примеров шаманских путешествий.
Способы вхождения в ИСС, камлание и манера двигаться по мирам сугубо индивидуальны. Для того, что бы лучше понять этот вопрос, ниже приводятся некоторые описания путешествий шаманов в разных традициях и их приемы перехода.
«...В уединённом месте я нашёл дерево с огромными корнями, сел рядом с ним так, чтобы можно было не напрягая глаза видеть место соединения корней и ствола. Достал духоловку — в моем случае это бубен, — поставил корытце для камлания духов. Начал выстукивать ритм для привлечения духов дерева к корытцу, в которое положил смесь, приготовленную специально для них. Через некоторое время я увидел, как из-за дерева вылетели две точки и начали виться над корытцем. Некоторое время они просто летали вокруг, как бы играя сами с собой, потом отведали приготовленное для них «блюдо» и явно остались довольны. Насытившись, они превратились в духов этого дерева и спросили меня, чего я хочу. Я попросил их сопроводить меня в нижний мир, они согласились и, приняв опять образ маленьких точек, начали кружиться вокруг меня. После этого я ощутил, как мое тело становится невесомым и, когда я полностью отделился от тела, они подхватили меня и втянули в щель между двумя корнями. Мы начали скользить по поверхности одного из них. Наш путь был быстрым и без осложнений. Мы вышли с другой стороны, где я отблагодарил и отпустил духов. Дальше я делал то, что мне было нужно...».
«...Как-то в городе меня заинтересовал один заброшенный дом. Я тщательно его осмотрел и постарался запомнить все детали. Обойдя весь дом, я нашел место, в котором мне было комфортней всего. Устроившись на нем поудобней и включив магнитофон с моими шаманскими мелодиями, я начал свою практику. Постепенно, слушая ритм барабанов, я перестал ощущать окружающий меня мир. Когда ощущение окружающего мира вернулось ко мне, я увидел, что смотрю на самого себя, сидящего на полу. За окном были сумерки. Мне захотелось снова обойти весь дом. Я повернулся к самому себе спиной и вышел в дверь. Вид дома почти не изменился, если не считать, что в некоторых местах появилось свечение, дающее возможность достаточно хорошо видеть. Спустившись в подвал, в одной из комнат я увидел повалившуюся кладку. Я подошёл и стал её разбирать, за ней оказался коридор. Пройдя по нему, я увидел шахту с лестницей. Я взобрался по лестнице, открыл люк и вышел на поверхность уже в нижнем мире...».
«...Мысленно сформулировав свою задачу, а именно: мне нужно было вылечить друга, у него был сильный кашель, — я лег спать. Во сне мне приснился пес, он подошел ко мне и сказал:
— Я слышал, ты ищешь лекарство для друга?
— Да.
— Пойдем, я покажу тебе, где его можно взять.
Я пошел за ним, и мы спустились в метро. Сели на электричку, которая через некоторое время выехала на поверхность и остановилась. Станция больше напоминала перрон для пригородной электрички. Пес вышел и сказал, чтобы я шел за ним. Мы спустились с перрона и пошли по полю. Пройдя немного, он указал мне на кустарник и сказал, чтобы я отнес его ветку и положил ее другу на грудь. Я сорвал ветку, поблагодарил пса и куст и на той же электричке вернулся в город, в метро. Выйдя из метро, я оказался около дома, где живет мой друг. Я зашел к нему домой, мой друг спал. Я не стал его будить, а положил ему ветку на грудь.
Через пару дней мой друг выздоровел...» (249).
«… Несколько лет назад, во время моего первого шаманского путешествия меня очаровало видение подвески или талисмана с маленьким камнем, вставленным в центре. Когда я описал этот случай моему наставнику, мне предложили нарисовать или попытаться воспроизвести предмет, чтобы понять его предназначение. Подвеска в моем видении, казалось, была сделана из твердого, но слоистого материала, что выделяло ее среди других предметов, тоже находившихся там.
Через несколько дней я зашел в лондонский магазин с богатым ассортиментом полудрагоценных камней. Я искал камень, похожий на тот, который видел в шаманском путешествии, и случайно подошел к витрине, где были выставлены миниатюры на устричных раковинах. Когда я наклонился, чтобы рассмотреть маленькие картинки, то понял, что раковины устриц состоят из тонких слоев, наложенных друг на друга. Тогда меня осенило. Оказывается, талисман был сделан из устричной раковины! Я приобрел пустую раковину и нанес на нее узор, который видел в путешествии. Затем я приклеил в центре пластинку кружевного агата, похожую на камень из видения. В то время я лишь понаслышке знал о древней системе угловатого символического письма, известной как руны, но впоследствии обнаружил, что узор был связующей руной - комбинацией из нескольких рун - в данном случае, составленной из девяти рун и заключенной в символ колеса с восемью спицами. Таким образом, рисунок на слоистой структуре приобретал богатое символическое значение.
В поисках возможного смысла или истолкования я изучил все книги о рунах, какие смог достать. Результатом моих исследований стало сообщение, заключенное в талисмане. Объем сообщения достигал нескольких страниц убористого текста. Это побудило меня к более глубокому изучению символа колеса с восемью спицами, заключавшего в себе связующую руну. В результате я стал собирать знания о Шаманическом Колесе и встретился с индейским шаманом, научившим меня основным принципам его использования. Позднее мне выпала честь получить личные инструкции о смысле и предназначении рун от женщины-шамана северной традиции. Ей я обязан пониманием, которое не мог бы почерпнуть из книг. Два года спустя, во время визита в Скандинавию, я познакомился со шведским шаманом, научившим меня разным способам толкования рун. И все это произошло из-за одного случая в моем первом шаманском путешествии!» (66).
«… Я отправился в путь в ручейке, который течет по моему участку. Поднырнув под большой камень, я почувствовал, что стал совсем крошечным. Я оказался в небольшой влажной канавке - она шла куда-то вверх. Я ощущал, как ползу по ней на карачках. Там было очень темно. Темнота наступила, сразу, как только я перестал видеть дыру, в которую вошел. Внезапно канавка круто пошла вниз, я не понимал, куда она ведет. Я почувствовал, что скольжу по мокрым камням; в конце концов, я оказался посреди обширного пространства, и там было маленькое озерцо. Вода была очень холодная.
