7.2. Путешествие за Силой Животного
Это путешествие является базовым шаманским путешествием.
Культ тотемных животных — универсальная и очень распространенная религиозно–социальная система. Даже в настоящее время в геральдике и государственных ценных бумагах символ животных занимает немалое место.
Во время экстатических ритуалов инициации в шаманы и у юношей во время обязательных постов перед инициациями инициируемым являлись те или иные животные, которые предлагают им свое покровительство, обращая их в себе подобное. Во время шаманского путешествия человек находил союзника — целый тотемный класс, который давал ему силу и поддержку в любых обстоятельствах жизни. После этого инициируемый начинает всячески уподоблять себя покровительствующему животному и с полной верой чувствует себя таковым.
Шаманы обыкновенно считают себя под покровительством того или другого животного, превращают себя в это животное во время камлания и передают своего покровителя по наследству своим преемникам.
К.Г. Юнг утверждал, что животное олицетворяет нечеловеческую душу, мир дна человеческой психики, подсознательных инстинктов, глубинных областей бессознательного. Чем примитивнее животное, тем более глубокие слои оно отражает [205].
Идентификация себя с животным означает включение подсознания и иногда — подобно погружению в первобытные воды — омоложение путем прикосновения к источнику жизни.
Данная психотехника по содержанию и цели является особым способом погружения в память рода, в глубинные структуры коллективного бессознательного и имеет характер направленной визуализации в расширенном состоянии сознания (Козлов В.В., 1995).
Предварительные условия
Форма проведения — групповая.
Помещение для проведения должно быть достаточно просторное.
Участники равномерно занимают площадь помещения, обеспечив простор для движения.
Одежда удобная, свободная, не стесняющая дыхание и движение.
Oчки, часы, украшения лучше снять .
Для проведения процесса лучше иметь бубен или барабан.
В начале процесса ритм медленный, повторяющий ритм дыхания.
Во время идентификации удары быстрые и энергичные.
После фразы "Примите силу вашего животного" сделайте 5 более сильных и размеренных
ударов в барабан. Это будет сигналом окончания путешествия.
Процедура проведения
"Закройте глаза и почувствуйте свое тело. Расслабьтесь... Расслабьтесь еще глубже...
Начните глубокое и связное дыхание (5—7 минут)...
Начните исследование вашего внутреннего пространства. Почувствуйте самые сильные, самые явные ощущения в вашем теле: как ваши ступни соприкасаются с полом.. кожа соприкасается с одеждой...как вы дышите...
Почувствуйте ощущения, которые не так явны: напряжения в теле, температурные отличия, тяжести, легкости...
Ваше тело — как громадный космос и явные ощущения, — яркие планеты и крупные звезды.
А звезды средней величины — это ощущения, которые не так явны.
Дышите...
Попробуйте (прямо сейчас) найти в теле ощущения, которые похожи на метеоритную пыль: вот они возникли и уже исчезли. Зыбкие, мимолетные ощущения, которые вдруг возникают из ничего и туда же возвращаются. Ощущения на грани формы и бесформенного...
Почувствуйте прямо сейчас, что луч вашего осознания высвечивает не все пространство вашего тела. В этом пространстве есть целые области пустоты, темноты, неосознанности...
Найдите самую большую область "Ничто" в вашем теле и направьте туда все ваше внимание.
Ждите...
Почувствуйте, что в этой пустоте есть какое–то живое существо. Оно дышит, издает какие–то звуки. Настройте ваше дыхание на ритм его дыхания. Все животные в мире дышат связно.
Начните дышать, как дышит это животное.
Попробуйте увидеть это животное. Попробуйте почувствовать это животное.
Войдите в это животное полностью, тотально. Почувствуйте свои мускулы его мускулами. Почувствуйте его движения своими движениями.
Будьте этим животным. Встаньте, как стоит это животное.
Начните двигаться, как двигается это животное.
Дайте голос своему животному.
Позвольте ему полностью проявиться.
Дышите, двигайтесь, войдите в его характер, будьте этим животным.
Почувствуйте силу этого животного в своем теле...
Примите силу этого животного.
Сделайте несколько глубоких, медленных вдохов и выдохов. Почувствуйте себя "здесь и сейчас".
Ложитесь. Отдыхайте.
Дышите медленно и поверхностно.
Попробуйте принять и осознать тот опыт, который вы только что получили..."
Позвольте участникам отдохнуть в течение 10–15 минут с закрытыми глазами.
Это необходимо для интеграции опыта.
После путешествия участники тренинга рассказывают о своих переживаниях и впечатлениях, полученных во время путешествия.
7.3. Танец птицы
Автору монографии (В.Козлову) не хочется относить это упражнение к каким–то телесно–ориентированным, или шаманским, или социально–психологическим психотехникам.
Прежде чем практиковать этот полет со другими, попробуйте научиться "летать" сами.
Эта практика родилась в 90-ые годы, когда все мои трое детей были еще маленькими.
Они часто предлагали мне потанцевать. Маленькие дети всегда танцуют Танец птицы —
они подпрыгивают и машут руками.
Этот танец возник совершенно спонтанно на одном из Байкальских тренингов.
Байкал такое место, где и вправду хочется летать. Потом я начал практиковать этот танец на тренингах и увидел, что он весьма плодотворен как метод практической психологии.
