5.3. Работа с амулетами, предметы Силы.
Одним из способов воздействия на окружающую нас Вселенную является работа с амулетами. При помощи амулетов, мы можем создавать программы: на получение денег и должностей, на укрепление и профилактику здоровья, избавление от зависимостей, привлечение женщин или мужчин и многое другое.
В основе работы с амулетами лежат некоторые универсальные приемы и принципы:
1 В основе амулета всегда находится живая энергоинформационная структура, Дух.
2 Духи бывают пяти видов: Хранители, Защитники, Проводники, Регуляторы и Помощники. Кроме этого, есть еще: Могущества, Покровители, Тотемы, Боги и Полубоги, но мы с ними, в данном случае не работаем – об этом мы расскажем чуть ниже, эта тема скорее относится к использованию талисманов и оберегов, а здесь все просто – надеваете оберег и интуитивно связываетесь со своим покровителем, он вас защищает и т.д.
Хранители – поддерживают порядок и охраняют. Можно договориться, пригласить или создать хранителя дома. Можно создать амулет с хранителем вашего здоровья (в том числе и психического равновесия) и благополучия, улучшить память и т.п. Хранители не агрессивны и никогда не атакуют, но защищают то, что требуется.
Защитники – эти духи могут быть весьма агрессивны и сильны. Они, как кавказская овчарка – защищают только хозяина. Защитников создают для защиты и для предупреждения атак, как физических, так и психических, энергетических воздействий. Защитник способен самостоятельно выявить источник агрессии, направленной в вашу сторону или сторону того, для кого сделан амулет, внедриться в его энергетическую структуру и уничтожить его.
Проводники – эти сущности способны быстро и без помех провести вас туда, куда вам нужно. В обычной жизни, они полезны тогда, когда вы хотите быстро и без усилий достичь какой-то конкретной цели, решить проблему. Духи-проводники совершенно необходимы тогда, когда вы путешествуете по шаманским мирам, посещаете Верхние или Нижние миры, ориентируетесь в Средних мирах. Дух-проводник способен «раскупоривать» конкретный мир в вашем сознании, это очень ценный дух.
Регуляторы – это духи, в основном, синтетические. Их нужно создавать. Это сущности, призванные улучшать условия жизни их создателя. Амулеты с этими сущностями способны взаимодействовать с окружающим миром в каком-то определенном ключе, действовать избирательно и целенаправленно. Они регулируют, к примеру: удачу, харизму, отношения с другими людьми и т.п.
Помощники – последняя группа существ, используемых в амулетах. Это достаточно простые сущности, способные помогать нам в каких-то конкретных делах: в карьере, заработке, в покупках и продажах, соблазнении и привлечении сексуальных партнеров и т.д. Именно с этой группой духов больше всего работают начинающие маги, всякие экстрасенсы и шаманы. Также, духи-помощники необходимы шаману для шаманской деятельности: путешествий по мирам, лечения, гадательных практик, поисков пропавших вещей, людей и др.
1 Амулетом может стать любой предмет, если в него поселить Духа. Это может быть пуговица, статуэтка, картина, нож, шариковая ручка, деталь мобильника или даже татуировка.
2 Духов для амулетов можно искать готовых или создавать их самому.
3 Что бы создать качественный амулет, нужно четко знать, что вы хотите получить в результате.
4 Амулеты и предметы Силы - вещи разные. Амулеты обязательно предполагают наличие живой сущности, а предмет Силы вполне может быть просто предметом, идентифицируемым сознанием его пользователя с какой-либо внешней Силой. Таким образом, талисманы и обереги, а так же всевозможная символика и атрибутики (например, карточка для банкомата, проездной, паспорт или полицейская бляха у шерифов) тоже, в некотором роде можно отнести к предметам Силы.
Количество предметов Силы не очень то и важно, главное в этом деле не сам предмет (в отличие от амулета), но Сила за ним стоящая.
5.4. Мантические системы.
Мантика (от греч. mantike — искусство прорицания), распространенное в древней Греции и Риме искусство гадания с целью познания воли богов. Узнать волю богов можно было через вещего прорицателя (Сивиллы, Бакид, пифии), по полету птиц (ауспиции), через сны (ониромантия), по внутренностям животных, по расположению светил и небесным явлениям (астрология). В древнем Риме жрецы-гадатели объединялись в коллегии (авгуры, гаруспики).
Вполне очевидно, что речь идет о гадательных практиках. Как уже говорилось выше, у шаманов, для вхождения в гадательный транс, существует множество приспособлений: хрустальные шары, магические зеркала, маятники, кристаллы. Кроме того, сегодня, в гадательных целях активно распиарены нумерологические, астрологические вычисления и т.п. Достаточно активно феномен предвидения используют даже государственные органы безопасности и политики, активно анализируя прогнозы экстрасенсов. В настоящее время, в мире уже придумано бесчисленное множество разнообразных способов гадания и множество классификаций. С каждым днем и тех и других становится все больше и больше.
Чтобы сориентироваться в разновидностях гадания, приведем неполный список предсказательных систем, основанных на трактовке знаков, знамений и примет (252). Некоторые из них вызывают у неискушенного человека недоумение...
Аилуромантия - толкование предзнаменований с помощью кошек
Аксиномантия - гадание на семенах
Алекриомантия - гадание с использованием птиц
Альфитомантия - гадание по еде, муке или отрубям
Антинопомантия - гадание по внутренностям женщин
Арахномантия - толкование предзнаменований с помощью пауков
Арифмомантия - гадание по цифрам
Астрагаломантия - гадание на игральных костях
Аэромантия - гадание по воздуху
Ботаномантия - гадание на травах
Гастромантия - гадание по урчанию в желудке человека
Геомантия - гадание по земле, толкование отпечатков на земле, песке, пыли или почве
Гидромантия - гадание по воде
Гиппомантия - толкование предзнаменований с помощью лошадей
Гиромантия - гадание по вращению геометрических фигур
Дактиломантия - гадание по пальцам рук и ног
Демономантия - гадание по внутреннему голосу, исходящему от демонов
Идоломантия - гадание по различным фигурам - идолам
Ихтиомантия - гадание по движению рыб в воде
Капномантия - гадание по дыму костра или трубы дымохода
Карромантия - гадание по текущему со свечи воску
Катокстромантия - гадание на зеркалах
Катоптромантия - гадание по отражению в зеркале
Каттабомантия - гадание на медных предметах
Клейдомантия - гадание с подвешенным ключом
Клеромантия - гадание, напоминающее выбрасывание жребия
Косциномантия - гадание по решету
Кристалломантия - гадание на стеклах и кристаллах
Крифомантия - гадание по зерну (не путать с семенами!)
Кромниомантия - гадание на луковице
Лампадомантия - гадание по интенсивности горения свечей или ламп (лампад)
Леканомантия - гадание по святой воде, налитой в широкое блюдо
Ливаномантия - гадание при помощи сжигания ладана
Литомантия - гадание на камнях
Лихномантия - толкование знаков, образуемых пламенем трех свечей
Логарифмомантия - гадание при помощи составления различных логарифмов
Махаромантия - гадание по взмаху ножей, мечей или сабель
Молибдомантия - толкование фигур, полученных при литье растопленного свинца в холодную воду
Ойномантия - гадание по испиванию вина
Омфиломантия - гадание по человеческому пупку
Ониромантия (онейромантия) - гадание по толкованию сновидений
Онихомантия - гадание по вбиванию гвоздей
Ономатомантия - гадание по именам
Орнитомантия - гадание по полету или крику птиц
Пиромантия - гаданио по пламени огня, костра
Подомантия - гадание по подошвам человеческих ног
Психомантия - гадание по человеческим желаниям
Роадомантия - гадание по блеску звезд
Сикомантия - гадание по ягодам
Спаталамантия - гадание по коже или шкуре только что убитых диких животных
Стареомантия - гадание по изменению природных явлений
Стерномантия - гадание по животу или груди человека
Сциомантия - гадание по тени
Теомантия - гадание по священным книгам
Териомантия - гадание, основанное на поведении животных
Тиромантия - гадание по сыру
Туфрамантия - гадание по пеплу или саже
Хартомантия - гадание по почерку
Хиромантия - гадание по руке
Церомантия - толкование символов и фигур, образованных при выливании растопленного воска в холодную воду
Цифаломантия - гадание по обжаренной в огне костра ослиной голове
Из всего вышеперечисленного, вполне понятно, что какая бы ни была «мантия» - дело все-таки не в ней, а в гадателе. В то же время, нельзя не отметить такие великие мантические институты, как: арканы Таро, И-цзин – китайская «Книга Перемен», рунические алфавиты, астрология, нумерология и т.п. В наше время, девяносто девять процентов населения, включая детей, так или иначе, знакомы с «эзотерическими» практиками этих систем.