С другого конца озерца доходил неясный свет, и мне показалось, что там или где-то снаружи должно что-то быть. Я вошел в воду, чтобы перебраться, на тот край: временами я шел вброд, временами пускался вплавь. Помню ощущение сильного холода. Потом я карабкался по какой-то канавке, очень круто уходившей вверх,- казалось, я нахожусь в пещере. Я вышел на луг, он весь был покрыт яркой зеленью, а посреди стоял огромный дуб. Я уселся в тени этого дуба и вдруг увидел, что на мне накидка из кожи и кожаные чулки - вроде тех, какие носят индейцы.
Очень уютно было сидеть под тем деревом, но тут настало время возвращаться. Возвращаться мне совсем не хотелось, но, как послушный ученик, я решил строго следовать указаниям и добрался до того самого пространства, где впервые увидел озерцо. Тут я обнаружил, что индейское одеяние куда-то исчезло, а на мне просто джинсы и горные ботинки. Потом я снова вошел в ручеек. Небо, было сероватое и облачное. Я чувствовал себя как дома, будто вернулся в родные места…» (250).
«…Как-то я ходил в поход и увидел сусликов: цомню, все вокруг было усеяно их норками. И вот через такую-то норку я и стал спускаться под землю. Сперва я шел по каким-то узеньким ходам, а потом один из них вдруг резко повел вниз, и мне пришлось прямо-таки бежать по нему, и я все бежал и бежал, и конца этому Туннелю не было видно. Так продолжалось довольно долго: я никак не мог остановиться и не знал, куда меня несет. Вокруг была сплошная чернота. Я там слегка потерял ориентацию. Обратно я поднимался не так быстро, как спускался, но, в конце концов, все-таки вышел наверх, хотя и другим путем…» (218).
«…Я летела. Я поднималась в черное небо, в котором сияло множество звезд, а затем, как мне показалось, я вошла в смерч. Я все еще могла видеть звезды, но меня сильно кружило. Животные силы были со мной. Затем я поднялась сквозь пласт облаков и встретила своего учителя: это была женщина, которую я видела раньше. Она была облачена в очень длинные одежды, и мне захотелось спросить ее, как мне дальше заниматься шаманизмом, чтобы он в большей мере был частью моей повседневной жизни. Тогда эта женщина через свою вагину впустила меня к себе в чрево. Я чувствовала, что она беременна мною и что ее живот увеличивается. Я знала, что нахожусь внутри нее. Я также ощущала, как она кладет руки на свой живот, и какой он большой! Она сказала мне, чтобы я перестала дышать, и что я буду кормиться ее соками. И я действительно почувствовала, что перестала дышать. Я ощущала в своем животе сильное тепло, как будто оно передавалось от этой женщины ко мне. Затем женщина набухла еще больше и в буквальном смысле распалась на две части. Ее живот лопнул, и я вышла наружу. Я поняла происшедшее так, что в моих занятиях шаманизмом мне нужно меньше полагаться на собственную волю и больше доверять ей, и что тот же принцип должен стать частью моей повседневной жизни. Это был конец моего путешествия: бубен умолк и я вернулась на прежнее место…» (66).
«… Брук Исцеляющая Орлица отправилась в свое первое шаманское визионерское путешествие вместе с восьмидесятипятилетней шаманкой из племени северных шайенов, по имени Мудрая Женщина. Вместе с более молодой знахаркой они совершили паломничество в место, называемое Медвежий Холм, расположенное недалеко от Черных Холмов Южной Дакоты. Эта территория на протяжении сотен лет использовалась сиу и шайенами как место для визионерских путешествий.
Здесь Брук Исцеляющая Орлица прошла традиционную подготовку, заключающуюся в голодании и очищении. Ей надлежало оставаться одной на вершине холма в течение примерно четырех суток, без воды и пищи, и молиться о ниспослании посвятительного видения.
Подготовив «ложе мудреца», выкурив трубку и вознеся молитвы, женщины удалились, оставив Брук в одиночестве. Она вспоминает, что вечером, когда она спокойно лежала на этом ложе, она вдруг почувствовала, что рядом присутствует какая-то женщина с длинными черными косами, облаченная в платье из оленьей кожи. Казалось, она передавала Брук особую энергию, направляя ее в область пупка: их общение проходило не на уровне слов.
Когда по небу поплыли облака, сквозь которые забрезжил лунный свет, Брук Исцеляющая Орлица увидела «радужное сияние», исходившее от сотен бусинок, которыми было расшито платье женщины. Теперь она также различала звуки бубна, и ей почудилось, что ее окружили танцующие женщины, «духи той местности», которые образовывали в танце два переплетающихся между собой круга. Один круг состоял из семи старух - как она потом выразилась, «женщин, которые для меня очень много значат, могущественных старых женщин».
Затем хоровод исчез, и Брук снова осталась наедине с Радужной Женщиной. На сей раз, женщина сказала ей, что страна находится в опасности - необходимо обрести новое ощущение равновесия; нужно, чтобы было больше женской, питающей энергии и меньше мужской агрессивности. Она также сказала, что все обитатели североамериканского континента являются «детьми радуги», смешавшими в себе разные крови, но что старые и новые культуры могут быть приведены в равновесие.
После этого разговора Радужная Женщина собралась уходить, и теперь стало совершенно очевидно, что она была не физически осязаемым существом, но духом-наставником:
Ее ноги не двигались, но она выгнулась по всему небу радугой, в верхней точке которой была ее голова. Затем огни, которые образовывали эту радугу, начали гаснуть, подобно фейерверкам в небе. И так они постепенно затухали, начиная с ее ног, а затем она полностью исчезла.
Для Брук Исцеляющей Орлицы эта встреча явилась очень личным и глубоким переживанием, поскольку в ходе беседы она поняла коренное различие между индейской и западной культурой, а кроме того, ей было указано, в чем может заключаться ее служение людям: Индейцы - люди сердца. Когда бледнолицый человек ступил на эту землю, он принес с собой интеллект - и основанный на аналитическом, рассудочном мышлении образ жизни. Индейский же народ продолжал культивировать в себе сердце, чувства. И этим двум народам суждено сойтись вместе, чтобы строить новый век, в котором не будет преобладать ни сердце, ни разум, но оба они сойдутся в гармоническом равновесии...» (66).
Глава 5. Практика шаманизма.
5.1. Линия времени.