Любое крылатое существо символизирует одухотворенность. Как писал К.Г. Юнг в своей книге "Sumbols of Transformation", птица благодетельна по своей природе, олицетворяет духов или ангелов, сверхъестественную поддержку, мысль и полет фантазии.
Толкование птицы как символа души часто встречается в народном творчестве.
Птицы, как и ангелы, являются символами мысли, воображения, быстроты духовных процессов и связей. Они относятся к воздушному элементу и, как отмечено в связи с орлом, обозначают высоту вообще, следовательно, и "высоту духа".
В традиционном символизме эта общая символика часто сужается до более конкретной.
Так, Одо Тускулийский в своем "Sermon" описывает разные виды духовности человека, используя характеристики различных видов птиц. Одни птицы, говорит он, простодушны, как голуби;
другие — хитрые, как куропатки; одни идут в руки, как ястреб; другие бегут прочь, как курица;
одни любят жить рядом с людьми, как ласточка; другие предпочитают уединение, как горлица...
Низколетящие птицы — символ приземленности желаний, парящие в вышине — олицетворяют духовные стремления.
В одном из древнейших памятников культуры, "Упанишадах" читаем следующее: "Две птицы, неразлучные спутницы, живут на одном дереве: первая питается его плодами, вторая смотрит на них, но не ест. Первая птица — Дживатма, вторая — Атма, или чистое знание, свободное от условностей; и когда они рядом, одну не отличишь от другой".
Одно из древнейших божеств на земле, египетский Тот, которому приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта, в том числе священных книг "Книги дыхания" и "Книги мертвых", обычно изображали в виде человека с головой ибиса. Жрецами Тота были гермопольские монархи в конце 2–го тысячелетия до нашей эры, они носили титул сыновей Тота.
Каждый человек, живущий на земле, даже в начале 21 века, не потерял жажду полета, парения,
свободы от гравитации. И какими бы не были мы приземленными и как крепко не стояли бы на почве материализма, нет–нет, да и присоединимся к полету птицы, т. к. каждый из нас инстинктивно чувствует, что дух наш парит и полет связан с идеей света и пространства.
Предварительные условия
Это упражнение показало свою эффективность в группе.
Зал для проведения данного упражнения должен быть достаточно просторным.
До начала упражнения участники равномерно распределяются в пространстве зала.
Одежда должна быть просторной и свободной. Очки, часы, украшения рекомендуется снять.
В начале упражнения проводится настройка. Само упражнение проводится под фоновую музыку,
которая включается в конце настройки.
Настройка
"Закройте глаза и расслабьте ваше тело. Начните дышать связно, медленно, глубоко.
Вспомните то обстоятельство в вашей жизни, когда вы были удивлены и восторженны полетом птицы. Сколько вам было лет? Какие чувства вызвало в вас зрелище полета?
Велико ли было в вас желание присоединиться к полету?
Посмотрите на вашу птицу. Посмотрите, как она парит. Увидьте местность, где это происходит. Попробуйте представить, в каком месте более всего любит летать ваша птица. Над лесами или в чаще лесов, над озером, морем или полями. На берегу моря или над горами..."
Упражнение
"А сейчас почувствуйте свое тело как тело птицы. Очень медленно поднимите руки и почувствуйте крылья. Почувствуйте ваши ноги как ноги птицы, грудную клетку как киль, вытяните шею и посмотрите на мир глазами вашей птицы... Вы уже готовы к полету.
Почувствуйте напряжение в теле перед тем, как взлететь в небеса. Позвольте этому напряжению перейти в движение. Взмахните крыльями и позвольте начать танец птицы, полет и парение. Позвольте себе быть птицей и полет птицы..."
Упражнение длится около 20—25 мин.
К концу упражнения музыка постепенно делается тише и доводится до качества минимального фона, на пороге слышимости.
Упражнение заканчивается. После упражнения проводится традиционный проговор.
7.4. Путешествие в Верхние Миры
Данное путешествие по стилю является направленной визуализацией и апробирована в течение последних 12 лет (1998-2010) в тренинговой практике автора монографии (В.Козлова).
В начале путешествия ведущий проводит сеанс релаксации при помощи связного дыхания:
«Прямо сейчас сделайте 21 связное дыхание и при этом представляйте, что с каждым вдохом и выдохом вы расслабляетесь еще глубже…
Вдох-выдох, Вы расслабляетесь. Вдох-выдох – Вы расслабляетесь еще глубже…»
Ведущий все время напоминает о дыхании и релаксации. В конце дыхательной сессии он говорит:
«Вы полностью и глубоко расслаблены»
Далее ведущий воспроизводит текст приблизительно следующего содержания:
«Представьте самую красивую радугу, которую Вы видели в вашей жизни.
Где это было, сколько вам было лет, когда это было?
Затем представьте, что в том месте, где радуга соприкасается с землей, сидит птица,
которая очень близка вам по духу.
Подойдите к этой птице, садитесь на спину своим сознанием и взмывайте вверх по радуге.
Выше… еще выше… еще выше…
Затем на краю Верхних Миров попробуйте встретиться с Ангелом Хранителем.
Он будет гидом в вашем путешествии. В обыденной жизни он всегда сопровождал вас,
но вы просто не чувствовали его присутствия.
Попросите его показать Верхние Миры. Попробуйте вместе с Вашим Гидом увидеть тропинку, ведущую влево. Посмотрите, какая вокруг растительность, какие животные и птицы.
Затем попробуйте вступить на ту территорию, где находятся души Ваших родственников и друзей,
которые, как вы считаете, заслужили после своей смерти жизнь в Верхних Мирах.
