6.11.

  • Autor Autor N8blu_
  • Erstellungsdatum Erstellungsdatum
  • Lesezeit Lesezeit 11 Min. Lesezeit
6.11. Легенды о сотворении мира у восточных славян


«… Как Бог творил мир, была сначала везде все вода; вот Бог и послал доставить земли со дна морского птицу. Два раза она опускалась на дно, брала землю в лапу, да не могла удержать, покуда поднималась наверх, — водой-то землю-то у ней, вишь, вымывало; в третий раз взяла землю в рот и вынесла наверх. Вот Бог и велит ей выхаркнуть землю: «Да смотри, ничего не утаивай»; она выхаркнула и стала везде ровная земля. Только немножко она во рту утаила. И почала у ней та земля во рту расти, растет и растет. Она и взмолилась Богу: «Господи, ведь я земли-то утаила, не всю выхаркнула». — «Ну, не ладно это ты сделала, делать нечего, выхаркивай остальную». Она выхаркнула. И сделались от того горы по всей земле. А если бы она не утаила, дак не было бы и гор».


«… По старосветному Окиян-морю плавало два гоголя, первый – бел-гоголь, другой – черен гоголь. И теми двумя гоголями плавали сам Господь Вседержитель и Сатана. По божию велению, по богородицину благословению сатана выздынул со дна синя моря горсть земли. Из той горсти Господь сотворил ровные места и путистые поля, а Сатана понаделал непроходимых пропастей, ущелий и высоких гор».


«… Стал Господи мир творить, где народу жить. Распустил он море-окиян; надо землю сеять. Прибежал лукавый чорт, да и говорит Господи: «Ты, Господи, все творишь: весь мир сотворил, окиян-море напустил; дай мне хошь земли насеять!» - «Сей!» сказал Господи. Сеял, сеял лукавый, - никакого толку! – «Опускайся ты, лукавый, сказал Господи, - на самое дно моря, достань ты, лукавый, горсть земли». Опустился лукавый на дно моря, захватил лукавый горсть земли; вынырнул: глядь – всю землю водой размыло. Опустился в другой, - тоже: в горсти нет земли. Опустился лукавый в третий раз, и, по Божьему по велению, оставалась за ногтем песчиночка. Бог взял ту песчиночку, и насеял всю землю, с травами, с лесами, со всякими для человека угодьями».


«… Раз дьявол просит у Бога: «Дай мне земли, ну хоть половину». – «На что тебе?!» - спрашивает Бог. – «Надо мне», - говорит дьявол. – «Не дам», - говорит Бог. – «Ну так хоть с десятину!» - «Не дам!» - «Ну с полдесятины!» - «Не дам!» - «Ну так хоть с четверть одну!» - «Не дам!» - «Ну дак уж осьминник-то уж можешь дать!» - «Нет, и этого не дам!» Дьявол взревел: «Так дай хоть кол воткнуть!» Бог подумал: «Чего с этого будет? Дам ему!» Ну и дьяволу тоже – куда деваться?! Бог говорит: «Бери!» Дьявол заострил кол, пожег его с конца, маленько обуглил и воткнул. Потом взял, да выдернул обратно. Ну, из дыры тот же час повалил дым, смрад. Повылезли разные лягушки, жабы, комар-мошка, паут, ну всякий гнус, сказать. Ну, и всякое зло и болезни пошли по земле. Бог на него взревел, взокричал. Дьявол испужался и дыру заткнул тем же колом. С тех-то пор на земле и есть болезни и зло. Оно ни убывает, ни прибывает. Сколь вышло, столь и есть».