Функции шаманов в разных местах и культурах разнятся. Они могут лечить больных или наводить порчу, вызывать или изгонять духов, могут быть посредниками в ритуалах перехода (свадьбы, похороны, инициации и др.). Такая деятельность требует от человека особых навыков и дисциплины, специального тренинга. Шаманы учатся быть шаманами. Кто-то на собственном опыте, кто-то в особых школах. В этой главе мы рассмотрим несколько ключевых шаманских практик, так или иначе, известных в любой шаманской культуре, как, впрочем, и во многих развитых религиозных традициях. Одна из наиболее важных практик – работа с собственным прошлым.
Наверное, не надо говорить о том, что наше прошлое влияет на наши поступки в настоящем. Однако, как уже говорилось выше, во время камлания, этот вопрос обретает первостепенную важность. Стресс и травматический опыт, заполняющий слои нашей памяти, мешают шаману свободно путешествовать. Травмирующие эпизоды детства и юности, формируют модели поведения. Тем, кто хочет открыть проход к первоисточнику Силы, необходимо экологично подойти к вопросу своей «личной истории».
Термин «личная история» приводится в книгах Карлоса Кастанеды (83-85) и, по большому счету, не является ни собственно шаманским, ни научным. Кастанеда предлагает историю своей жизни стирать полностью. Согласно его учению, человек, лишенный прошлого, становится по-настоящему «текучим», проводником Силы. Для тех целей и задач, которые необходимы кастанедовским персонажам, подобная тактика «работы» с прошлым вполне оправдана. Если вы хотите сгореть изнутри, вы можете попробовать действовать подобным образом. Однако, честно говоря, методика стирания личной истории у Кастанеды не описана качественно. Сказанного в его книгах, по крайней мере, по меркам современной психологии, явно не достаточно для практических действий. Хитрый Кастанеда сам говорит о том, что практиковать надо под присмотром Дона Хуана или, на худой конец так, как это делали ведьмы из его магической партии (т.е. тоже под присмотром, с консультациями «специалиста»).
На наш взгляд, сама идея «стирания личной истории» весьма абсурдна, т.к. напоминает по стратегии уничтожение личности. Известно, что человек это его память и история жизни. В психологическом смысле мы лишаем человека всей системы знаний, умений и навыков, глобального социального опыта. Мне (Козлов В.В.) трудно представить, каким «текучим» проводником Силы становится человек при такой хирургической операции над памятью личности. Те, кого я видел в психиатрических больницах и домах престарелых, не очень напоминают продинутых шаманов.
Вне сомнения, теория, методы и техники трансформации прошлого опыта (ообенного травматического), наиболее полно и тщательно изучены и разработаны в русле современной психологии. Это психоанализ, гештальтпсихология, трансперсональная психология, арттерапия, психодрама, телесно-ориентированная психология, нейролингвистическое программирование и др. Все перечисленные и многие дугие направления и школы психологии этому вопросу уделяется колоссальное значение. В этой сфере разработано такое количество упражнений и психотехник, что если выполнить их даже по одному разу – жизни не хватит. Ниже приводится методика, основанная на вышеперечисленных подходах.
Упражнение 52.
Дорога Времени. Выберитесь на природу, желательно в лес. Двигайтесь по лесу так, как описано в упражнении 28. Ваша интуиция выведет вас на место Силы. Пускай эта точка будет точкой вашего «настоящего». Далее вам нужно будет медленно идти куда-то, вспоминая свою жизнь - от точки «здесь и сейчас», до момента вашего рождения. Двигайтесь по лесу, исходя из эпизодов вашего прошлого. Растения, камни, предметы и знаки вокруг вас, будут удивительным образом соответствовать тому, что вы вспоминаете. Путь, по которому вы идете – это дорога вашей памяти, ваша жизнь. Пройдите эту дорогу от момента «здесь и сейчас», до ситуации рождения.
В принципе, все это можно проделать и в воображении, сидя в удобном кресле перед телевизором. Но, на самом деле, эффект физического перемещения в природных условиях бесподобен. Лес вокруг вас наполняется смыслом вашего личного прошлого, в этом есть какая-то реальная магия. Это стоит попробовать, что бы составить свое личное впечатление.
Погуляйте по дороге Времени так, как вам хочется – туда, сюда. После того, как вы освоитесь и немного вспомните свою жизнь, отметьте (если вы не сделали этого сразу) важнейшие эпизоды и факты на реальном физическом пути. Посмотрите на свою дорогу как бы сверху. На всю сразу. И подумайте, чего вам не хватает, что мешает и т.д. Вернитесь в точку «здесь и сейчас» на место Силы.
Какого ресурса вам не хватает в жизни? Денег, здоровья, уверенности или любви? Подумайте, что бы было, если бы в самом начале, у вас в жизни был бы этот ресурс? Как бы сложилась ваша жизнь? Оглянитесь вокруг и внимательно рассмотрите место, на котором стоите. Осознайте ресурс, которого вам не хватает. Попробуйте найти что-то, что свяжется в вашем сознании с необходимой вам силой. Это может быть что угодно, но обязательно физически выраженное. Может быть, камешек, может растение или что-то еще, что напомнит о необходимом ресурсе. Вероятнее всего это будет сделать очень легко – этот предмет сам бросится в глаза. Возьмите его в руки, почувствуйте связь с ним, настроение этой вещи. С каким цветом, светом, звуком ассоциируется у вас этот предмет силы?
Воссоздайте в себе эти цвета и звуки как можно полнее и идите обратно к началу вашей жизни, насыщая энергией предмета всю дорогу, каждый эпизод жизни.
Оглянитесь на дорогу Времени. Что изменилось в ее энергетической структуре? Изменились ли цветовые оттенки? Звучание вашей дороги? Отметьте, какие изменения произошли в вас, в вашем настроении, ощущениях. Чувствуете ли вы прилив Силы? Если все сделано правильно, вы должны будете почувствовать себя лучше, чем до процедуры.
Теперь перейдем ко второму этапу. Оглядитесь вокруг. Задумайтесь, может быть в момент вашего рождения был возможен ресурс, который так и не реализовался в вашей жизни, а мог бы? Просто осмотритесь на местности. Может быть, какой-то предмет привлечет ваше внимание. «Увидьте» этот предмет. Он расскажет о своей Силе. Возьмите его с собой и поэтапно, от случая к случаю, от эпизода к эпизоду, насытьте энергией этого ресурса вашу жизнь и возвратитесь в «здесь и сейчас» на место Силы. Найдите место для этого предмета там, где, как вы чувствуете, он должен быть и поместите его туда.