Встречайтесь, общайтесь, берите уроки жизни…
Попробуйте представить тропу, которая ведет направо. В конце этой тропы попробуйте встретиться с Учителями Света, мудрецами земли. Здесь Лао-цзы, Будда из клана шакьев, Бодхидхарма, Иисус из Назарета, Пресвятая Дева Мария, Аристотель, Платон… Кто для Вас является Учителем Света, проводником в высшее знание, образцом человеческой реализации на Земле? Определяйтесь.
Попросите у них совет, урок, знание и предметы силы. Поблагодарите.
Затем представьте дорогу, которая ведет вперед.
В конце пути трон, а на троне Вседержитель. Попросите у него самое сокровенное,
что нужно в вашей жизни. Поклонитесь и поблагодарите.
Встретьтесь с Вашим Гидом и идите мысленно обратно на край Верхних Миров.
Поблагодарите Гида.
Садитесь на спину Вашей птицы и летите вниз по радуге.
Почувствуйте себя на земле.
Сделайте глубокий медленный вдох, глубокий медленный выдох, в конце выдоха
почувствуйте себя «здесь и сейчас» и откройте глаза.
После путешествия проводится традиционный проговор.
7.5. Поиск песни силы
Еще один эффективный способ узнать свою песню силы - отправиться на ее поиски.
Для этого понадобится провести некоторое время в естественной обстановке, где вас никто не будет беспокоить и где вы можете петь, не думая о том, что вас могут услышать.
Не устанавливайте жестких временных рамок. Возможно, вам понадобится лишь полчаса, а может быть, несколько часов. Позавтракайте или перекусите перед тем, как отправиться в путь, но еще лучше выйти натощак. Когда придете на место, найдите небольшой ровный участок без ям или выступающих корней.
Сядьте, прислонившись спиной к ближайшему дереву, и немного помедитируйте.
Сосредоточьтесь на своей миссии. Вы пришли сюда с намерением найти свою песню силы.
Вы собираетесь обратиться за помощью к духу природы. Будьте уверены, что ваше непреклонное намерение поиска обязательно приведет к успеху.
Затем походите по кругу в течение некоторого времени. Проникнитесь ощущением места.
Это место выбрано вами, но парадоксальным образом оно тоже выбрало вас и позвало к себе,
как если бы знало, что у вас на сердце. Впитайте атмосферу места, вдохните ее в себя.
Почувствуйте, как оно становится частью вашего существа, а вы растворяетесь в нем.
Теперь сосредоточьтесь на предчувствии звука - мелодии, которая придет к вам одновременно снаружи и изнутри. Сейчас вы ищите свой "безмолвный" звук: мелодию вашей души. Она может возникнуть из птичьих трелей, крика животного, шелеста листьев на ветру или журчания воды в ручье. Позвольте звуку "выйти" наружу. Не беспокойтесь о том, что могут подумать другие люди: никто вас не услышит.
Когда она придет, спойте ее вслух и повторяйте до тех пор, пока не запомните. Затем подстройте движения под ритм мелодии и попробуйте станцевать ее. Делая это, вы получите удовольствие, сходное с тем, которое испытывали в детстве. Забудьте обо всем и почувствуйте себя ребенком.
Двигаясь в ритме мелодии, позвольте словам лечь на ноты. Это будут простые слова, выражающие желание или утверждение. Впоследствии их можно будет повторять по мере необходимости.
Так мелодия становится танцем, а танец становится песней - вашей личной песней силы.
Когда она обретает выражение, то становится мощным и эффективным вспомогательным средством для смещения уровней осознания при шаманской работе. Вы можете брать песню силы с собой в шаманское путешествие, мысленно напевая ее под бой барабанa.
Послесловие
Шаманизм, как традиция, является выражением мировоззрения и религиозных тенденций минувших эпох. Он зародился в сравнительно изолированных дописьменных обществах, и, конечно, любой проект перенесения мира шамана в нашу современную обстановку в буквальном смысле - является чистой фантазией.
Большинство из нас, живет в индустриальных городах, в окружении множества техники. В отличие от странствующего шамана, чье пропитание зависит от капризов погоды и смены времен года, мы ведем относительно стабильное существование и в основном покупаем свою пищу в супермаркетах.
Следует признать тот факт, что мы не можем причислить себя к древнему искусству шаманизма. Мы не можем это сделать хотя бы потому, что для реальной передачи шаманской традиции, знаний и силы, нужно учиться у конкретного носителя такой традиции. Чтобы чему-то серьезному научиться у шамана, хотя бы у одного, надо с ним одним провести как минимум лет десять в его таежной землянке, чуме или вигваме. Тогда можно поверить, что человек чему-то научился, или хотя бы что-то узнал. Нельзя изучить шаманизм, на неделю-две съездив куда-то и с кем-то поговорив, так же, как на выездном семинаре изучить повадки зверей, сходив в зоопарк.
В последние годы появилось огромное количество «белых шаманов», которых сами шаманы называют «пластиковыми». Предприимчивые люди объявляют себя шаманами и проводят шаманские тренинги, где за неделю обучают всех желающих сокровенным шаманским практикам, а потом объявляют шаманами и их тоже. Стал бы разумный человек, заинтересовавшийся христианством, будизмом или иудаизмом, платить тому, кто предложит после обучения на двухнедельном семинаре сделать его епископом, ламой или раввином? Едва ли. Но желающих стать за пару недель настоящими шаманами год от года становится все больше.