«… Шел Спас по синему морю, видит, море начинает пениться, начинают бить необыкновенно сильные волны, появился громаднейший водяной столб. Спас подходит к этому столбу посмотреть и видит в середине этого столба живого великана, поворачивающегося, но не могущего встать. Спас взял этого великана и сбросил на берег. Явился такой красавец, что красоте его изумился сам Спас. Спас взял этого красавца и поставил его начальником над всеми ангелами. Этот красавец и стал внушать ангелам неповиновение к Богу. «За что, - говорит, - будем повиноваться Богу? Что такое чудное сделал Бог, сотворив человека? Мы и сами сделаем такого же человека, еще лучшего». Некоторые из ангелов и соблазнились словами этого великана и помыслили в себе: «В самом деле, за что мы будем повиноваться Богу? Пойдем и сделаем такого же человека».

Отправились и давай мутить небольшие озера и реки; трудились до такой степени, что от работы лица их сделались черны как уголь. Долго они мутили реки и озера, появились всякого рода насекомые, пресмыкающиеся и ползающие, но человека сделать не могли. Тогда пришел к ним Спас и посмотрел на них с гневом. Лица этих непокорных сделались ужасно страшными; на головах выросли рога; вместо языков у них явились огненные жала. Другие ангелы взглянули на них, испугались и отступились от них, а они и остались. Так как они помутили воды, превратили их в болота, то им и назначено жить в них.

С тех пор и до настоящего времени черные живут в болотах, местах, устроенных ими. Впоследствии времени этим черным стали давать различные имена: черт, дьявол, сатана, бес и так далее. Различные имена даны черным оттого, что во время земной жизни Спасителя они различными способами старались искусить Господа» (16, 100).


«… До сотворения мира была одна вода, а сотворен мир Богом и помощником Его, которого Бог нашел в водяном пузыре. Это было так. Господь шёл по воде, и видит большой пузырь, в котором виднеется некий человек, и взмолился тот человек к Богу, стал просить Бога прорвать этот пузырь, выпустить его на волю. Господь исполнил просьбу этого человека, выпустил на волю, и спросил Господь этого человека:

- Кто ты такой?
- Покуда никто! А буду тебе помощник; мы будем творить землю».

Глава 7. Очи шамана
Следует признать, что слово "шаман" у многих людей ассоциируется со смыслами "примитивный", "первобытный", "суеверие" и в основном у здравомыслящего человека шаманские ритуалы, шаманские практики вызывают если не полное неприятие и скептическую усмешку, то, в крайнем случае, отношение взрослого к ребенку: "Пусть шаманит..., чем бы дитя ни тешилось. Но мы то на самом деле уже знаем..."

Авторы книги предполагают, что такое отношение к шаману имеет достаточно позитивную основу. Шаман на самом деле ребенок. Большой ребенок. Взрослый ребенок. Сохранивший способность смотреть на мир широко раскрытыми глазами и видеть его полностью живым, полностью одухотворенным. Для шамана все предметы реального мира — любое дерево и лес, озеро и река, любое живое существо — связаны с духами, привидениями, богами. Духи проникают в тело человека или животного и являются причиной болезни или нездоровья. Любое состояние человека, удача или неудача, счастье, горе, богатство или нищета — все является следствием взаимоотношений с духами.

В то же время они были специалистами, в одном лице представляющие и медика, психотерапевта, психолога, и священника. Они являлись посредниками между внутренней жизнью племени и внешними занятиями. Они руководили всеми "обрядами перехода", такими, как рождение, инициации при достижении половой зрелости, свадьбы и смерти, а также "ритуалами силы", которые являлись попыткой усилить отношение племени мощными природными силами в период таких кризисов, как голод, эпидемия, внутренние раздоры. Их функции в архаических сообществах были уникальны.

Шаман является носителем культуры племени, в совершенстве знающим традиционную мифологию, генеалогию, систему верований и тайный язык племени. Шаман владеет экстатическими техниками, использует в своей работе сны, видения, трансовые состояния.

Как мы указывали выше, шаман с санскрита переводится как "аскет". Любой шаман в некотором смысле является "дважды рожденным", так как обряды инициации в шаманы воспроизводят символический паттерн смерти и возрождения.