Оглянитесь на свою жизнь, заметьте изменения внутри себя. Чего еще не хватает, что бы вам хотелось сделать?
С дорогой Времени необходимо работать часто. До тех пор, пока вы не почувствуете, что ваше прошлое стало единым оркестром, играющим мелодию вашего настоящего. В конце концов, после того, как вы разберетесь со своим прошлым, вы можете попробовать уйти дальше по дороге – за точку вашего рождения.
Вполне возможно, что память человека хранит не только компоненты его собственного опыта, приобретенного в процессе жизни, и не только некий запас обезличенной общекультурной информации. Вполне возможно, что в глубинах нашей памяти сокрыта длинная цепь персональных воплощений этой культуры, которая связывает современность с начальными этапами человеческой эволюции (53). Здесь мы вступаем на зыбкую почву предположений и необоснованных концептов. Здесь все недоказуемо и индивидуально. Попробуйте сами. Уйдите за линию персонального прошлого вглубь веков. И там, на заре человечества (если, конечно, такая заря у человечества имеется) постройте свой Большой Шаманский Миф о происхождении Вселенной и Человека.
Мы уже говорили о стихии Леса. Все вышесказанное по этому поводу, так или иначе, имеет отношение к растительным царствам. Можно добавить, что существует мир Травы, мир Кустарника и мир Больших деревьев. В мир Больших деревьев вход возможен через «врата» образуемые упавшими или наклонившимися, а так же необычно искривленными деревьями, мы об этом уже говорили. В мир Кустарника попасть сложно потому, что нужен кустарник, а найти достаточно огромные заросли кустов можно только где-нибудь в Тропиках, в Мексике или в Австралии. Мир Травы может быть доступен через насекомых, ассоциируемых с травой: кузнечиков, жуков и т.п.
Упражнение 50.
Выберитесь на природу на закате солнца, куда-нибудь, где растет трава (не газон, а именно трава нормальная, которую не косят). Что бы очистить сознание, проделайте упражнение на гармонизацию стихий (упражнение 26). Настройтесь на стихию Леса. Мир Травы, как и многие другие миры среднего уровня, чувствуется сквозь обычное состояние сознания достаточно легко. Просто настройтесь на тонкие переживания, «вслушайтесь» в окружающую вас природу. Лягте в траву и посмотрите сквозь траву на синее, темнеющее небо. Вы можете словить оттенок переживания, настроения, свойственный другим мирам. Вполне возможно, что вам попадется какое-нибудь насекомое. И вполне возможно, что это будет не совсем обычное насекомое. Пообщайтесь с ним, попросите его пустить вас в мир Травы. Важно словить переживание, эмоциональный отклик иного мира. Если вам удастся это сделать, вы запомните это чувство на всю жизнь. Дело в том, что мир Травы, как и многие, многие из иных миров, красив и удивителен до слез…, нет слов для описания его свойств и чудес.
Царство животных.
В принципе, о животных речь уже велась. В некотором роде, человеческий мир тоже относится к этому царству, и наши обычные переживания – это как раз оттуда. Также как и в нижних мирах, в этих мирах живут животные Силы.
Упражнение 51.
Поиск и встреча с животным Силы. Все подобные практики начинаются с совета сесть и расслабиться. Это следует делать для того, чтобы было удобнее концентрировать внимание на визуализациях. Далее, в большинстве практик направленных на переход в Нижние миры, перед вами предстает образ колодца(пещеры, дупла, одним словом, прохода). Этот образ способствует перестройке сознания под иные параметры восприятия, символическому уходу из мира реального в мир воображения. Для путешествия по Средним мирам, вы используете, или уже найденный конкретный образ входа, или проводите соответствующий поиск, имея ввиду конкретное животное и его среду обитания.
То есть человек переходит в естественную среду обитания животных. Это может быть образ леса, поляны, луга или ветвей деревьев и т.д. и т.п…. Передвигаясь в этом пространстве, следует воспринимать себя частью природы, впустить в себя ощущение свободы и покоя. Далее идет призыв своего животного. Тут следует как можно полнее отключиться от обычной реальности и перестать думать вообще, то есть просто превратиться в наблюдателя. Появившееся животное не должно вас удивить, хотя бы потому, что оно – часть вас, и именно когда вы видите его со стороны вы невольно вспоминаете за собой поведение, присущее этому животному, одним словом, осознаете, что это и впрямь часть вас. Все техники утверждают, что не стоит отторгать, проявлять неудовлетворение или агрессию по отношению к своему животному, что логично. Так вы избежите внутреннего диссонанса, позволите зверю стать частью вашего сознания. Далее, вам нужно вместе со зверем проделать обратный путь в реальный мир. Это опять же нужно для того, чтобы вывести свое животное в реальный, если можно так выразиться, мир. Далее, вы даете животному волю, то есть впускаете его в свое сознание, перестраиваете свое поведение, манеры, дабы свыкнуться с присутствием еще одной личности - своего зверя - в себе.
Тот, кто не раскрыл в себе зверя, не может судить о том – хорошо это или плохо. Часто случается, что в процессе жизни, во время ссор, стрессов, обид человек теряет свое Животное Силы. Он начинает страдать, у него идет сплошная полоса неудач, он теряет свою интуицию, начинает болеть. Все это результат потери животного Силы, которое должно охранять человека. В таких случаях следует вернуть животное человеку (181, 219).
Для поиска и возвращения пропавшего животного, необходимо, для начала установить, где оно пропало, т.е. в каком из миров его искать – в Верхнем, Нижнем или Среднем. Для точного определения местоположения пропавшего животного, используется гадание. О практике гадания будет подробно рассказано несколько позднее в соответствующей главе. Здесь необходимо только четко понять, что для того, что бы отыскать конкретное животное, надо конкретно знать и держать во внимании суть того человека, для которого вы камлаете. Давайте рассмотрим саму методику поиска пропавшего животного, путешествия за ним и возврата.