Отношение к ним самих индейцев выражено Дженнет Макклауд (194), индеанки из племени нискуолли, так:
«Неожиданно появилось огромное количество беспринципных идиотов, бегающих вокруг и утверждающих, что они - шаманы, и научат вас церемониям баксов за пятьдесят. Это не просто плохо, это непристойно.… Эти люди появляются в резервациях якобы потерянными и утратившими надежду, поистине жалкими, и какой-нибудь добрый старец может сжалиться над ними. И чем эти люди отплатят за его великодушие? Через пятнадцать минут общения с духовным лидером, они считают себя «сертифицированными» шаманами, и «несут слово истинное»… за деньги.
Некоторые из них объявляют себя «официальными духовными представителями» различных индейских народов. Я говорю о таких людях, как Дхьяни Иваху и Линн Эндрюс. Это отвратительно. Среди нас есть и индейцы, поступающие также. У нас есть Солнечный Медведь, Воллес Черный Лось и другие, готовые продать родную мать, если появится возможность быстро получить деньги… Они продажные воры, и сами знают об этом. А потому на наших традиционных встречах и собраниях вы никогда не увидите ни Солнечного Медведя, ни ему подобных».
Людям нравится экзотика и тайна, заключенная в слове «шаман». Люди любят разукрашивать себя «предметами Силы», волчьими когтями и кожаными фенечками, разрисовываться татуировками и плясать по бубен или барабан. Они не любят думать самостоятельно, анализировать и сравнивать, они не хотят отказаться от привычной и уютной матки
своего Эго и начать воспринимать, видеть мир оком шамана.
Цель этой книги не в том, чтобы показать вам Путь Шамана, но в том, чтобы направить читателя к размышлениям по поводу своей собственной силы и судьбы. Важно постараться прийти к осознанию своего неповторимого Пути, к самоактуализации, проявлению своего ресурса, решению персональных жизненных задач и смыслов. Вполне возможно, что упражнения, описанные в этом пособии, могут помочь это сделать. Также, вполне понятно, что прийти к самому себе можно и вообще без всяких практик, в том числе и шаманских.
Главное – идти, опираясь на свое понимание, свои чувства, волю и осознание.
Как известно, Свобода требует выдержки, дисциплины и самоконтроля.
Казалось бы – свобода на то и свобода, что бы ничего не требовать, не хотеть и не делать.
На практике, все оказывается несколько сложнее. Как указывал Фридрих Ницше,
есть два вида Свободы: «Свобода от…» и «Свобода для…».
"Свобода от" - это свобода от тех ограничений, которые мешают мне делать выбор из разных вариантов, которые принуждают меня делать что-то одно, а я, может, хотел бы делать что-то другое.
"Свобода для" - это ценностное обоснование, которое, казалось бы, ограничивает мою свободу,
но на самом деле оно дает мне истинное понимание сути вещей, истинное знание.
60 лет назад Эрих Фромм (213) описал феномен массовой невротизации человечества,
как феномен «бегства от свободы». Бегство от свободы, писал Фромм, - это бегство от ответственности. Никто не возражал бы особенно против свободы, если бы не ответственность.
В 1980-е гг. Ролло Мэй сходным образом объяснял колоссальную популярность утопического романа Б.Ф.Скиннера "Уолден 2", утопии операционально обусловленного общества, где все люди контролируются, реагируют на стимулы правильным образом и получают нужные подкрепления.
Мэй говорил, что большинство людей только мечтают о том, чтобы им сказали: успокойтесь, расслабьтесь и делайте то, что вам говорят, и все будет хорошо, что свобода - это фикция, сознание - это фикция.
Если вы хотите чего-то большего, нужно остановиться, точнее, «остановить мир»
и свое бегство от себя самого.
Как это сделать? Идите в Лес, танцуйте танцы Стихий и путешествуйте по мирам.
И вы откроете для себя тончайшие оттенки Жизни.
Единственным рецептом «остановки мира», является рецепт осознания Красоты этого мира.
Красота есть во всем. В каком-то смысле, даже уродство скрывает красоту.
Красота, как и Любовь – это не внешнее качество предмета, это способность души.
Трудно воспринимать жизнь в ее полноте, со всеми случайностями и проблемами.
Но именно в этом то и заключается уникальность пути каждого человека, именно в этом и заключена процессуальная красота каждого момента, каждой капли бытия. Научитесь воспринимать красоту проживаемой минуты жизни, и вы поймете смысл слова «счастье».
В природе все совершенно и гармонично - каждая вещь на своём месте.
Искусство может научить человека чему-то новому, стойкости перед обстоятельствами.
Но, искусству никогда не сравниться с оригиналом.
Возьмите картину великого Шишкина, поставьте ее в сосновом бору и сравните.
Вы поймете, что – вот Лес, а вот – кусок холста с краской, который должнен изображать лес.
Все искусство рассыпается как карточный домик, перед простой веткой дерева.
Если присмотреться к нашей жизни, то окажется, что Вечность встречается намного чаще, чем Конечность. Попробуйте видеть все вокруг сквозь стекло Вечности, и вы вернете свою вторую сторону, вы поймете, что такое Красота, сквозь колейдоскоп серых буден.
Это и есть око шамана, когда простой цветок смотрит тебе в очи глазами Духа.
Но не смотрите долго, чтобы не быть проглоченным Вечностью
Это путешествие является базовым шаманским путешествием.