Если подходить открыто, то, что же из себя представляет любая мантическая система? Набор готовых ответов и их комбинации, которые выпадают случайным образом в соответствии с теорией вероятности. В этом смысле, самая совершенная мантическая система – это простая монета. Орёл – да, а решка – нет. Очевидно, что данная система обладает всей присущей другим системам полнотой. Любой вопрос, в итоге, можно свести к ответам «Да» или «Нет» в виду бинарности человеческого мышления. К сожалению, люди не ходят простыми путями, им требуется что-нибудь посущественней «открывания книги на любой странице», что-нибудь, что нужно долго изучать, прежде, чем использовать. Есть люди, которые долго обучаются в специальных школах для того, что бы научиться гадать, по картам Таро, резать Руны или бросать веточки тысячелистника. К сожалению, суть их обучения остается той же: «решка-орел».
В чем же преимущество карт Таро перед монеткой? В том, что они дают развернутую картину психологической реальности, где есть возможность остановиться и подумать о своей жизни. В некотором роде, это аналог психотерапии. Неспешное раскладывание карт, по большому счету, больше напоминает психотерапевтический сеанс, чем гадательную практику. То же самое в полной мере относится к астрологии, к И-цзин и к другим мантическим системам. К сожалению, большинство гадателей рассматривает Таро, астрологию и т.п., как мудрейшие философско-оккультные системы, заключающие в себе, чуть ли не все ответы на все вопросы бытия. Подобное понимание мантических систем идет с древних времен. Существовали целые институты посвящения в жрецы тех или иных гадательных культур. К примеру, основатель рунической магии, великий скандинавский герой - Один, семь дней провисел вниз головой на дереве, в результате чего получил дар богов в виде набора резаных черт и знаков. Его последователи по всей Европе, прежде чем получить посвящение, отказывались от всего мирского и отдавали себя могуществу рун без остатка. В обычном смысле, они теряли все, в сакральном смысле – они все приобретали. Соискатель рунической магии выходил на алтарь полностью обнаженный (считалось, что с этого момента, даже одежда переставала ему принадлежать) и окроплял алтарь своей собственной кровью, символизируя этим отказ от собственной судьбы. С этой минуты, вся дальнейшая жизнь жреца принадлежала рунам, а все дальнейшие его действия были не чем иным, как приказами рун.
Подобные установки имеют как свои плюсы, так и свои минусы. С одной стороны, наличие идеологии существенно упрощает процесс предсказаний. Появляется обоснование процесса, появляется уверенность в действиях и смысл в жизни гадателя. С другой стороны, привязка к идее предполагает определённые догматы и принципы, а любые «внешние» догматы и принципы – всего лишь чужеродные «вирусы» в живой системе шаманского мировосприятия. Подобное отношение к гадательной практике, лишает шамана силы и, по большому счету, превращается в фарс. То, что могло быть реальным предвидением или предсказанием, становится похожим на ловлю блох в темной комнате - может, поймаешь, а может, и нет….
В конце концов, все, что действительно связано с предвидением, интуитивными прорывами и сверхчувственным восприятием, все это зависит только от самого человека и его развития. Между тем, суть всех гадательных практик не сводится только к предсказыванию судьбы и обнаружению пропавших предметов. В первую очередь, мантика необходима для периодических советов с самим собой. Это очень важно. Можно, конечно, визуализировать «внутреннего Учителя» или получать консультации у своего тотема. Тем не менее, своя гадательная система никому не помешает. Упорядоченные, ритуализированные, процессуальные действия важны тем, что помогают шаману в концентрации, фокусируют сознание на конкретных объектах и задачах, помогают разобраться в конкретной жизненной ситуации.
Однако, мы не устанем повторять еще и еще раз – у каждого шамана свой персональный Большой Шаманский Миф, в котором одни вещи имеют первостепенную значимость, а другие и вовсе не учитываются. Например, кто-то уверен, что звезды правят человеческой судьбой, а кто-то считает их простыми дырками в куполе неба, сквозь которые первородный Хаос просачивается в наш мир. Для кого-то рунические символы – это древние элементы и представители могуществ, а для кого-то – заимствованный и достаточно поздний алфавит, разрушивший действительно древнее слоговое письмо. Все зависит от Мифа, в котором вы существуете. И от этого, также, зависит форма гадательной практики.
Для гадания нужно собрать свои собственные предметы силы и наделить их символическим значением, описывающим личную космогонию, основанную на личном мифе.
Многие племена и народы ничего не знают о рунах, таро или астрологии, но от этого, их шаманы не слабеют. Кто-то использует какао бобы для гадания, а кто-то панцири черепах. Общим во всех случаях является только одно – гадательные принадлежности индивидуальны, как зубная щетка. В практике использования мантических систем, всем начинающим шаманам необходимо собрать некоторое необходимое и достаточное количество предметов Силы, при помощи которых они будут в дальнейшем предсказывать, советоваться и гадать. Предметом Силы может быть что угодно: камень, статуэтка, косточка, «случайный предмет», амулет или символ своего тотема.
В качестве предметов силы могут выступать образы и знаки из известных мантических систем: астрологические знаки, руны, карты или даже иконки святых из разных традиций. Главное в этом деле то, что все эти образы и символы трактуются индивидуально, приспосабливаются для нужд и целей личных, наделяются другими смыслами, зачастую, никак не связанными с первоначальными.
Таким образом, набрав, по вашему мнению, достаточно предметов Силы, вы разрабатываете собственный ритуал взаимодействия с ними. Кто-то методично раскладывает их в определенной последовательности, формируя при этом необходимые вопросы в своем уме, а кто-то просто бросает все и смотрит, что получилось. В любом случае - решать вам, что и как делать. Практикуйте гадание как можно чаще и накапливайте опыт. Ваш набор предметов силы будет меняться – что-то добавиться, а что-то вы уберете за ненадобностью. В конце концов, вы найдете свой собственный, неповторимый ритуал, который будет работать на все сто процентов. Некоторые шаманы пользуются набором камешков или косточек, некоторые читают трещины на панцирях черепах, кто-то раскачивает маятник, а кто-то смотрит в кофейную чашку. В любом случае, все это зависит от вашей психической конституции. В конце концов, важен не метод, важен результат.
Глава 6. Мифы шаманов в различных традициях.
Понятие мифа используют ученые многих специальностей: фольклористы, этнографы, историки, философы и т.п. Несмотря на то, что все эти ученые вкладывают в него подчас различное значение, общее, пожалуй, в их определениях то, что миф символизирует вымысел, ошибочное объяснение. Однако для тех, кто создал миф, он является частью знаний об окружающем человека мире. Наверное, о понятии мифа лучше всего сказать словами М. Элиаде (242):
«… миф излагает сакральную историю, повествует о событии, произошедшем в достопамятные времена «начала всех начал». Миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам сверхъестественных существ, достигла своего воплощения и осуществления, будь то всеобъемлющая реальность, космос или только ее фрагмент: остров, растительный мир, человеческое поведение или государственное установление. Это всегда рассказ о некоем «творении», нам сообщается, каким образом что-либо произошло, и в мифе мы стоим у истоков существования этого «чего-то». Миф говорит только о происшедшем реально, о том, что себя в полной мере проявило. Персонажи мифа — существа сверхъестественные. Они общеизвестны, так как они действуют в легендарные времена «начала всех начал». Миф раскрывает их творческую активность и обнаруживает сакральность (или просто сверхъестественность) их деяния. В целом миф описывает различные, иногда драматические, мощные проявления священного (или сверхъестественного) в этом мире. Именно эти проявления явились реальной основой создания мира, и сделали его таким, каков он есть сегодня. Более того, именно в результате вмешательства сверхъестественных существ человек стал таким, каков он есть, — смертным, разделенным на два пола, обладающим культурой».