Способность шамана видеть духов и взаимодействовать с ними не является чем-то необычным. У большинства людей, находящихся в состоянии расслабления с закрытыми глазами, возникают зрительные образы, которые с течением времени становятся все более связанными и динамичными. Была обнаружена тесная связь между состоянием психики человека и возникающими у него образами. Эта взаимосвязь была названа аутосимволизмом - способностью бессознательного представлять себя в виде зрительных образов.

Возник целый ряд методов направленного воображения использующих аутосимволизм: активное воображение К. Юнга, направленное фантазирование Р.Дезолье, символдрама Х.Лейнера и другие. В них осуществляется воздействие на образы для решения психологических проблем клиентов.

Сутью современной психотерапии является использование ресурсов для достижения необходимых изменений. Шаманы, вероятно, способны целенаправленно применять ресурсы той области психики человека, которую С. Гроф назвал трансперсональной.

Одним из наиболее значимых ресурсов, используемых шаманами, являются визуализации «духов-помощников» называемых «животными силы». Они помогают шаману в его «путешествий», наделяют силами и способностями. Другим ресурсом являются образы «духов-учителей». Они учат шамана, дают ему советы. Многие психологи и психотерапевты предлагают клиентам представлять образы «животных силы» и «духов-учителей».

Доктор психологии Д. Стивенс в своей диссертации «Звери силы, ментальные образы и самореализация» статистически доказал, что люди, активно использующие образы животных в своем воображении, достигают большей самореализации и психического здоровья, чем другие. Глобальные обобщения о роли животных образов в культуре сделал недавно профессор Орёл В.Е. (г.Ярославль).

Еще один аспект шаманизма это так называемый шаманский кризис посвящения. В общих чертах этот кризис заключается во временном ухудшении психического здоровья, за которым наступает улучшение и переход на более высокий уровень функционирования психики. В современном понимании, подобные кризисы отражают стремление внутренних сил к развитию, которое редко происходит плавно и безболезненно. Эти силы в различных школах психологии называют по-разному: «индивидуация», «самореализация», «самоактуализация».

В конце нашей монографии хочется привести некоторые шаманские психотехники, которые были апробированы на разработанных автором (В.Козловым) пятидневных выездных тренингах «Танец Силы» «Корни Древа Знания», «Холотропная Вселенная», «Игры сознания». Они базируются на изложенных выше соображениях и работах Р.Уолша, М. Харнера, М.Элиаде и Д.Стивенса и основном используются в групповой форме работы.

Во всех путешествиях используется бой барабана с частотой 200 - 220 ударов в минуту. Такой бой легко вызывает у людей измененное состояние сознания и позволяет им совершать успешные «путешествия». В течение следующих 10-25 минут участники тренинга «путешествовали» в своем воображении. Затем подавался условный сигнал, означающий, что пора возвращаться. После чего участники группы рассказывали о своих «путешествиях».

7.1. Путешествие в нижние миры
Данное путешествие мы излагаем в трех вариантах. Первый вариант по времени менее продолжительный и мы его излагаем в том виде, как это описывал Харнер.

Первый вариант

Итак, теперь вы готовы осуществить свой первый практический опыт по шаманству. Это будет простое путешествие с целью разведки: вы спуститесь по Туннелю, ведущему в Преисподний Мир. Ваша единственная задача — пройти по Туннелю от начала до конца, посмотреть, если удастся, что лежит за ним, и возвратиться назад. Прежде чем начать, внимательнейшим образом изучите нижеследующую инструкцию.

Для проведения опыта вам понадобится барабан (или магнитофонная запись барабанного боя шамана), а также помощник, который будет бить в этот барабан.