Культ тотемных животных — универсальная и очень распространенная религиозно–социальная система. Даже в настоящее время в геральдике и государственных ценных бумагах символ животных занимает немалое место.
Во время экстатических ритуалов инициации в шаманы и у юношей во время обязательных постов перед инициациями инициируемым являлись те или иные животные, которые предлагают им свое покровительство, обращая их в себе подобное. Во время шаманского путешествия человек находил союзника — целый тотемный класс, который давал ему силу и поддержку в любых обстоятельствах жизни. После этого инициируемый начинает всячески уподоблять себя покровительствующему животному и с полной верой чувствует себя таковым.
Шаманы обыкновенно считают себя под покровительством того или другого животного, превращают себя в это животное во время камлания и передают своего покровителя по наследству своим преемникам.
К.Г. Юнг утверждал, что животное олицетворяет нечеловеческую душу, мир дна человеческой психики, подсознательных инстинктов, глубинных областей бессознательного. Чем примитивнее животное, тем более глубокие слои оно отражает [205].
Идентификация себя с животным означает включение подсознания и иногда — подобно погружению в первобытные воды — омоложение путем прикосновения к источнику жизни.
Данная психотехника по содержанию и цели является особым способом погружения в память рода, в глубинные структуры коллективного бессознательного и имеет характер направленной визуализации в расширенном состоянии сознания (Козлов В.В., 1995).
Предварительные условия
Форма проведения — групповая.
Помещение для проведения должно быть достаточно просторное.
Участники равномерно занимают площадь помещения, обеспечив простор для движения.
Одежда удобная, свободная, не стесняющая дыхание и движение.
Oчки, часы, украшения лучше снять .
Для проведения процесса лучше иметь бубен или барабан.
В начале процесса ритм медленный, повторяющий ритм дыхания.
Во время идентификации удары быстрые и энергичные.
После фразы "Примите силу вашего животного" сделайте 5 более сильных и размеренных
ударов в барабан. Это будет сигналом окончания путешествия.
Процедура проведения
"Закройте глаза и почувствуйте свое тело. Расслабьтесь... Расслабьтесь еще глубже...
Начните глубокое и связное дыхание (5—7 минут)...
Начните исследование вашего внутреннего пространства. Почувствуйте самые сильные, самые явные ощущения в вашем теле: как ваши ступни соприкасаются с полом.. кожа соприкасается с одеждой...как вы дышите...
Почувствуйте ощущения, которые не так явны: напряжения в теле, температурные отличия, тяжести, легкости...
Ваше тело — как громадный космос и явные ощущения, — яркие планеты и крупные звезды.
А звезды средней величины — это ощущения, которые не так явны.
Дышите...
Попробуйте (прямо сейчас) найти в теле ощущения, которые похожи на метеоритную пыль: вот они возникли и уже исчезли. Зыбкие, мимолетные ощущения, которые вдруг возникают из ничего и туда же возвращаются. Ощущения на грани формы и бесформенного...
Почувствуйте прямо сейчас, что луч вашего осознания высвечивает не все пространство вашего тела. В этом пространстве есть целые области пустоты, темноты, неосознанности...
Найдите самую большую область "Ничто" в вашем теле и направьте туда все ваше внимание.
Ждите...
Почувствуйте, что в этой пустоте есть какое–то живое существо. Оно дышит, издает какие–то звуки. Настройте ваше дыхание на ритм его дыхания. Все животные в мире дышат связно.
Начните дышать, как дышит это животное.
Попробуйте увидеть это животное. Попробуйте почувствовать это животное.
Войдите в это животное полностью, тотально. Почувствуйте свои мускулы его мускулами. Почувствуйте его движения своими движениями.
Будьте этим животным. Встаньте, как стоит это животное.
Начните двигаться, как двигается это животное.
Дайте голос своему животному.
Позвольте ему полностью проявиться.
Дышите, двигайтесь, войдите в его характер, будьте этим животным.
Почувствуйте силу этого животного в своем теле...
Примите силу этого животного.
Сделайте несколько глубоких, медленных вдохов и выдохов. Почувствуйте себя "здесь и сейчас".
Ложитесь. Отдыхайте.
Дышите медленно и поверхностно.
Попробуйте принять и осознать тот опыт, который вы только что получили..."
Позвольте участникам отдохнуть в течение 10–15 минут с закрытыми глазами.
Это необходимо для интеграции опыта.
После путешествия участники тренинга рассказывают о своих переживаниях и впечатлениях, полученных во время путешествия.
7.3. Танец птицы
Автору монографии (В.Козлову) не хочется относить это упражнение к каким–то телесно–ориентированным, или шаманским, или социально–психологическим психотехникам.
Прежде чем практиковать этот полет со другими, попробуйте научиться "летать" сами.
Эта практика родилась в 90-ые годы, когда все мои трое детей были еще маленькими.
Они часто предлагали мне потанцевать. Маленькие дети всегда танцуют Танец птицы —
они подпрыгивают и машут руками.
Этот танец возник совершенно спонтанно на одном из Байкальских тренингов.
Байкал такое место, где и вправду хочется летать. Потом я начал практиковать этот танец на тренингах и увидел, что он весьма плодотворен как метод практической психологии.
Любое крылатое существо символизирует одухотворенность. Как писал К.Г. Юнг в своей книге "Sumbols of Transformation", птица благодетельна по своей природе, олицетворяет духов или ангелов, сверхъестественную поддержку, мысль и полет фантазии.