Так, мифы о первопредках, о знаменитых героях и др., для каждого этноса, были чем-то большим, чем просто исторические предания и рассказы. Именно поэтому практически ни у одного примитивного народа, еще не растерявшего органические связи с миром природы, нет слова, которое бы означало собственно «миф».
Для конкретного народа, живущего в конкретных условиях, миф является непосредственной основой, на которой конструируются все последующие представления и понимание бытия. Как это ни странно звучит, но без Мифа нет Вселенной. Там, где есть человек, там обязательно появляется миф, объясняющий среду для его существования в терминах преломления этой среды через осознание бытия.
Миф – это, в некотором роде, предельная реальность и абсолютная, необсуждаемая истина, правдивая история, в отношении которой не уместны какие-либо сомнения и которую невозможно проверить. Надо заметить, что вышесказанное относится к любому обществу и любой культуре, в том числе и той, к которой принадлежим мы с вами.
В принципе, все мифы у любого народа можно разделить на шесть групп:
1 мифы о птицах, животных, рыбах и пресмыкающихся;
2 мифы о небе, атмосферных явлениях и об обитателях верхнего (небесного) мира;
3 мифы о сверхъестественных существах, обитающих в среднем мире;
4 мифы о духах нижнего мира;
5 мифы о первопредках, главах родов и предназначении людей;
6 мифы о шаманах.
Ко всему прочему, надо сказать, что мифы одного народа могут быть неоднородны по составу и содержанию. Каждая группа мифов может состоять из произведений, сложившихся в разное время. В сознании народа, архаичные мифы вполне могут сохранять свою актуальность наряду с новыми, создаваемыми по образцам прежних. Время и пространство в мифах нелинейно и не подверженно каким либо законам. Здесь может происходить что угодно, лишь с одним условием – миф должен быть неотъемлемой частью определенной конкретной традиции и культуры.
Наиболее «масштабными» являются мифы о творении, мифы о происхождении космоса из хаоса. Подобные мифы являются начальным сюжетом для большинства мифологий. В рамках этого пособия нет смысла раскрывать схемы и принципы строения мифологических историй, важно только понимать, что практически везде в мире, мифы о происхождении вселенной строятся примерно одинаково. Ниже мы приведем некоторые примеры воззрений и шаманских мифов у разных народов. Эти сведения собраны и приведены спонтанно, без какой-либо систематизации, лишь с одной целью – показать, насколько разными бывают человеческие представления о Вселенной и…, насколько одинаковые они по-сути. Если вы вникните в эти истории (16, 139-144), вы поймете, что, в наше время, уже невозможно «верить» в чьи-либо мифологические конструкции, необходимо создать свой Большой Шаманский Миф.
6.1.Японские мифологемы
Японские хроники утверждают, что первоначально в мире царил хаос, но затем, все приобрело стройность: небо отделилось от земли, обособились женское и мужское начала: первое - в лице богини Идзанами, второе - в лице ее мужа Идзанаги (172). У них родилась богиня солнца Аматэрасу; бог луны Цукиеми и бог ветра и воды Сусаноо вступили между собой в борьбу. Аматэрасу победила и осталась на небе, а Сусаноо был изгнан в страну Идзумо на землю.
Сын Сусаноо - Окунинуси сделался правителем Идзумо. Аматэрасу не смирилась с этим и принудила Окунинуси передать правление ее внуку Ниниги. Ниниги сошел с неба и принял управление государством Идзумо. В знак власти, ему вручили три священных предмета - зеркало (символ божественности), меч (символ могущества) и яшму (символ верности подданных). От Ниниги произошел Дзиммутэнно (титул тэнно означает «Верховный правитель» и сохраняется за царствующим домом до наших дней; передается на европейских языках словом «император»), мифический первый император Японии - микадо. Зеркало, меч и яшма с тех давних пор остаются эмблемой японского императорского дома.
Император микадо в сознании японца благодаря своему «божественному» происхождению состоит в родстве со всем народом, он - глава нации-семьи. Даже сегуны, господствовавшие в Японии более трехсот лет, называли себя представителями микадо. Идея микадо, освященная синтоизмом, не исчезла из сознания японцев и сегодня, хотя, конечно, ее регулирующая сила значительно ослабла.
Согласно синтоистским воззрениям, нет разделения на живое и неживое. Для приверженца синто - все живое: и животные, и растения, и вещи. И в природе, и в самом человеке, живет божество ками. Некоторые считают, что люди и есть ками, или, вернее, ками располагаются в них, или, в конечном счете, они могут впоследствии стать ками и т. д. Согласно синто, мир ками - это не потустороннее обиталище, отличное от мира людей. Ками объединены с людьми, поэтому людям не нужно искать спасения где-то в другом мире. Согласно синто, спасение обеспечивается путем слияния с ками в повседневной жизни.
Концепция синто связана с национально-психологической основой. Согласно этой концепции, боги синто, ками, породили не людей вообще, а только японцев. В связи с этим в сознании японца с самых первых лет жизни укореняется представление о том, что он принадлежит синто. Отсюда вытекают два важнейших фактора регуляции поведения. Во-первых, утверждение, что ками самым интимным образом связаны только с японской нацией; во-вторых, синтоистская точка зрения, согласно которой смешно, если иностранец поклоняется ками и исповедует синто - такое поведение неяпонца воспринимается как нелепость. Вместе с тем, синто не удерживает самих японцев от того, чтобы они исповедовали любую другую религию. Не случайно почти все японцы, параллельно с синтоизмом, считают себя приверженцами какой-нибудь другой религиозной доктрины. В настоящее время, если суммировать количество японцев по принадлежности к отдельным конфессиям, то получится число, превышающее общее население страны.
В древности, культовое действие в синто заключалось в поклонении божеству конкретного храма, которое, в сущности, не имело отношения к другим храмам. Ритуалы синтоистских храмов состояли в услаждении местного божества. Эта простота церемонии, требующая от людей лишь приношений и простейших ритуальных действий, явилась важнейшей причиной стойкости синто на протяжении столетий. Для древнего японца, который жил в сельской местности, свой храм, его ритуалы, его ежегодные красочные праздники стали необходимой частью жизни; так жили его отцы и деды, так жил он сам, не прилагая к этому никаких усилий; так было заведено, так поступают все родственники и соседи.
Несмотря на отсутствие единства в почитании божеств, устройство синтоистских храмов тем не менее единообразно. Основу каждого храма составляет хондэн (святилище), в котором хранится синтай (святыня, божество). К хондэну примыкает хайдэн, т. е. зал для молящихся. Изображений богов в храмах нет, однако некоторые храмы украшены изображениями львов или других животных. При храмах Инари есть изображения лис, при храмах Хиэ - обезьян, при храмах Касуга - изображение оленей. Эти животные рассматриваются в качестве посланников соответствующих божеств. Все это свидетельствует о связи синто с многочисленными специфическими народными верованиями.
6.2.Гавайские мифы
В раскатах грома, реве ветра, в потоках дождя, низвергавшихся с небес, посреди волн, огромных, как горы, стоял Мауи во всем своем могуществе(93). Он глубоко погрузил свой волшебный гарпун в пучину и тянул его, пока с ревом, подобным тысяче водопадов, не поднялись со дна Гавайские острова. И это было новым славным деянием Мауи Могучего. Так людям была дарована новая земля, дабы они познавали ее и возделывали.