Вероятнее всего, это будут нижние миры. Как правило, само животное тоже ждет своего возвращения и не заставит вас долго себя искать, оно само придет к вам. Хотя бывают случаи, когда придется изрядно поработать, чтобы освободить животное, или, возможно, вам придется его уговаривать. Когда вы найдете пропавшее животное Силы, спросите у него его имя. Если требуется, узнайте, почему оно потерялось, и чем оно будет помогать хозяину. Затем используйте свой жезл или ловушку для духов или, может быть даже свой бубен, для переноски этого животного. Вполне вероятно, что животное будет помогать вам в этом, но не обязательно. Взяв животное, возвращайтесь обратно. Когда вы вернетесь, вам нужно будет вернуть животное хозяину. Вполне возможно просто «вдуть» животное в человека, но иногда, интуитивно, вы можете использовать и какие-то другие способы передачи: окуривание дымом, съедение чего-то и т.п. Вдуйте животное в те места, где оно живет у этого господина. В этот момент вы почувствуете ту радость, которую испытывает животное, вновь вернувшись к человеку. После того, как вы проделали весь этот процесс, не забудьте убрать все следы своего пребывания в энергетической структуре своего пациента – это нужно, прежде всего, вам самим для того, что бы клиент не «завис» на вашей энергии. Никогда не забывайте об экологии целительских манипуляций, да и вообще, всех шаманских действий. Для этого вы можете: окурить его травами, выправить ауру руками разрывая контакт, погреметь погремушкой или трещоткой над важными зонами и т.д.
Малый народец.
Точного местонахождения «малого народца» никто не знает. Во всех культурах, так или иначе, существуют истории о маленьких человечках и духах. Это могут быть: домовые, банники, чуры, шуликуны, овинники, эльфы, гномы, дварфы, леприконы, баньши, «лисы» (в японской мифологии) и т.д. и т.п. Некоторые из них живут очень близко к человеку. Иногда их деятельность проявляется даже на обычном физическом плане человеческого бытия. Тогда говорят о «полтергейсте» или о том, что «домовой расшалился». Бытуют истории о «горшочке с золотом», кладах и их охране «нечистой силой» и многое, многое, многое.
Нет смысла в данной работе приводить примеры и раскрывать эту тему подробнее, ведь в литературе можно отыскать множество примеров ключей входа в эти миры и способов контакта с этими существами. К тому же, каждый из нас имеет свой «опыт» встречи с малым народцем. Важно только понимать, что эти миры весьма близки к миру обычного состояния сознания человека. В просоночном, «сумеречном» состоянии сознания, любой человек может вступить с ними в контакт. Другое дело, а зачем? Далеко не всегда малый народец бывает дружелюбен по отношению к человеку. Даже если это и так, то надо помнить, что миры, отличные от мира нашего обыденного сознания, живут по иным законам. То, что у нас здесь хорошо – не всегда хорошо там, и наоборот.
Иные миры.
Надо понимать, что вертикальная градация Космоса по уровням и сферам весьма условна. И далеко не всегда можно утверждать, что тот или иной мир относится к Нижним или к Верхним. В своих последних книгах, Карлос Кастанеда весьма красочно описывает некие «миры неорганических существ». Топологически, местонахождение этих миров затруднено. С одной стороны, они описываются, как наиболее удаленные - проход к этим мирам доступен только через сновидение. С другой стороны, сущности из этих миров постоянно контактируют даже с обычными людьми, причем – не зависимо от того, в каком состоянии сознания находится человек.
Скорее всего, дело в том, что писательский гений Кастанеды, в данном случае, дал некоторую слабину по причине отсутствия у Кастанеды четкой классификации и разработанной карты путешествий и космического мироустройства. Великий писатель эту тему не разрабатывал топографически, а просто туда «летал». Тем не менее, поработать с картографией может быть очень полезно. Это убережет вас от ненужной путаницы, весьма поможет в практике путешествий, в том числе, и в практике осознанных сновидений.
В целом, можно сказать, что чем «легче» проход в тот или иной мир, тем «ближе» этот мир к нам. На самом деле, «обычное состояние сознания» – это не какая-то устойчивая константа, по которой можно измерять все остальное, но это весьма расплывчатая и сложно определяемая зона с неустойчивыми параметрами. Границы этой зоны отмечают наши привычки к восприятию тех или иных объектов. В зависимости от того, что мы привыкли замечать, мы фильтруем поток впечатлений в конкретный «туннель». Все, что не попадает в этот туннель, привычно не замечается нашим сознанием. Роберт А. Уилсон впервые ввел термин «туннель реальности» (206). В его интерпретации, это термин получается несколько шире, но смысл тот же – по туннелю двигаться легче. Формируя устойчивые доминанты в фокусировании восприятия мира, нам становится легче и удобнее жить. Это, как езда на автобусе. Те, кто часто ездит, умеют «отключаться» на время езды. Умеющий так ездить человек, как бы уходит на время поездки внутрь себя, что-то там вспоминает, планирует или воображает… главное – не проехать остановку, хотя и такое случается. Те, кто работает на конвейере, на какой-нибудь фабрике, говорят, что их смена похожа на выключатель: включился-выключился – уже домой пора. Представляете, если бы женщина, упаковывающая колготки по восемь часов в день, расширила бы свое восприятие? Восемь часов, она бы внимательно следила за каждым поворотом упаковочной ленточки, за каждым движением кисточки, приклеивающей бумажку с номером на коробку и т.д. Это был бы Ад! А так – ррраззз, и домой пора. Туннель реальности, это и есть такая привычка к отключению ненужных деталей мира, которая есть у всех нас. Мы не замечаем то, что нам не нужно для обычного функционирования. К сожалению, вместе с удобством, мы теряем весь остальной «ненужный» мир.
4.10. Несколько примеров шаманских путешествий.
Способы вхождения в ИСС, камлание и манера двигаться по мирам сугубо индивидуальны. Для того, что бы лучше понять этот вопрос, ниже приводятся некоторые описания путешествий шаманов в разных традициях и их приемы перехода.
«...В уединённом месте я нашёл дерево с огромными корнями, сел рядом с ним так, чтобы можно было не напрягая глаза видеть место соединения корней и ствола. Достал духоловку — в моем случае это бубен, — поставил корытце для камлания духов. Начал выстукивать ритм для привлечения духов дерева к корытцу, в которое положил смесь, приготовленную специально для них. Через некоторое время я увидел, как из-за дерева вылетели две точки и начали виться над корытцем. Некоторое время они просто летали вокруг, как бы играя сами с собой, потом отведали приготовленное для них «блюдо» и явно остались довольны. Насытившись, они превратились в духов этого дерева и спросили меня, чего я хочу. Я попросил их сопроводить меня в нижний мир, они согласились и, приняв опять образ маленьких точек, начали кружиться вокруг меня. После этого я ощутил, как мое тело становится невесомым и, когда я полностью отделился от тела, они подхватили меня и втянули в щель между двумя корнями. Мы начали скользить по поверхности одного из них. Наш путь был быстрым и без осложнений. Мы вышли с другой стороны, где я отблагодарил и отпустил духов. Дальше я делал то, что мне было нужно...».