Толкование птицы как символа души часто встречается в народном творчестве.
Птицы, как и ангелы, являются символами мысли, воображения, быстроты духовных процессов и связей. Они относятся к воздушному элементу и, как отмечено в связи с орлом, обозначают высоту вообще, следовательно, и "высоту духа".
В традиционном символизме эта общая символика часто сужается до более конкретной.
Так, Одо Тускулийский в своем "Sermon" описывает разные виды духовности человека, используя характеристики различных видов птиц. Одни птицы, говорит он, простодушны, как голуби;
другие — хитрые, как куропатки; одни идут в руки, как ястреб; другие бегут прочь, как курица;
одни любят жить рядом с людьми, как ласточка; другие предпочитают уединение, как горлица...
Низколетящие птицы — символ приземленности желаний, парящие в вышине — олицетворяют духовные стремления.
В одном из древнейших памятников культуры, "Упанишадах" читаем следующее: "Две птицы, неразлучные спутницы, живут на одном дереве: первая питается его плодами, вторая смотрит на них, но не ест. Первая птица — Дживатма, вторая — Атма, или чистое знание, свободное от условностей; и когда они рядом, одну не отличишь от другой".
Одно из древнейших божеств на земле, египетский Тот, которому приписывалось создание всей интеллектуальной жизни Египта, в том числе священных книг "Книги дыхания" и "Книги мертвых", обычно изображали в виде человека с головой ибиса. Жрецами Тота были гермопольские монархи в конце 2–го тысячелетия до нашей эры, они носили титул сыновей Тота.
Каждый человек, живущий на земле, даже в начале 21 века, не потерял жажду полета, парения,
свободы от гравитации. И какими бы не были мы приземленными и как крепко не стояли бы на почве материализма, нет–нет, да и присоединимся к полету птицы, т. к. каждый из нас инстинктивно чувствует, что дух наш парит и полет связан с идеей света и пространства.
Предварительные условия
Это упражнение показало свою эффективность в группе.
Зал для проведения данного упражнения должен быть достаточно просторным.
До начала упражнения участники равномерно распределяются в пространстве зала.
Одежда должна быть просторной и свободной. Очки, часы, украшения рекомендуется снять.
В начале упражнения проводится настройка. Само упражнение проводится под фоновую музыку,
которая включается в конце настройки.
Настройка
"Закройте глаза и расслабьте ваше тело. Начните дышать связно, медленно, глубоко.
Вспомните то обстоятельство в вашей жизни, когда вы были удивлены и восторженны полетом птицы. Сколько вам было лет? Какие чувства вызвало в вас зрелище полета?
Велико ли было в вас желание присоединиться к полету?
Посмотрите на вашу птицу. Посмотрите, как она парит. Увидьте местность, где это происходит. Попробуйте представить, в каком месте более всего любит летать ваша птица. Над лесами или в чаще лесов, над озером, морем или полями. На берегу моря или над горами..."
Упражнение
"А сейчас почувствуйте свое тело как тело птицы. Очень медленно поднимите руки и почувствуйте крылья. Почувствуйте ваши ноги как ноги птицы, грудную клетку как киль, вытяните шею и посмотрите на мир глазами вашей птицы... Вы уже готовы к полету.
Почувствуйте напряжение в теле перед тем, как взлететь в небеса. Позвольте этому напряжению перейти в движение. Взмахните крыльями и позвольте начать танец птицы, полет и парение. Позвольте себе быть птицей и полет птицы..."
Упражнение длится около 20—25 мин.
К концу упражнения музыка постепенно делается тише и доводится до качества минимального фона, на пороге слышимости.
Упражнение заканчивается. После упражнения проводится традиционный проговор.
7.4. Путешествие в Верхние Миры
Данное путешествие по стилю является направленной визуализацией и апробирована в течение последних 12 лет (1998-2010) в тренинговой практике автора монографии (В.Козлова).
В начале путешествия ведущий проводит сеанс релаксации при помощи связного дыхания:
«Прямо сейчас сделайте 21 связное дыхание и при этом представляйте, что с каждым вдохом и выдохом вы расслабляетесь еще глубже…
Вдох-выдох, Вы расслабляетесь. Вдох-выдох – Вы расслабляетесь еще глубже…»
Ведущий все время напоминает о дыхании и релаксации. В конце дыхательной сессии он говорит:
«Вы полностью и глубоко расслаблены»
Далее ведущий воспроизводит текст приблизительно следующего содержания:
«Представьте самую красивую радугу, которую Вы видели в вашей жизни.
Где это было, сколько вам было лет, когда это было?
Затем представьте, что в том месте, где радуга соприкасается с землей, сидит птица,
которая очень близка вам по духу.
Подойдите к этой птице, садитесь на спину своим сознанием и взмывайте вверх по радуге.
Выше… еще выше… еще выше…
Затем на краю Верхних Миров попробуйте встретиться с Ангелом Хранителем.
Он будет гидом в вашем путешествии. В обыденной жизни он всегда сопровождал вас,
но вы просто не чувствовали его присутствия.
Попросите его показать Верхние Миры. Попробуйте вместе с Вашим Гидом увидеть тропинку, ведущую влево. Посмотрите, какая вокруг растительность, какие животные и птицы.
Затем попробуйте вступить на ту территорию, где находятся души Ваших родственников и друзей,
которые, как вы считаете, заслужили после своей смерти жизнь в Верхних Мирах.