Корни гавайского шаманизма уходят в миф о Мауи. Мауи, во всех своих воплощениях - волшебник, плут, полубог, чудотворец и приносящий удачу, единственная мужская фигура пантеона гавайской мифологии, удостоенная такого почитания по всей Полинезии. Лишь Хина, богиня Луны и мать Мауи, может сравниться с ним.
Так, кроме уже упоминавшегося подъема из пучины вод Гавайских островов (вариант мифа o сотворении), Мауи замедлил ход Солнца, чтобы его мать могла высушить свои одежды (подобный вариант мифа о сотворении существует у северных народов), посетил Мир Верхний, где хитростью выведал у богов тайну огня, что можно интерпретировать как мифологическое отражение творческого озарения шамана в состоянии экстаза, спустился в Мир Нижний, где победил злобных чудовищ (в данном случае речь, очевидно, идет о мифологическом отражении дара целительства, обретаемого шаманом в состоянии транса).
Мауи был магом, управлял силами природы, знал языки птиц и животных. Полинезийцы почитают и любят Мауи за готовность всегда прийти на помощь, склонность к приключениям, непокорный характер и легкий нрав. Вокруг него как полубога, а точнее, как человека, наделенного магическими способностями, никогда не создавали культа, но к нему могли обращаться за помощью и удачей.
Племена маори, живущие в Новой Зеландии, носят амулеты из дерева или жадеита с изображением Мауи в форме человеческого зародыша. Они называют его «Мауи Тикитики». На Гавайях, где никогда не изготавливали изображений Мауи, его называют «Мауи Купуа». Оба имени можно перевести как Мауи Шаман.
6.3. Сибирские мифы о происхождении шаманов
Некоторые легенды объясняют современный упадок шаманизма тщеславием «первого шамана», который соперничал с Богом(241, 188). По бурятской версии, когда первый шаман Хара Гирген показал свою неограниченную мощь, Бог решил подвергнуть его испытанию; он взял душу молодой девушки и закрыл ее в бутылке. Для надежности, чтобы она не ускользнула, Бог заткнул бутылку пальцем. Шаман вознесся на Небеса, сидя на своем бубне, заметил душу девушки и, чтобы освободить ее, превратился в желтого паука и укусил Бога в лицо. Бог вынул палец, и душа девушки вылетела из бутылки. Рассвирепевший Бог ограничил могущество Хара Гиргена, а после этого заметно ослабли и магические силы других шаманов.
Согласно якутской традиции, «первый шаман» обладал чрезвычайным могуществом и из гордыни отказался признать Верховного Бога якутов. Тело этого шамана состояло из массы змей. Бог выслал огонь, чтобы сжечь его, но из пламени вышла жаба; именно от этого животного произошли «демоны», давшие, в свою очередь, якутам выдающихся шаманов и шаманок.
У туруханских тунгусов другая легенда: «первый шаман» сотворил себя сам, собственными силами и с помощью Дьявола. Он вылетел через дымовое отверстие в юрте и через некоторое время вернулся с лебедями.
Большинство мифов о происхождении шаманов говорит, о непосредственном вмешательстве Высшего Существа или его представителя, Орла, солнечной птицы.
А вот что рассказывают буряты: «Вначале существовали только Боги (тенгри) на Западе и Злые Духи на Востоке. Боги сотворили человека, который счастливо жил до того момента, когда злые духи распространили на земле болезнь и смерть. Боги решили дать людям шамана для борьбы с болезнями и смертью и послали Орла. Но люди не поняли его языка; впрочем, они не доверяли обычной птице. Орел вернулся к Богам и попросил, чтобы они дали ему дар речи или, еще лучше, послали бы людям бурятского шамана. Боги отправили его с приказом наделить шаманским даром первого человека, которого он встретит на земле. Вернувшись на землю, Орел увидел спящую под деревом женщину и переспал с ней. Через определенное время женщина родила сына, ставшего «первым шаманом».
Согласно другому варианту, женщина в результате своих сношений с Орлом увидела духов и сама стала шаманкой. Именно поэтому в других легендах появление орла интерпретируется как признак шаманского призвания. Рассказывают, как когда-то одна бурятская девушка, увидев орла, хватающего овец, поняла знак и вынуждена была стать шаманкой. Ее посвящение длилось семь лет, а после смерти, став заяном («духом», «идолом»), она по-прежнему охраняла детей от злых духов.
У туруханских якутов Орел также считается творцом первого шамана. Но Орел носит также имя Наивысшего Существа, Айы («Творец») или Айы Тойон («Творец Света»). Дети Айы Тойона представляются как духи-птицы, сидящие на ветвях Древа Мира; на верхушке находится двуглавый Орел, Тойон Кетер («Господин Птиц»), представляющий, вероятно, самого Айы Тойона.
У якутов Орел связан также с кузнецами; а, как известно, считается, что у них тоже происхождение, что и у шаманов. По мнению енисейских остяков, телеутов, орочей и других сибирских народов, первый шаман рожден от Орла или, по крайней мере, научился у него своему искусству. Происхождение шаманов связывают с орлом и кеты, телеуты, орочи и другие сибирские народы.
Связь между орлом и священным древом (особенно березой) характерна для верований многих народов Сибири. Кроме того, необходимо отметить, что Космическое Древо, на вершине или в ветвях которого находится птица или бог (нередко являющиеся одним и тем же существом), - архетипичный элемент многих шаманских инициации и видений. На Мировом Древе рождаются души шаманов или заносятся туда для обучения. У якутов, считается, что шаманы рождаются далеко на севере, где растет гигантская ель. На ее ветках находятся огромные гнезда, предназначенные для шаманов, причем на самых высоких ветвях родятся великие шаманы, на средних - средние, а на тех, что внизу, - слабые. Мать-Хищная-Птица с орлиной головой и железными перьями садится на эту ель, несет яйца и высиживает их (в яйцах находятся души будущих шаманов). Когда души шаманов выходят из яйца, Мать-Хищная-Птица отдает их для обучения дьяволице-шаманке. У нее один глаз, одно плечо и одна кость. Она укачивает будущих шаманов в железной люльке и кормит застывшей кровью. Затем они проходят характерное для шаманизма посвящение: три черных демона разрывают тело на части, вбивают в голову копье, а куски мяса разбрасывают в разные стороны в качестве жертвы. Другие три демона разламывают челюсть на кусочки - по одному для каждой болезни, которую шаману предстоит излечить. Если вдруг «материала» не хватит, то он заимствуется у родственников будущего шамана, а для этого кто-то из них должен умереть. Якуты уверяют, что иногда умирает до девяти родственников.
Существуют различные варианты этого мифа, и один из них гласит, что дьяволы удерживают душу будущего шамана до тех пор, пока он не усвоит сакральные знания, при этом на протяжении всего срока обучения кандидат болеет. В дальнейшем его сила хранится в гнезде, в котором он родился. Поэтому когда шаманы сражаются друг с другом в облике животных, то стараются уничтожить гнездо своего противника.
Без вмешательства демона (дьявола) не обошлось и у туруханских эвенков. В их мифе он помогает первому шаману создать самого себя собственными силами.
Известно, что среди всех народов Амура бытовали мифологические сюжеты о сотворении мира, о множественности солнц в далеком прошлом, о двух, трех, девяти солнцах, когда жизнь на земле была невозможна из-за невыносимой жары. Называют и героя (или «устроителя мира»), «застрелившего» лишние солнца: его звали Хадау, его жену — Мямелди. Иногда эти имена связывались с началом шаманства на Амуре. На волшебном дереве конгор дягда яло туйгэ росли принадлежности для камланий. Герой (его также именуют по-разному) каменным топором срубил дерево, собрал росшие на ветвях шаманские аксессуары в мешок, принес их людям, и с тех пор они стали шаманить. Ныне эти мифы почти утрачены.