Приступая к этому или любому другому опыту по шаманству, вы должны быть спокойны и расслаблены. В течение двадцати четырех часов перед началом опыта не принимайте никаких наркотических веществ или алкоголя: необходима высокая способность к сосредоточению, а мозг должен быть свободен от посторонних образов. В течение четырех часов перед началом опыта ешьте только легкую пищу или не ешьте совсем. Найдите темное, уединенное помещение. Снимите ботинки, ослабьте застежки на одежде и ложитесь поудобнее на пол, но не кладите под голову подушку. Сделайте несколько глубоких вдохов. Расслабьте руки и ноги. В течение нескольких минут спокойно лежите и обдумывайте то, что вам предстоит выполнить. Потом закройте глаза и прикройте их рукой, чтобы до них не доходил никакой свет.

Теперь зрительно представьте себе какое–нибудь отверстие, ведущее под землю, которое вы помните из прошлого. Неважно, когда вы его видели: в детстве, на прошлой неделе или даже в тот же день. Неважно и то, что оно собой представляет, — это может быть норка, вырытая каким–нибудь зверьком, пещера, дуплистый пень, родник или даже болото. Более того, оно может быть и искусственного происхождения. Важно только, чтобы оно было вам удобно и чтобы вы могли его себе зрительно представить. В течение одной–двух минут смотрите на это отверстие, внимательно отмечая все подробности.

Теперь велите помощнику начинать бить в барабан в энергичном, монотонном, быстром и постоянном ритме. Сила ударов и промежутки между ними должны быть примерно одинаковые. Как правило, темп, необходимый для путешествия, составляет 205–220 ударов в минуту. На все путешествие отведите минут десять. Скажите помощнику, чтобы через десять минут он прекратил барабанить и резко ударил в барабан четыре раза — это будет сигнал к возвращению. Сразу же вслед за этим он должен в течение полминуты быстро–быстро бить в барабан, тем самым сопровождая вас на обратном пути, а потом снова резко ударить четыре раза в знак того, что путешествие окончено.

Когда начнется барабанный бой, мысленно представьте себе уже знакомое вам отверстие, ведущее под землю, войдите в него и отправляйтесь в путешествие. Спуститесь в отверстие и войдите в Туннель. Сначала вам может показаться, что там тускло и темно. Обычно Туннель уходит под землю под некоторым углом, но бывает, что он круто обрывается вниз. Иногда он представляется ребристым; часто он идет не прямо, а поворачивает в сторону. Порой человек проходит сквозь Туннель так быстро, что даже не видит его. Может случиться, что, двигаясь по Туннелю, вы наткнетесь на каменную стену или какое–нибудь другое препятствие. В этом случае попросту обойдите его или проберитесь сквозь имеющуюся в нем щель. Если у вас ничего не выйдет, вернитесь на прежнее место и попробуйте снова. Но что бы ни было, не следует чрезмерно напрягаться во время путешествия. Если вы будете делать все правильно, оно пройдет сравнительно легко. Окажется ли ваше путешествие успешным, сможете ли вы видеть — все это зависит от того, как вы воспринимаете границу между чрезмерными усилиями и недостаточными усилиями.

В конце Туннеля вы выйдете наружу. Внимательно осмотрите открывшуюся перед вами местность, походите вокруг, стараясь запомнить подробности. Путешествуйте и наблюдайте до тех пор, пока не раздастся сигнал к возвращению. Затем отправляйтесь назад сквозь Туннель тем же путем, что и пришли. Ни в коем случае не берите ничего с собой — это только разведка.

Оказавшись наверху, сядьте и откройте глаза. Не расстраивайтесь, если у вас с первого раза ничего не получилось. Попробуйте снова, убыстряя или замедляя барабанный ритм.

Закончив опыт, опишите своему помощнику все, что увидели, — это нужно для того, чтобы не забыть подробности путешествия. Можно также записать свои впечатления на бумаге или на магнитофон. Вспоминая эти подробности, вы делаете первый шаг в накоплении знаний, которые вам дадут эти путешествия.

Второй вариант
Второй вариант путешествия разработан мной (В.В.Козлов, 1994) и показал свою эффективность в течение последних 16 лет работы с группами.