Встречайтесь, общайтесь, берите уроки жизни…
Попробуйте представить тропу, которая ведет направо. В конце этой тропы попробуйте встретиться с Учителями Света, мудрецами земли. Здесь Лао-цзы, Будда из клана шакьев, Бодхидхарма, Иисус из Назарета, Пресвятая Дева Мария, Аристотель, Платон… Кто для Вас является Учителем Света, проводником в высшее знание, образцом человеческой реализации на Земле? Определяйтесь.
Попросите у них совет, урок, знание и предметы силы. Поблагодарите.
Затем представьте дорогу, которая ведет вперед.
В конце пути трон, а на троне Вседержитель. Попросите у него самое сокровенное,
что нужно в вашей жизни. Поклонитесь и поблагодарите.
Встретьтесь с Вашим Гидом и идите мысленно обратно на край Верхних Миров.
Поблагодарите Гида.
Садитесь на спину Вашей птицы и летите вниз по радуге.
Почувствуйте себя на земле.
Сделайте глубокий медленный вдох, глубокий медленный выдох, в конце выдоха
почувствуйте себя «здесь и сейчас» и откройте глаза.
После путешествия проводится традиционный проговор.
7.5. Поиск песни силы
Еще один эффективный способ узнать свою песню силы - отправиться на ее поиски.
Для этого понадобится провести некоторое время в естественной обстановке, где вас никто не будет беспокоить и где вы можете петь, не думая о том, что вас могут услышать.
Не устанавливайте жестких временных рамок. Возможно, вам понадобится лишь полчаса, а может быть, несколько часов. Позавтракайте или перекусите перед тем, как отправиться в путь, но еще лучше выйти натощак. Когда придете на место, найдите небольшой ровный участок без ям или выступающих корней.
Сядьте, прислонившись спиной к ближайшему дереву, и немного помедитируйте.
Сосредоточьтесь на своей миссии. Вы пришли сюда с намерением найти свою песню силы.
Вы собираетесь обратиться за помощью к духу природы. Будьте уверены, что ваше непреклонное намерение поиска обязательно приведет к успеху.
Затем походите по кругу в течение некоторого времени. Проникнитесь ощущением места.
Это место выбрано вами, но парадоксальным образом оно тоже выбрало вас и позвало к себе,
как если бы знало, что у вас на сердце. Впитайте атмосферу места, вдохните ее в себя.
Почувствуйте, как оно становится частью вашего существа, а вы растворяетесь в нем.
Теперь сосредоточьтесь на предчувствии звука - мелодии, которая придет к вам одновременно снаружи и изнутри. Сейчас вы ищите свой "безмолвный" звук: мелодию вашей души. Она может возникнуть из птичьих трелей, крика животного, шелеста листьев на ветру или журчания воды в ручье. Позвольте звуку "выйти" наружу. Не беспокойтесь о том, что могут подумать другие люди: никто вас не услышит.
Когда она придет, спойте ее вслух и повторяйте до тех пор, пока не запомните. Затем подстройте движения под ритм мелодии и попробуйте станцевать ее. Делая это, вы получите удовольствие, сходное с тем, которое испытывали в детстве. Забудьте обо всем и почувствуйте себя ребенком.
Двигаясь в ритме мелодии, позвольте словам лечь на ноты. Это будут простые слова, выражающие желание или утверждение. Впоследствии их можно будет повторять по мере необходимости.
Так мелодия становится танцем, а танец становится песней - вашей личной песней силы.
Когда она обретает выражение, то становится мощным и эффективным вспомогательным средством для смещения уровней осознания при шаманской работе. Вы можете брать песню силы с собой в шаманское путешествие, мысленно напевая ее под бой барабанa.
Послесловие
Шаманизм, как традиция, является выражением мировоззрения и религиозных тенденций минувших эпох. Он зародился в сравнительно изолированных дописьменных обществах, и, конечно, любой проект перенесения мира шамана в нашу современную обстановку в буквальном смысле - является чистой фантазией.
Большинство из нас, живет в индустриальных городах, в окружении множества техники. В отличие от странствующего шамана, чье пропитание зависит от капризов погоды и смены времен года, мы ведем относительно стабильное существование и в основном покупаем свою пищу в супермаркетах.
Следует признать тот факт, что мы не можем причислить себя к древнему искусству шаманизма. Мы не можем это сделать хотя бы потому, что для реальной передачи шаманской традиции, знаний и силы, нужно учиться у конкретного носителя такой традиции. Чтобы чему-то серьезному научиться у шамана, хотя бы у одного, надо с ним одним провести как минимум лет десять в его таежной землянке, чуме или вигваме. Тогда можно поверить, что человек чему-то научился, или хотя бы что-то узнал. Нельзя изучить шаманизм, на неделю-две съездив куда-то и с кем-то поговорив, так же, как на выездном семинаре изучить повадки зверей, сходив в зоопарк.
В последние годы появилось огромное количество «белых шаманов», которых сами шаманы называют «пластиковыми». Предприимчивые люди объявляют себя шаманами и проводят шаманские тренинги, где за неделю обучают всех желающих сокровенным шаманским практикам, а потом объявляют шаманами и их тоже. Стал бы разумный человек, заинтересовавшийся христианством, будизмом или иудаизмом, платить тому, кто предложит после обучения на двухнедельном семинаре сделать его епископом, ламой или раввином? Едва ли. Но желающих стать за пару недель настоящими шаманами год от года становится все больше.