Одним из способов воздействия на окружающую нас Вселенную является работа с амулетами. При помощи амулетов, мы можем создавать программы: на получение денег и должностей, на укрепление и профилактику здоровья, избавление от зависимостей, привлечение женщин или мужчин и многое другое.
В основе работы с амулетами лежат некоторые универсальные приемы и принципы:
1 В основе амулета всегда находится живая энергоинформационная структура, Дух.
2 Духи бывают пяти видов: Хранители, Защитники, Проводники, Регуляторы и Помощники. Кроме этого, есть еще: Могущества, Покровители, Тотемы, Боги и Полубоги, но мы с ними, в данном случае не работаем – об этом мы расскажем чуть ниже, эта тема скорее относится к использованию талисманов и оберегов, а здесь все просто – надеваете оберег и интуитивно связываетесь со своим покровителем, он вас защищает и т.д.
Хранители – поддерживают порядок и охраняют. Можно договориться, пригласить или создать хранителя дома. Можно создать амулет с хранителем вашего здоровья (в том числе и психического равновесия) и благополучия, улучшить память и т.п. Хранители не агрессивны и никогда не атакуют, но защищают то, что требуется.
Защитники – эти духи могут быть весьма агрессивны и сильны. Они, как кавказская овчарка – защищают только хозяина. Защитников создают для защиты и для предупреждения атак, как физических, так и психических, энергетических воздействий. Защитник способен самостоятельно выявить источник агрессии, направленной в вашу сторону или сторону того, для кого сделан амулет, внедриться в его энергетическую структуру и уничтожить его.
Проводники – эти сущности способны быстро и без помех провести вас туда, куда вам нужно. В обычной жизни, они полезны тогда, когда вы хотите быстро и без усилий достичь какой-то конкретной цели, решить проблему. Духи-проводники совершенно необходимы тогда, когда вы путешествуете по шаманским мирам, посещаете Верхние или Нижние миры, ориентируетесь в Средних мирах. Дух-проводник способен «раскупоривать» конкретный мир в вашем сознании, это очень ценный дух.
Регуляторы – это духи, в основном, синтетические. Их нужно создавать. Это сущности, призванные улучшать условия жизни их создателя. Амулеты с этими сущностями способны взаимодействовать с окружающим миром в каком-то определенном ключе, действовать избирательно и целенаправленно. Они регулируют, к примеру: удачу, харизму, отношения с другими людьми и т.п.
Помощники – последняя группа существ, используемых в амулетах. Это достаточно простые сущности, способные помогать нам в каких-то конкретных делах: в карьере, заработке, в покупках и продажах, соблазнении и привлечении сексуальных партнеров и т.д. Именно с этой группой духов больше всего работают начинающие маги, всякие экстрасенсы и шаманы. Также, духи-помощники необходимы шаману для шаманской деятельности: путешествий по мирам, лечения, гадательных практик, поисков пропавших вещей, людей и др.
1 Амулетом может стать любой предмет, если в него поселить Духа. Это может быть пуговица, статуэтка, картина, нож, шариковая ручка, деталь мобильника или даже татуировка.
2 Духов для амулетов можно искать готовых или создавать их самому.
3 Что бы создать качественный амулет, нужно четко знать, что вы хотите получить в результате.
4 Амулеты и предметы Силы - вещи разные. Амулеты обязательно предполагают наличие живой сущности, а предмет Силы вполне может быть просто предметом, идентифицируемым сознанием его пользователя с какой-либо внешней Силой. Таким образом, талисманы и обереги, а так же всевозможная символика и атрибутики (например, карточка для банкомата, проездной, паспорт или полицейская бляха у шерифов) тоже, в некотором роде можно отнести к предметам Силы.
Количество предметов Силы не очень то и важно, главное в этом деле не сам предмет (в отличие от амулета), но Сила за ним стоящая.
5.4. Мантические системы.
Мантика (от греч. mantike — искусство прорицания), распространенное в древней Греции и Риме искусство гадания с целью познания воли богов. Узнать волю богов можно было через вещего прорицателя (Сивиллы, Бакид, пифии), по полету птиц (ауспиции), через сны (ониромантия), по внутренностям животных, по расположению светил и небесным явлениям (астрология). В древнем Риме жрецы-гадатели объединялись в коллегии (авгуры, гаруспики).
Вполне очевидно, что речь идет о гадательных практиках. Как уже говорилось выше, у шаманов, для вхождения в гадательный транс, существует множество приспособлений: хрустальные шары, магические зеркала, маятники, кристаллы. Кроме того, сегодня, в гадательных целях активно распиарены нумерологические, астрологические вычисления и т.п. Достаточно активно феномен предвидения используют даже государственные органы безопасности и политики, активно анализируя прогнозы экстрасенсов. В настоящее время, в мире уже придумано бесчисленное множество разнообразных способов гадания и множество классификаций. С каждым днем и тех и других становится все больше и больше.
Чтобы сориентироваться в разновидностях гадания, приведем неполный список предсказательных систем, основанных на трактовке знаков, знамений и примет (252). Некоторые из них вызывают у неискушенного человека недоумение...
Аилуромантия - толкование предзнаменований с помощью кошек
Аксиномантия - гадание на семенах
Алекриомантия - гадание с использованием птиц
Альфитомантия - гадание по еде, муке или отрубям
Антинопомантия - гадание по внутренностям женщин
Арахномантия - толкование предзнаменований с помощью пауков
Арифмомантия - гадание по цифрам
Астрагаломантия - гадание на игральных костях
Аэромантия - гадание по воздуху
Ботаномантия - гадание на травах
Гастромантия - гадание по урчанию в желудке человека
Геомантия - гадание по земле, толкование отпечатков на земле, песке, пыли или почве
Гидромантия - гадание по воде
Гиппомантия - толкование предзнаменований с помощью лошадей
Гиромантия - гадание по вращению геометрических фигур
Дактиломантия - гадание по пальцам рук и ног
Демономантия - гадание по внутреннему голосу, исходящему от демонов
Идоломантия - гадание по различным фигурам - идолам
Ихтиомантия - гадание по движению рыб в воде
Капномантия - гадание по дыму костра или трубы дымохода
Карромантия - гадание по текущему со свечи воску
Катокстромантия - гадание на зеркалах
Катоптромантия - гадание по отражению в зеркале
Каттабомантия - гадание на медных предметах
Клейдомантия - гадание с подвешенным ключом
Клеромантия - гадание, напоминающее выбрасывание жребия
Косциномантия - гадание по решету
Кристалломантия - гадание на стеклах и кристаллах
Крифомантия - гадание по зерну (не путать с семенами!)
Кромниомантия - гадание на луковице
Лампадомантия - гадание по интенсивности горения свечей или ламп (лампад)
Леканомантия - гадание по святой воде, налитой в широкое блюдо
Ливаномантия - гадание при помощи сжигания ладана
Литомантия - гадание на камнях
Лихномантия - толкование знаков, образуемых пламенем трех свечей
Логарифмомантия - гадание при помощи составления различных логарифмов
Махаромантия - гадание по взмаху ножей, мечей или сабель
Молибдомантия - толкование фигур, полученных при литье растопленного свинца в холодную воду
Ойномантия - гадание по испиванию вина
Омфиломантия - гадание по человеческому пупку
Ониромантия (онейромантия) - гадание по толкованию сновидений
Онихомантия - гадание по вбиванию гвоздей
Ономатомантия - гадание по именам
Орнитомантия - гадание по полету или крику птиц
Пиромантия - гаданио по пламени огня, костра
Подомантия - гадание по подошвам человеческих ног
Психомантия - гадание по человеческим желаниям
Роадомантия - гадание по блеску звезд
Сикомантия - гадание по ягодам
Спаталамантия - гадание по коже или шкуре только что убитых диких животных
Стареомантия - гадание по изменению природных явлений
Стерномантия - гадание по животу или груди человека
Сциомантия - гадание по тени
Теомантия - гадание по священным книгам
Териомантия - гадание, основанное на поведении животных
Тиромантия - гадание по сыру
Туфрамантия - гадание по пеплу или саже
Хартомантия - гадание по почерку
Хиромантия - гадание по руке
Церомантия - толкование символов и фигур, образованных при выливании растопленного воска в холодную воду
Цифаломантия - гадание по обжаренной в огне костра ослиной голове
Из всего вышеперечисленного, вполне понятно, что какая бы ни была «мантия» - дело все-таки не в ней, а в гадателе. В то же время, нельзя не отметить такие великие мантические институты, как: арканы Таро, И-цзин – китайская «Книга Перемен», рунические алфавиты, астрология, нумерология и т.п. В наше время, девяносто девять процентов населения, включая детей, так или иначе, знакомы с «эзотерическими» практиками этих систем.