«...Как-то в городе меня заинтересовал один заброшенный дом. Я тщательно его осмотрел и постарался запомнить все детали. Обойдя весь дом, я нашел место, в котором мне было комфортней всего. Устроившись на нем поудобней и включив магнитофон с моими шаманскими мелодиями, я начал свою практику. Постепенно, слушая ритм барабанов, я перестал ощущать окружающий меня мир. Когда ощущение окружающего мира вернулось ко мне, я увидел, что смотрю на самого себя, сидящего на полу. За окном были сумерки. Мне захотелось снова обойти весь дом. Я повернулся к самому себе спиной и вышел в дверь. Вид дома почти не изменился, если не считать, что в некоторых местах появилось свечение, дающее возможность достаточно хорошо видеть. Спустившись в подвал, в одной из комнат я увидел повалившуюся кладку. Я подошёл и стал её разбирать, за ней оказался коридор. Пройдя по нему, я увидел шахту с лестницей. Я взобрался по лестнице, открыл люк и вышел на поверхность уже в нижнем мире...».
«...Мысленно сформулировав свою задачу, а именно: мне нужно было вылечить друга, у него был сильный кашель, — я лег спать. Во сне мне приснился пес, он подошел ко мне и сказал:
— Я слышал, ты ищешь лекарство для друга?
— Да.
— Пойдем, я покажу тебе, где его можно взять.
Я пошел за ним, и мы спустились в метро. Сели на электричку, которая через некоторое время выехала на поверхность и остановилась. Станция больше напоминала перрон для пригородной электрички. Пес вышел и сказал, чтобы я шел за ним. Мы спустились с перрона и пошли по полю. Пройдя немного, он указал мне на кустарник и сказал, чтобы я отнес его ветку и положил ее другу на грудь. Я сорвал ветку, поблагодарил пса и куст и на той же электричке вернулся в город, в метро. Выйдя из метро, я оказался около дома, где живет мой друг. Я зашел к нему домой, мой друг спал. Я не стал его будить, а положил ему ветку на грудь.
Через пару дней мой друг выздоровел...» (249).
«… Несколько лет назад, во время моего первого шаманского путешествия меня очаровало видение подвески или талисмана с маленьким камнем, вставленным в центре. Когда я описал этот случай моему наставнику, мне предложили нарисовать или попытаться воспроизвести предмет, чтобы понять его предназначение. Подвеска в моем видении, казалось, была сделана из твердого, но слоистого материала, что выделяло ее среди других предметов, тоже находившихся там.
Через несколько дней я зашел в лондонский магазин с богатым ассортиментом полудрагоценных камней. Я искал камень, похожий на тот, который видел в шаманском путешествии, и случайно подошел к витрине, где были выставлены миниатюры на устричных раковинах. Когда я наклонился, чтобы рассмотреть маленькие картинки, то понял, что раковины устриц состоят из тонких слоев, наложенных друг на друга. Тогда меня осенило. Оказывается, талисман был сделан из устричной раковины! Я приобрел пустую раковину и нанес на нее узор, который видел в путешествии. Затем я приклеил в центре пластинку кружевного агата, похожую на камень из видения. В то время я лишь понаслышке знал о древней системе угловатого символического письма, известной как руны, но впоследствии обнаружил, что узор был связующей руной - комбинацией из нескольких рун - в данном случае, составленной из девяти рун и заключенной в символ колеса с восемью спицами. Таким образом, рисунок на слоистой структуре приобретал богатое символическое значение.
В поисках возможного смысла или истолкования я изучил все книги о рунах, какие смог достать. Результатом моих исследований стало сообщение, заключенное в талисмане. Объем сообщения достигал нескольких страниц убористого текста. Это побудило меня к более глубокому изучению символа колеса с восемью спицами, заключавшего в себе связующую руну. В результате я стал собирать знания о Шаманическом Колесе и встретился с индейским шаманом, научившим меня основным принципам его использования. Позднее мне выпала честь получить личные инструкции о смысле и предназначении рун от женщины-шамана северной традиции. Ей я обязан пониманием, которое не мог бы почерпнуть из книг. Два года спустя, во время визита в Скандинавию, я познакомился со шведским шаманом, научившим меня разным способам толкования рун. И все это произошло из-за одного случая в моем первом шаманском путешествии!» (66).
«… Я отправился в путь в ручейке, который течет по моему участку. Поднырнув под большой камень, я почувствовал, что стал совсем крошечным. Я оказался в небольшой влажной канавке - она шла куда-то вверх. Я ощущал, как ползу по ней на карачках. Там было очень темно. Темнота наступила, сразу, как только я перестал видеть дыру, в которую вошел. Внезапно канавка круто пошла вниз, я не понимал, куда она ведет. Я почувствовал, что скольжу по мокрым камням; в конце концов, я оказался посреди обширного пространства, и там было маленькое озерцо. Вода была очень холодная.
С другого конца озерца доходил неясный свет, и мне показалось, что там или где-то снаружи должно что-то быть. Я вошел в воду, чтобы перебраться, на тот край: временами я шел вброд, временами пускался вплавь. Помню ощущение сильного холода. Потом я карабкался по какой-то канавке, очень круто уходившей вверх,- казалось, я нахожусь в пещере. Я вышел на луг, он весь был покрыт яркой зеленью, а посреди стоял огромный дуб. Я уселся в тени этого дуба и вдруг увидел, что на мне накидка из кожи и кожаные чулки - вроде тех, какие носят индейцы.
Очень уютно было сидеть под тем деревом, но тут настало время возвращаться. Возвращаться мне совсем не хотелось, но, как послушный ученик, я решил строго следовать указаниям и добрался до того самого пространства, где впервые увидел озерцо. Тут я обнаружил, что индейское одеяние куда-то исчезло, а на мне просто джинсы и горные ботинки. Потом я снова вошел в ручеек. Небо, было сероватое и облачное. Я чувствовал себя как дома, будто вернулся в родные места…» (250).