Отношение к ним самих индейцев выражено Дженнет Макклауд (194), индеанки из племени нискуолли, так:
«Неожиданно появилось огромное количество беспринципных идиотов, бегающих вокруг и утверждающих, что они - шаманы, и научат вас церемониям баксов за пятьдесят. Это не просто плохо, это непристойно.… Эти люди появляются в резервациях якобы потерянными и утратившими надежду, поистине жалкими, и какой-нибудь добрый старец может сжалиться над ними. И чем эти люди отплатят за его великодушие? Через пятнадцать минут общения с духовным лидером, они считают себя «сертифицированными» шаманами, и «несут слово истинное»… за деньги.
Некоторые из них объявляют себя «официальными духовными представителями» различных индейских народов. Я говорю о таких людях, как Дхьяни Иваху и Линн Эндрюс. Это отвратительно. Среди нас есть и индейцы, поступающие также. У нас есть Солнечный Медведь, Воллес Черный Лось и другие, готовые продать родную мать, если появится возможность быстро получить деньги… Они продажные воры, и сами знают об этом. А потому на наших традиционных встречах и собраниях вы никогда не увидите ни Солнечного Медведя, ни ему подобных».
Людям нравится экзотика и тайна, заключенная в слове «шаман». Люди любят разукрашивать себя «предметами Силы», волчьими когтями и кожаными фенечками, разрисовываться татуировками и плясать по бубен или барабан. Они не любят думать самостоятельно, анализировать и сравнивать, они не хотят отказаться от привычной и уютной матки
своего Эго и начать воспринимать, видеть мир оком шамана.
Цель этой книги не в том, чтобы показать вам Путь Шамана, но в том, чтобы направить читателя к размышлениям по поводу своей собственной силы и судьбы. Важно постараться прийти к осознанию своего неповторимого Пути, к самоактуализации, проявлению своего ресурса, решению персональных жизненных задач и смыслов. Вполне возможно, что упражнения, описанные в этом пособии, могут помочь это сделать. Также, вполне понятно, что прийти к самому себе можно и вообще без всяких практик, в том числе и шаманских.
Главное – идти, опираясь на свое понимание, свои чувства, волю и осознание.
Как известно, Свобода требует выдержки, дисциплины и самоконтроля.
Казалось бы – свобода на то и свобода, что бы ничего не требовать, не хотеть и не делать.
На практике, все оказывается несколько сложнее. Как указывал Фридрих Ницше,
есть два вида Свободы: «Свобода от…» и «Свобода для…».
"Свобода от" - это свобода от тех ограничений, которые мешают мне делать выбор из разных вариантов, которые принуждают меня делать что-то одно, а я, может, хотел бы делать что-то другое.
"Свобода для" - это ценностное обоснование, которое, казалось бы, ограничивает мою свободу,
но на самом деле оно дает мне истинное понимание сути вещей, истинное знание.
60 лет назад Эрих Фромм (213) описал феномен массовой невротизации человечества,
как феномен «бегства от свободы». Бегство от свободы, писал Фромм, - это бегство от ответственности. Никто не возражал бы особенно против свободы, если бы не ответственность.
В 1980-е гг. Ролло Мэй сходным образом объяснял колоссальную популярность утопического романа Б.Ф.Скиннера "Уолден 2", утопии операционально обусловленного общества, где все люди контролируются, реагируют на стимулы правильным образом и получают нужные подкрепления.
Мэй говорил, что большинство людей только мечтают о том, чтобы им сказали: успокойтесь, расслабьтесь и делайте то, что вам говорят, и все будет хорошо, что свобода - это фикция, сознание - это фикция.
Если вы хотите чего-то большего, нужно остановиться, точнее, «остановить мир»
и свое бегство от себя самого.
Как это сделать? Идите в Лес, танцуйте танцы Стихий и путешествуйте по мирам.
И вы откроете для себя тончайшие оттенки Жизни.
Единственным рецептом «остановки мира», является рецепт осознания Красоты этого мира.
Красота есть во всем. В каком-то смысле, даже уродство скрывает красоту.
Красота, как и Любовь – это не внешнее качество предмета, это способность души.
Трудно воспринимать жизнь в ее полноте, со всеми случайностями и проблемами.
Но именно в этом то и заключается уникальность пути каждого человека, именно в этом и заключена процессуальная красота каждого момента, каждой капли бытия. Научитесь воспринимать красоту проживаемой минуты жизни, и вы поймете смысл слова «счастье».
В природе все совершенно и гармонично - каждая вещь на своём месте.
Искусство может научить человека чему-то новому, стойкости перед обстоятельствами.
Но, искусству никогда не сравниться с оригиналом.
Возьмите картину великого Шишкина, поставьте ее в сосновом бору и сравните.
Вы поймете, что – вот Лес, а вот – кусок холста с краской, который должнен изображать лес.
Все искусство рассыпается как карточный домик, перед простой веткой дерева.
Если присмотреться к нашей жизни, то окажется, что Вечность встречается намного чаще, чем Конечность. Попробуйте видеть все вокруг сквозь стекло Вечности, и вы вернете свою вторую сторону, вы поймете, что такое Красота, сквозь колейдоскоп серых буден.
Это и есть око шамана, когда простой цветок смотрит тебе в очи глазами Духа.
Но не смотрите долго, чтобы не быть проглоченным Вечностью