Если подходить открыто, то, что же из себя представляет любая мантическая система? Набор готовых ответов и их комбинации, которые выпадают случайным образом в соответствии с теорией вероятности. В этом смысле, самая совершенная мантическая система – это простая монета. Орёл – да, а решка – нет. Очевидно, что данная система обладает всей присущей другим системам полнотой. Любой вопрос, в итоге, можно свести к ответам «Да» или «Нет» в виду бинарности человеческого мышления. К сожалению, люди не ходят простыми путями, им требуется что-нибудь посущественней «открывания книги на любой странице», что-нибудь, что нужно долго изучать, прежде, чем использовать. Есть люди, которые долго обучаются в специальных школах для того, что бы научиться гадать, по картам Таро, резать Руны или бросать веточки тысячелистника. К сожалению, суть их обучения остается той же: «решка-орел».
В чем же преимущество карт Таро перед монеткой? В том, что они дают развернутую картину психологической реальности, где есть возможность остановиться и подумать о своей жизни. В некотором роде, это аналог психотерапии. Неспешное раскладывание карт, по большому счету, больше напоминает психотерапевтический сеанс, чем гадательную практику. То же самое в полной мере относится к астрологии, к И-цзин и к другим мантическим системам. К сожалению, большинство гадателей рассматривает Таро, астрологию и т.п., как мудрейшие философско-оккультные системы, заключающие в себе, чуть ли не все ответы на все вопросы бытия. Подобное понимание мантических систем идет с древних времен. Существовали целые институты посвящения в жрецы тех или иных гадательных культур. К примеру, основатель рунической магии, великий скандинавский герой - Один, семь дней провисел вниз головой на дереве, в результате чего получил дар богов в виде набора резаных черт и знаков. Его последователи по всей Европе, прежде чем получить посвящение, отказывались от всего мирского и отдавали себя могуществу рун без остатка. В обычном смысле, они теряли все, в сакральном смысле – они все приобретали. Соискатель рунической магии выходил на алтарь полностью обнаженный (считалось, что с этого момента, даже одежда переставала ему принадлежать) и окроплял алтарь своей собственной кровью, символизируя этим отказ от собственной судьбы. С этой минуты, вся дальнейшая жизнь жреца принадлежала рунам, а все дальнейшие его действия были не чем иным, как приказами рун.
Подобные установки имеют как свои плюсы, так и свои минусы. С одной стороны, наличие идеологии существенно упрощает процесс предсказаний. Появляется обоснование процесса, появляется уверенность в действиях и смысл в жизни гадателя. С другой стороны, привязка к идее предполагает определённые догматы и принципы, а любые «внешние» догматы и принципы – всего лишь чужеродные «вирусы» в живой системе шаманского мировосприятия. Подобное отношение к гадательной практике, лишает шамана силы и, по большому счету, превращается в фарс. То, что могло быть реальным предвидением или предсказанием, становится похожим на ловлю блох в темной комнате - может, поймаешь, а может, и нет….
В конце концов, все, что действительно связано с предвидением, интуитивными прорывами и сверхчувственным восприятием, все это зависит только от самого человека и его развития. Между тем, суть всех гадательных практик не сводится только к предсказыванию судьбы и обнаружению пропавших предметов. В первую очередь, мантика необходима для периодических советов с самим собой. Это очень важно. Можно, конечно, визуализировать «внутреннего Учителя» или получать консультации у своего тотема. Тем не менее, своя гадательная система никому не помешает. Упорядоченные, ритуализированные, процессуальные действия важны тем, что помогают шаману в концентрации, фокусируют сознание на конкретных объектах и задачах, помогают разобраться в конкретной жизненной ситуации.
Однако, мы не устанем повторять еще и еще раз – у каждого шамана свой персональный Большой Шаманский Миф, в котором одни вещи имеют первостепенную значимость, а другие и вовсе не учитываются. Например, кто-то уверен, что звезды правят человеческой судьбой, а кто-то считает их простыми дырками в куполе неба, сквозь которые первородный Хаос просачивается в наш мир. Для кого-то рунические символы – это древние элементы и представители могуществ, а для кого-то – заимствованный и достаточно поздний алфавит, разрушивший действительно древнее слоговое письмо. Все зависит от Мифа, в котором вы существуете. И от этого, также, зависит форма гадательной практики.
Для гадания нужно собрать свои собственные предметы силы и наделить их символическим значением, описывающим личную космогонию, основанную на личном мифе.
Многие племена и народы ничего не знают о рунах, таро или астрологии, но от этого, их шаманы не слабеют. Кто-то использует какао бобы для гадания, а кто-то панцири черепах. Общим во всех случаях является только одно – гадательные принадлежности индивидуальны, как зубная щетка. В практике использования мантических систем, всем начинающим шаманам необходимо собрать некоторое необходимое и достаточное количество предметов Силы, при помощи которых они будут в дальнейшем предсказывать, советоваться и гадать. Предметом Силы может быть что угодно: камень, статуэтка, косточка, «случайный предмет», амулет или символ своего тотема.
В качестве предметов силы могут выступать образы и знаки из известных мантических систем: астрологические знаки, руны, карты или даже иконки святых из разных традиций. Главное в этом деле то, что все эти образы и символы трактуются индивидуально, приспосабливаются для нужд и целей личных, наделяются другими смыслами, зачастую, никак не связанными с первоначальными.
Таким образом, набрав, по вашему мнению, достаточно предметов Силы, вы разрабатываете собственный ритуал взаимодействия с ними. Кто-то методично раскладывает их в определенной последовательности, формируя при этом необходимые вопросы в своем уме, а кто-то просто бросает все и смотрит, что получилось. В любом случае - решать вам, что и как делать. Практикуйте гадание как можно чаще и накапливайте опыт. Ваш набор предметов силы будет меняться – что-то добавиться, а что-то вы уберете за ненадобностью. В конце концов, вы найдете свой собственный, неповторимый ритуал, который будет работать на все сто процентов. Некоторые шаманы пользуются набором камешков или косточек, некоторые читают трещины на панцирях черепах, кто-то раскачивает маятник, а кто-то смотрит в кофейную чашку. В любом случае, все это зависит от вашей психической конституции. В конце концов, важен не метод, важен результат.
Глава 6. Мифы шаманов в различных традициях.
Понятие мифа используют ученые многих специальностей: фольклористы, этнографы, историки, философы и т.п. Несмотря на то, что все эти ученые вкладывают в него подчас различное значение, общее, пожалуй, в их определениях то, что миф символизирует вымысел, ошибочное объяснение. Однако для тех, кто создал миф, он является частью знаний об окружающем человека мире. Наверное, о понятии мифа лучше всего сказать словами М. Элиаде (242):
«… миф излагает сакральную историю, повествует о событии, произошедшем в достопамятные времена «начала всех начал». Миф рассказывает, каким образом реальность, благодаря подвигам сверхъестественных существ, достигла своего воплощения и осуществления, будь то всеобъемлющая реальность, космос или только ее фрагмент: остров, растительный мир, человеческое поведение или государственное установление. Это всегда рассказ о некоем «творении», нам сообщается, каким образом что-либо произошло, и в мифе мы стоим у истоков существования этого «чего-то». Миф говорит только о происшедшем реально, о том, что себя в полной мере проявило. Персонажи мифа — существа сверхъестественные. Они общеизвестны, так как они действуют в легендарные времена «начала всех начал». Миф раскрывает их творческую активность и обнаруживает сакральность (или просто сверхъестественность) их деяния. В целом миф описывает различные, иногда драматические, мощные проявления священного (или сверхъестественного) в этом мире. Именно эти проявления явились реальной основой создания мира, и сделали его таким, каков он есть сегодня. Более того, именно в результате вмешательства сверхъестественных существ человек стал таким, каков он есть, — смертным, разделенным на два пола, обладающим культурой».