«…Как-то я ходил в поход и увидел сусликов: цомню, все вокруг было усеяно их норками. И вот через такую-то норку я и стал спускаться под землю. Сперва я шел по каким-то узеньким ходам, а потом один из них вдруг резко повел вниз, и мне пришлось прямо-таки бежать по нему, и я все бежал и бежал, и конца этому Туннелю не было видно. Так продолжалось довольно долго: я никак не мог остановиться и не знал, куда меня несет. Вокруг была сплошная чернота. Я там слегка потерял ориентацию. Обратно я поднимался не так быстро, как спускался, но, в конце концов, все-таки вышел наверх, хотя и другим путем…» (218).
«…Я летела. Я поднималась в черное небо, в котором сияло множество звезд, а затем, как мне показалось, я вошла в смерч. Я все еще могла видеть звезды, но меня сильно кружило. Животные силы были со мной. Затем я поднялась сквозь пласт облаков и встретила своего учителя: это была женщина, которую я видела раньше. Она была облачена в очень длинные одежды, и мне захотелось спросить ее, как мне дальше заниматься шаманизмом, чтобы он в большей мере был частью моей повседневной жизни. Тогда эта женщина через свою вагину впустила меня к себе в чрево. Я чувствовала, что она беременна мною и что ее живот увеличивается. Я знала, что нахожусь внутри нее. Я также ощущала, как она кладет руки на свой живот, и какой он большой! Она сказала мне, чтобы я перестала дышать, и что я буду кормиться ее соками. И я действительно почувствовала, что перестала дышать. Я ощущала в своем животе сильное тепло, как будто оно передавалось от этой женщины ко мне. Затем женщина набухла еще больше и в буквальном смысле распалась на две части. Ее живот лопнул, и я вышла наружу. Я поняла происшедшее так, что в моих занятиях шаманизмом мне нужно меньше полагаться на собственную волю и больше доверять ей, и что тот же принцип должен стать частью моей повседневной жизни. Это был конец моего путешествия: бубен умолк и я вернулась на прежнее место…» (66).
«… Брук Исцеляющая Орлица отправилась в свое первое шаманское визионерское путешествие вместе с восьмидесятипятилетней шаманкой из племени северных шайенов, по имени Мудрая Женщина. Вместе с более молодой знахаркой они совершили паломничество в место, называемое Медвежий Холм, расположенное недалеко от Черных Холмов Южной Дакоты. Эта территория на протяжении сотен лет использовалась сиу и шайенами как место для визионерских путешествий.
Здесь Брук Исцеляющая Орлица прошла традиционную подготовку, заключающуюся в голодании и очищении. Ей надлежало оставаться одной на вершине холма в течение примерно четырех суток, без воды и пищи, и молиться о ниспослании посвятительного видения.
Подготовив «ложе мудреца», выкурив трубку и вознеся молитвы, женщины удалились, оставив Брук в одиночестве. Она вспоминает, что вечером, когда она спокойно лежала на этом ложе, она вдруг почувствовала, что рядом присутствует какая-то женщина с длинными черными косами, облаченная в платье из оленьей кожи. Казалось, она передавала Брук особую энергию, направляя ее в область пупка: их общение проходило не на уровне слов.
Когда по небу поплыли облака, сквозь которые забрезжил лунный свет, Брук Исцеляющая Орлица увидела «радужное сияние», исходившее от сотен бусинок, которыми было расшито платье женщины. Теперь она также различала звуки бубна, и ей почудилось, что ее окружили танцующие женщины, «духи той местности», которые образовывали в танце два переплетающихся между собой круга. Один круг состоял из семи старух - как она потом выразилась, «женщин, которые для меня очень много значат, могущественных старых женщин».
Затем хоровод исчез, и Брук снова осталась наедине с Радужной Женщиной. На сей раз, женщина сказала ей, что страна находится в опасности - необходимо обрести новое ощущение равновесия; нужно, чтобы было больше женской, питающей энергии и меньше мужской агрессивности. Она также сказала, что все обитатели североамериканского континента являются «детьми радуги», смешавшими в себе разные крови, но что старые и новые культуры могут быть приведены в равновесие.
После этого разговора Радужная Женщина собралась уходить, и теперь стало совершенно очевидно, что она была не физически осязаемым существом, но духом-наставником:
Ее ноги не двигались, но она выгнулась по всему небу радугой, в верхней точке которой была ее голова. Затем огни, которые образовывали эту радугу, начали гаснуть, подобно фейерверкам в небе. И так они постепенно затухали, начиная с ее ног, а затем она полностью исчезла.
Для Брук Исцеляющей Орлицы эта встреча явилась очень личным и глубоким переживанием, поскольку в ходе беседы она поняла коренное различие между индейской и западной культурой, а кроме того, ей было указано, в чем может заключаться ее служение людям: Индейцы - люди сердца. Когда бледнолицый человек ступил на эту землю, он принес с собой интеллект - и основанный на аналитическом, рассудочном мышлении образ жизни. Индейский же народ продолжал культивировать в себе сердце, чувства. И этим двум народам суждено сойтись вместе, чтобы строить новый век, в котором не будет преобладать ни сердце, ни разум, но оба они сойдутся в гармоническом равновесии...» (66).
Глава 5. Практика шаманизма.
5.1. Линия времени.
Функции шаманов в разных местах и культурах разнятся. Они могут лечить больных или наводить порчу, вызывать или изгонять духов, могут быть посредниками в ритуалах перехода (свадьбы, похороны, инициации и др.). Такая деятельность требует от человека особых навыков и дисциплины, специального тренинга. Шаманы учатся быть шаманами. Кто-то на собственном опыте, кто-то в особых школах. В этой главе мы рассмотрим несколько ключевых шаманских практик, так или иначе, известных в любой шаманской культуре, как, впрочем, и во многих развитых религиозных традициях. Одна из наиболее важных практик – работа с собственным прошлым.
Наверное, не надо говорить о том, что наше прошлое влияет на наши поступки в настоящем. Однако, как уже говорилось выше, во время камлания, этот вопрос обретает первостепенную важность. Стресс и травматический опыт, заполняющий слои нашей памяти, мешают шаману свободно путешествовать. Травмирующие эпизоды детства и юности, формируют модели поведения. Тем, кто хочет открыть проход к первоисточнику Силы, необходимо экологично подойти к вопросу своей «личной истории».