Инструктаж к процессу аналогичен предыдущему путешествию.

В начале путешествия ведущий проводит в течение 10-15 минут интенсивный дыхательный процесс. Он делается на основе так называемого «шаманского дыхания». Участники группы садятся в круг таким образом, чтобы после дыхательного процесса немедленно лечь на спину. В начале ведущий говорит следующее» «Сейчас я сделаю два первых связных вдоха и выдоха, затем вы подключитесь к такому дыханию по глубине и скорости». Задается паттерн дыхание с педалированным выдохом с использованием звукоформ. После дыхательного процесса и ведущий говорит "Стоп" и три раза мощно ударяет в бубен. Путешествие начинается с задержки дыхания и затем участники группы не обращают на дыхание внимания.

Затем участники группы должны зрительно представить себе какое–нибудь отверстие, ведущее под землю, которое они помнят из прошлого (как в первой версии путешествия).

Затем в течение 15-20 минут проводится само путешествие в нижние миры. При этом бубен ведущего является базовым инструментом путешествия. Ведущему нужно научиться «камлать» на бубне. Транспортным средством для путешествия в иные миры служит звук шаманского бубна. Его монотонный ритм позволяет осознанию уверенно переходить из физической реальности в реальность духа и обратно.

Бубен - нечто большее, чем ударный инструмент. Это не просто барабан. Это не музыкальный инструмент, а если и музыкальный инструмент, то на нем играет всегда некто больше, чем человек.

Он символизирует все царства и миры бытия, так как его основа сделана из древесного ствола, в напоминание о Космическом Древе. Бубен имеет круглую форму, как и сам Космос, где каждый из миров осознанного восприятия является аспектом единого целого. Его ритмичный бой - звук этой целостности, вызывающей к жизни все сущее из "ничто" потенциального бытия. Некоторые бубны имеют с обратной стороны кожаную оплетку со шнурами, что позволяет барабанщику держать руки свободными. Бой бубна составляет звуковое сопровождение для шаманского путешествия. Его монотонный, постоянный ритм похож на сердцебиение, которое можно назвать "сердцебиением Вселенной". Он внушает настоятельное чувство движения, которое уносит сознание шамана, должным образом подготовленное после релаксации. Звук передается в мозг через органы слуха. Восприятие настраивается на новую частоту и переключается на более глубинные аспекты осознания, открывая доступ к подсознательному и даже сверхсознательному уровню при сохранении полной ясности мысли. Опыт показывает, что бубен является намного адекватным инструментом для шаманских путешествий, чем магнитофонная запись этнических барабанов.

В конце путешествия ведущий опять три раза мощно бьет в бубен и затем в течение минуты воспроизводит быстрый стук в бубен. В течение этой минуты участники должны возвратиться на «Место Силы», о котором ведущий рассказывает в начале путешествия.

После второго варианта также проводится традиционный проговор.

Третий вариант
Так же, как и во второй версии путешествия, проводится дыхательная сессия. После «Стоп» делается направленная визуализация «Нижних Миров». Картографию ведущий выбирает сам.

В нашей версии это путешествие по туннелю направо в мир «Духов Предков», по туннелю налево – «Преисподний Мир», вниз к центру земли – к «Духу Земли». В отличие от предыдущих путешествий, у «Духа Земли», как у архаической Геи, участники группы могут спросить совет, помощь в делах или предметы силы.

После путешествия проводится традиционный проговор.
Status
Für weitere Antworten geschlossen.

Kommentare

Es sind keine Kommentare zum Anzeigen vorhanden.
Status
Für weitere Antworten geschlossen.

Blogeintragsinformationen

Autor
N8blu_
Lesezeit
11 Min. Lesezeit
Aufrufe
17
Letztes Update

Weitere Einträge in Esoterik-Blogs

Weitere Einträge von N8blu_

Zurück
Oben