Так, мифы о первопредках, о знаменитых героях и др., для каждого этноса, были чем-то большим, чем просто исторические предания и рассказы. Именно поэтому практически ни у одного примитивного народа, еще не растерявшего органические связи с миром природы, нет слова, которое бы означало собственно «миф».
Для конкретного народа, живущего в конкретных условиях, миф является непосредственной основой, на которой конструируются все последующие представления и понимание бытия. Как это ни странно звучит, но без Мифа нет Вселенной. Там, где есть человек, там обязательно появляется миф, объясняющий среду для его существования в терминах преломления этой среды через осознание бытия.
Миф – это, в некотором роде, предельная реальность и абсолютная, необсуждаемая истина, правдивая история, в отношении которой не уместны какие-либо сомнения и которую невозможно проверить. Надо заметить, что вышесказанное относится к любому обществу и любой культуре, в том числе и той, к которой принадлежим мы с вами.
В принципе, все мифы у любого народа можно разделить на шесть групп:
1 мифы о птицах, животных, рыбах и пресмыкающихся;
2 мифы о небе, атмосферных явлениях и об обитателях верхнего (небесного) мира;
3 мифы о сверхъестественных существах, обитающих в среднем мире;
4 мифы о духах нижнего мира;
5 мифы о первопредках, главах родов и предназначении людей;
6 мифы о шаманах.
Ко всему прочему, надо сказать, что мифы одного народа могут быть неоднородны по составу и содержанию. Каждая группа мифов может состоять из произведений, сложившихся в разное время. В сознании народа, архаичные мифы вполне могут сохранять свою актуальность наряду с новыми, создаваемыми по образцам прежних. Время и пространство в мифах нелинейно и не подверженно каким либо законам. Здесь может происходить что угодно, лишь с одним условием – миф должен быть неотъемлемой частью определенной конкретной традиции и культуры.
Наиболее «масштабными» являются мифы о творении, мифы о происхождении космоса из хаоса. Подобные мифы являются начальным сюжетом для большинства мифологий. В рамках этого пособия нет смысла раскрывать схемы и принципы строения мифологических историй, важно только понимать, что практически везде в мире, мифы о происхождении вселенной строятся примерно одинаково. Ниже мы приведем некоторые примеры воззрений и шаманских мифов у разных народов. Эти сведения собраны и приведены спонтанно, без какой-либо систематизации, лишь с одной целью – показать, насколько разными бывают человеческие представления о Вселенной и…, насколько одинаковые они по-сути. Если вы вникните в эти истории (16, 139-144), вы поймете, что, в наше время, уже невозможно «верить» в чьи-либо мифологические конструкции, необходимо создать свой Большой Шаманский Миф.
6.1.Японские мифологемы
Японские хроники утверждают, что первоначально в мире царил хаос, но затем, все приобрело стройность: небо отделилось от земли, обособились женское и мужское начала: первое - в лице богини Идзанами, второе - в лице ее мужа Идзанаги (172). У них родилась богиня солнца Аматэрасу; бог луны Цукиеми и бог ветра и воды Сусаноо вступили между собой в борьбу. Аматэрасу победила и осталась на небе, а Сусаноо был изгнан в страну Идзумо на землю.
Сын Сусаноо - Окунинуси сделался правителем Идзумо. Аматэрасу не смирилась с этим и принудила Окунинуси передать правление ее внуку Ниниги. Ниниги сошел с неба и принял управление государством Идзумо. В знак власти, ему вручили три священных предмета - зеркало (символ божественности), меч (символ могущества) и яшму (символ верности подданных). От Ниниги произошел Дзиммутэнно (титул тэнно означает «Верховный правитель» и сохраняется за царствующим домом до наших дней; передается на европейских языках словом «император»), мифический первый император Японии - микадо. Зеркало, меч и яшма с тех давних пор остаются эмблемой японского императорского дома.
Император микадо в сознании японца благодаря своему «божественному» происхождению состоит в родстве со всем народом, он - глава нации-семьи. Даже сегуны, господствовавшие в Японии более трехсот лет, называли себя представителями микадо. Идея микадо, освященная синтоизмом, не исчезла из сознания японцев и сегодня, хотя, конечно, ее регулирующая сила значительно ослабла.
Согласно синтоистским воззрениям, нет разделения на живое и неживое. Для приверженца синто - все живое: и животные, и растения, и вещи. И в природе, и в самом человеке, живет божество ками. Некоторые считают, что люди и есть ками, или, вернее, ками располагаются в них, или, в конечном счете, они могут впоследствии стать ками и т. д. Согласно синто, мир ками - это не потустороннее обиталище, отличное от мира людей. Ками объединены с людьми, поэтому людям не нужно искать спасения где-то в другом мире. Согласно синто, спасение обеспечивается путем слияния с ками в повседневной жизни.
Концепция синто связана с национально-психологической основой. Согласно этой концепции, боги синто, ками, породили не людей вообще, а только японцев. В связи с этим в сознании японца с самых первых лет жизни укореняется представление о том, что он принадлежит синто. Отсюда вытекают два важнейших фактора регуляции поведения. Во-первых, утверждение, что ками самым интимным образом связаны только с японской нацией; во-вторых, синтоистская точка зрения, согласно которой смешно, если иностранец поклоняется ками и исповедует синто - такое поведение неяпонца воспринимается как нелепость. Вместе с тем, синто не удерживает самих японцев от того, чтобы они исповедовали любую другую религию. Не случайно почти все японцы, параллельно с синтоизмом, считают себя приверженцами какой-нибудь другой религиозной доктрины. В настоящее время, если суммировать количество японцев по принадлежности к отдельным конфессиям, то получится число, превышающее общее население страны.
В древности, культовое действие в синто заключалось в поклонении божеству конкретного храма, которое, в сущности, не имело отношения к другим храмам. Ритуалы синтоистских храмов состояли в услаждении местного божества. Эта простота церемонии, требующая от людей лишь приношений и простейших ритуальных действий, явилась важнейшей причиной стойкости синто на протяжении столетий. Для древнего японца, который жил в сельской местности, свой храм, его ритуалы, его ежегодные красочные праздники стали необходимой частью жизни; так жили его отцы и деды, так жил он сам, не прилагая к этому никаких усилий; так было заведено, так поступают все родственники и соседи.
Несмотря на отсутствие единства в почитании божеств, устройство синтоистских храмов тем не менее единообразно. Основу каждого храма составляет хондэн (святилище), в котором хранится синтай (святыня, божество). К хондэну примыкает хайдэн, т. е. зал для молящихся. Изображений богов в храмах нет, однако некоторые храмы украшены изображениями львов или других животных. При храмах Инари есть изображения лис, при храмах Хиэ - обезьян, при храмах Касуга - изображение оленей. Эти животные рассматриваются в качестве посланников соответствующих божеств. Все это свидетельствует о связи синто с многочисленными специфическими народными верованиями.
6.2.Гавайские мифы
В раскатах грома, реве ветра, в потоках дождя, низвергавшихся с небес, посреди волн, огромных, как горы, стоял Мауи во всем своем могуществе(93). Он глубоко погрузил свой волшебный гарпун в пучину и тянул его, пока с ревом, подобным тысяче водопадов, не поднялись со дна Гавайские острова. И это было новым славным деянием Мауи Могучего. Так людям была дарована новая земля, дабы они познавали ее и возделывали.