Термин «личная история» приводится в книгах Карлоса Кастанеды (83-85) и, по большому счету, не является ни собственно шаманским, ни научным. Кастанеда предлагает историю своей жизни стирать полностью. Согласно его учению, человек, лишенный прошлого, становится по-настоящему «текучим», проводником Силы. Для тех целей и задач, которые необходимы кастанедовским персонажам, подобная тактика «работы» с прошлым вполне оправдана. Если вы хотите сгореть изнутри, вы можете попробовать действовать подобным образом. Однако, честно говоря, методика стирания личной истории у Кастанеды не описана качественно. Сказанного в его книгах, по крайней мере, по меркам современной психологии, явно не достаточно для практических действий. Хитрый Кастанеда сам говорит о том, что практиковать надо под присмотром Дона Хуана или, на худой конец так, как это делали ведьмы из его магической партии (т.е. тоже под присмотром, с консультациями «специалиста»).
На наш взгляд, сама идея «стирания личной истории» весьма абсурдна, т.к. напоминает по стратегии уничтожение личности. Известно, что человек это его память и история жизни. В психологическом смысле мы лишаем человека всей системы знаний, умений и навыков, глобального социального опыта. Мне (Козлов В.В.) трудно представить, каким «текучим» проводником Силы становится человек при такой хирургической операции над памятью личности. Те, кого я видел в психиатрических больницах и домах престарелых, не очень напоминают продинутых шаманов.
Вне сомнения, теория, методы и техники трансформации прошлого опыта (ообенного травматического), наиболее полно и тщательно изучены и разработаны в русле современной психологии. Это психоанализ, гештальтпсихология, трансперсональная психология, арттерапия, психодрама, телесно-ориентированная психология, нейролингвистическое программирование и др. Все перечисленные и многие дугие направления и школы психологии этому вопросу уделяется колоссальное значение. В этой сфере разработано такое количество упражнений и психотехник, что если выполнить их даже по одному разу – жизни не хватит. Ниже приводится методика, основанная на вышеперечисленных подходах.
Упражнение 52.
Дорога Времени. Выберитесь на природу, желательно в лес. Двигайтесь по лесу так, как описано в упражнении 28. Ваша интуиция выведет вас на место Силы. Пускай эта точка будет точкой вашего «настоящего». Далее вам нужно будет медленно идти куда-то, вспоминая свою жизнь - от точки «здесь и сейчас», до момента вашего рождения. Двигайтесь по лесу, исходя из эпизодов вашего прошлого. Растения, камни, предметы и знаки вокруг вас, будут удивительным образом соответствовать тому, что вы вспоминаете. Путь, по которому вы идете – это дорога вашей памяти, ваша жизнь. Пройдите эту дорогу от момента «здесь и сейчас», до ситуации рождения.
В принципе, все это можно проделать и в воображении, сидя в удобном кресле перед телевизором. Но, на самом деле, эффект физического перемещения в природных условиях бесподобен. Лес вокруг вас наполняется смыслом вашего личного прошлого, в этом есть какая-то реальная магия. Это стоит попробовать, что бы составить свое личное впечатление.
Погуляйте по дороге Времени так, как вам хочется – туда, сюда. После того, как вы освоитесь и немного вспомните свою жизнь, отметьте (если вы не сделали этого сразу) важнейшие эпизоды и факты на реальном физическом пути. Посмотрите на свою дорогу как бы сверху. На всю сразу. И подумайте, чего вам не хватает, что мешает и т.д. Вернитесь в точку «здесь и сейчас» на место Силы.
Какого ресурса вам не хватает в жизни? Денег, здоровья, уверенности или любви? Подумайте, что бы было, если бы в самом начале, у вас в жизни был бы этот ресурс? Как бы сложилась ваша жизнь? Оглянитесь вокруг и внимательно рассмотрите место, на котором стоите. Осознайте ресурс, которого вам не хватает. Попробуйте найти что-то, что свяжется в вашем сознании с необходимой вам силой. Это может быть что угодно, но обязательно физически выраженное. Может быть, камешек, может растение или что-то еще, что напомнит о необходимом ресурсе. Вероятнее всего это будет сделать очень легко – этот предмет сам бросится в глаза. Возьмите его в руки, почувствуйте связь с ним, настроение этой вещи. С каким цветом, светом, звуком ассоциируется у вас этот предмет силы?
Воссоздайте в себе эти цвета и звуки как можно полнее и идите обратно к началу вашей жизни, насыщая энергией предмета всю дорогу, каждый эпизод жизни.
Оглянитесь на дорогу Времени. Что изменилось в ее энергетической структуре? Изменились ли цветовые оттенки? Звучание вашей дороги? Отметьте, какие изменения произошли в вас, в вашем настроении, ощущениях. Чувствуете ли вы прилив Силы? Если все сделано правильно, вы должны будете почувствовать себя лучше, чем до процедуры.
Теперь перейдем ко второму этапу. Оглядитесь вокруг. Задумайтесь, может быть в момент вашего рождения был возможен ресурс, который так и не реализовался в вашей жизни, а мог бы? Просто осмотритесь на местности. Может быть, какой-то предмет привлечет ваше внимание. «Увидьте» этот предмет. Он расскажет о своей Силе. Возьмите его с собой и поэтапно, от случая к случаю, от эпизода к эпизоду, насытьте энергией этого ресурса вашу жизнь и возвратитесь в «здесь и сейчас» на место Силы. Найдите место для этого предмета там, где, как вы чувствуете, он должен быть и поместите его туда.
Оглянитесь на свою жизнь, заметьте изменения внутри себя. Чего еще не хватает, что бы вам хотелось сделать?
С дорогой Времени необходимо работать часто. До тех пор, пока вы не почувствуете, что ваше прошлое стало единым оркестром, играющим мелодию вашего настоящего. В конце концов, после того, как вы разберетесь со своим прошлым, вы можете попробовать уйти дальше по дороге – за точку вашего рождения.
Вполне возможно, что память человека хранит не только компоненты его собственного опыта, приобретенного в процессе жизни, и не только некий запас обезличенной общекультурной информации. Вполне возможно, что в глубинах нашей памяти сокрыта длинная цепь персональных воплощений этой культуры, которая связывает современность с начальными этапами человеческой эволюции (53). Здесь мы вступаем на зыбкую почву предположений и необоснованных концептов. Здесь все недоказуемо и индивидуально. Попробуйте сами. Уйдите за линию персонального прошлого вглубь веков. И там, на заре человечества (если, конечно, такая заря у человечества имеется) постройте свой Большой Шаманский Миф о происхождении Вселенной и Человека.