Корни гавайского шаманизма уходят в миф о Мауи. Мауи, во всех своих воплощениях - волшебник, плут, полубог, чудотворец и приносящий удачу, единственная мужская фигура пантеона гавайской мифологии, удостоенная такого почитания по всей Полинезии. Лишь Хина, богиня Луны и мать Мауи, может сравниться с ним.
Так, кроме уже упоминавшегося подъема из пучины вод Гавайских островов (вариант мифа o сотворении), Мауи замедлил ход Солнца, чтобы его мать могла высушить свои одежды (подобный вариант мифа о сотворении существует у северных народов), посетил Мир Верхний, где хитростью выведал у богов тайну огня, что можно интерпретировать как мифологическое отражение творческого озарения шамана в состоянии экстаза, спустился в Мир Нижний, где победил злобных чудовищ (в данном случае речь, очевидно, идет о мифологическом отражении дара целительства, обретаемого шаманом в состоянии транса).
Мауи был магом, управлял силами природы, знал языки птиц и животных. Полинезийцы почитают и любят Мауи за готовность всегда прийти на помощь, склонность к приключениям, непокорный характер и легкий нрав. Вокруг него как полубога, а точнее, как человека, наделенного магическими способностями, никогда не создавали культа, но к нему могли обращаться за помощью и удачей.
Племена маори, живущие в Новой Зеландии, носят амулеты из дерева или жадеита с изображением Мауи в форме человеческого зародыша. Они называют его «Мауи Тикитики». На Гавайях, где никогда не изготавливали изображений Мауи, его называют «Мауи Купуа». Оба имени можно перевести как Мауи Шаман.
6.3. Сибирские мифы о происхождении шаманов
Некоторые легенды объясняют современный упадок шаманизма тщеславием «первого шамана», который соперничал с Богом(241, 188). По бурятской версии, когда первый шаман Хара Гирген показал свою неограниченную мощь, Бог решил подвергнуть его испытанию; он взял душу молодой девушки и закрыл ее в бутылке. Для надежности, чтобы она не ускользнула, Бог заткнул бутылку пальцем. Шаман вознесся на Небеса, сидя на своем бубне, заметил душу девушки и, чтобы освободить ее, превратился в желтого паука и укусил Бога в лицо. Бог вынул палец, и душа девушки вылетела из бутылки. Рассвирепевший Бог ограничил могущество Хара Гиргена, а после этого заметно ослабли и магические силы других шаманов.
Согласно якутской традиции, «первый шаман» обладал чрезвычайным могуществом и из гордыни отказался признать Верховного Бога якутов. Тело этого шамана состояло из массы змей. Бог выслал огонь, чтобы сжечь его, но из пламени вышла жаба; именно от этого животного произошли «демоны», давшие, в свою очередь, якутам выдающихся шаманов и шаманок.
У туруханских тунгусов другая легенда: «первый шаман» сотворил себя сам, собственными силами и с помощью Дьявола. Он вылетел через дымовое отверстие в юрте и через некоторое время вернулся с лебедями.
Большинство мифов о происхождении шаманов говорит, о непосредственном вмешательстве Высшего Существа или его представителя, Орла, солнечной птицы.
А вот что рассказывают буряты: «Вначале существовали только Боги (тенгри) на Западе и Злые Духи на Востоке. Боги сотворили человека, который счастливо жил до того момента, когда злые духи распространили на земле болезнь и смерть. Боги решили дать людям шамана для борьбы с болезнями и смертью и послали Орла. Но люди не поняли его языка; впрочем, они не доверяли обычной птице. Орел вернулся к Богам и попросил, чтобы они дали ему дар речи или, еще лучше, послали бы людям бурятского шамана. Боги отправили его с приказом наделить шаманским даром первого человека, которого он встретит на земле. Вернувшись на землю, Орел увидел спящую под деревом женщину и переспал с ней. Через определенное время женщина родила сына, ставшего «первым шаманом».
Согласно другому варианту, женщина в результате своих сношений с Орлом увидела духов и сама стала шаманкой. Именно поэтому в других легендах появление орла интерпретируется как признак шаманского призвания. Рассказывают, как когда-то одна бурятская девушка, увидев орла, хватающего овец, поняла знак и вынуждена была стать шаманкой. Ее посвящение длилось семь лет, а после смерти, став заяном («духом», «идолом»), она по-прежнему охраняла детей от злых духов.
У туруханских якутов Орел также считается творцом первого шамана. Но Орел носит также имя Наивысшего Существа, Айы («Творец») или Айы Тойон («Творец Света»). Дети Айы Тойона представляются как духи-птицы, сидящие на ветвях Древа Мира; на верхушке находится двуглавый Орел, Тойон Кетер («Господин Птиц»), представляющий, вероятно, самого Айы Тойона.
У якутов Орел связан также с кузнецами; а, как известно, считается, что у них тоже происхождение, что и у шаманов. По мнению енисейских остяков, телеутов, орочей и других сибирских народов, первый шаман рожден от Орла или, по крайней мере, научился у него своему искусству. Происхождение шаманов связывают с орлом и кеты, телеуты, орочи и другие сибирские народы.
Связь между орлом и священным древом (особенно березой) характерна для верований многих народов Сибири. Кроме того, необходимо отметить, что Космическое Древо, на вершине или в ветвях которого находится птица или бог (нередко являющиеся одним и тем же существом), - архетипичный элемент многих шаманских инициации и видений. На Мировом Древе рождаются души шаманов или заносятся туда для обучения. У якутов, считается, что шаманы рождаются далеко на севере, где растет гигантская ель. На ее ветках находятся огромные гнезда, предназначенные для шаманов, причем на самых высоких ветвях родятся великие шаманы, на средних - средние, а на тех, что внизу, - слабые. Мать-Хищная-Птица с орлиной головой и железными перьями садится на эту ель, несет яйца и высиживает их (в яйцах находятся души будущих шаманов). Когда души шаманов выходят из яйца, Мать-Хищная-Птица отдает их для обучения дьяволице-шаманке. У нее один глаз, одно плечо и одна кость. Она укачивает будущих шаманов в железной люльке и кормит застывшей кровью. Затем они проходят характерное для шаманизма посвящение: три черных демона разрывают тело на части, вбивают в голову копье, а куски мяса разбрасывают в разные стороны в качестве жертвы. Другие три демона разламывают челюсть на кусочки - по одному для каждой болезни, которую шаману предстоит излечить. Если вдруг «материала» не хватит, то он заимствуется у родственников будущего шамана, а для этого кто-то из них должен умереть. Якуты уверяют, что иногда умирает до девяти родственников.
Существуют различные варианты этого мифа, и один из них гласит, что дьяволы удерживают душу будущего шамана до тех пор, пока он не усвоит сакральные знания, при этом на протяжении всего срока обучения кандидат болеет. В дальнейшем его сила хранится в гнезде, в котором он родился. Поэтому когда шаманы сражаются друг с другом в облике животных, то стараются уничтожить гнездо своего противника.
Без вмешательства демона (дьявола) не обошлось и у туруханских эвенков. В их мифе он помогает первому шаману создать самого себя собственными силами.
Известно, что среди всех народов Амура бытовали мифологические сюжеты о сотворении мира, о множественности солнц в далеком прошлом, о двух, трех, девяти солнцах, когда жизнь на земле была невозможна из-за невыносимой жары. Называют и героя (или «устроителя мира»), «застрелившего» лишние солнца: его звали Хадау, его жену — Мямелди. Иногда эти имена связывались с началом шаманства на Амуре. На волшебном дереве конгор дягда яло туйгэ росли принадлежности для камланий. Герой (его также именуют по-разному) каменным топором срубил дерево, собрал росшие на ветвях шаманские аксессуары в мешок, принес их людям, и с тех пор они стали шаманить. Ныне эти мифы почти утрачены.