3 души-хунь и 7 душ-по

В даосизме на стыке древнего шаманизма и нумерологии душам хунь и по, как пневмам и духам, давались количественные характеристики: три хунь и семь по, что, видимо, было обусловлено архаическим представлением о человеческом теле как о совокупности различных частей (членов-тел). Значение «член тела, анатомический орган» (ср. «сы ти» [букв. «четыре тела»] — «четыре конечности», «у ти» [букв. «пять тел»] — «четыре конечности и голова» или «сухожилия, сосуды, мышцы, кожа и кости») иероглиф «ти» («тело-корпус») имеет в древнейших текстах (напр., в «Ши цзине» — «Каноне поэзии»).

Телесная подоплека подобных душ ярко высвечена даосским философом и ученым (алхимиком) III–IV вв. Гэ Хуном: «Разделив тело-фигуру (син [2]), сам сможешь увидеть внутри своего тела-личности (шэнь [2]) три души-хунь и семь душ-по» («Бао-пу-цзы» — «[Трактат] Учителя Объемлющего Первозданную простоту», цз. 18).

Столь же натуралистично китайские медики локализовали хунь в печени,
по — в легких, считая ее «вратами» (по мэнь) задний проход или потовую пору,
а источником «превращений пневмы» (ци хуа) — мочевой пузырь;
в обыденном же языке идею души выражает и «живот» (ду), и «грудь» (сюн).

Два основных принципа традиционного китайского мировоззрения — натурализм и нумерологизм объясняют такое изобилие духо- и душевидных сущностей, соотнесенных с численно оформленными комплексами органов и систем человеческого тела. Помимо отмеченных двоичного, троичного, четверичного и десятичного (три и семь) членения, в цитате из «Цзо чжуань» проявилась и пятерица: по, хунь, цзин [3], шэнь [1], мин [3], — онто- и космологически производная от «пяти элементов», а антропологически — от «пяти внутренних (паренхиматозных) органов» (у цзан). С одной заменой «мин [3]» на «чжи [3]» («воля, волевой дух») понятие «пять божественных духов (внутренних органов)» (у [цзан] шэнь) использовано в религиозном комментарии к «Дао дэ цзину» («Канон Пути-дао и благодати», VI–IV вв. до н. э.) Хэ-шан-гуна (III–I вв. до н. э.), где тезис о «бессмертии» (бу сы) божественного духа (чжан 6) толкуется как результат «пестования/вскармливания» (ян [3]) «божественных духов пяти внутренних органов: души-хунь в печени, души-по в легких, божественного духа в сердце, семенного духа в почках, волевого духа в селезенке».
В медицинской традиции, основанной на первых классических трактатах даосской ориентации «Хуан-ди нэй цзин» и «Нань цзин» («Канон трудностей», III–I вв. до н.э.), в этой пятерице волевой дух соотносится с почками, а с селезенкой — мыслительный дух (и [3]).

С учетом совокупной десятеричности душ хунь и по четверичная модель «Бо ху туна» трансформируется в двенадцатеричную, которая в самом общем плане корреспондирует с универсальной классификационной матрицей 12 «земных ветвей» (ди чжи), имеющей в первую очередь хронометрические значения 12 месяцев и 12 суточных двухчасий, а более конкретно — со связанными друг с другом 12 внутренними органами (ши эр цзан) и 12 основными акупунктурными меридианами, т.е. энергетическими каналами человеческого тела (ши эр цзин [май]), по которым в соответствии с указанными двенадцатеричными (годовым и суточным) циклами циркулирует субстанция и носитель всех духов и душ — пневма.

Помимо «гуй» [1] пару с «шэнь» [1] составлял иероглиф «лин» [1], обозначающий не только душу, дух, жизненное начало, но и труп, а также шамана-прорицателя и предсказание в практике гадания на панцирях черепах (лин гуй). В «Да Дай Ли цзи» («“Записки о благопристойности” Старшего Дая», гл. «Цзэн-цзы тянь юань» — «Небесный круг Цзэн-цзы», I в. до н.э.) сказано: «Янская духовно-семенная пневма называется божественным духом, иньская духовно-семенная пневма называется жизненным духом (лин)», что свидетельствует и о корреляции лин — по.

В современном литературном языке эквивалентом западного термина «душа» (soul, âme, Seele) выступает бином «лин-хунь» («жизненно-духовная душа»), инвертировавший «хунь по» и возобладавший над синонимичным «лин синь» («жизненно-духовное сердце»), хотя и малоупотребимый в классической (центральной, северной) литературе и бытовой речи. Он имеет древнее и почтенное, но относительно инородное происхождение, восходя к периферийной (южной) шаманистической традиции государства Чу и соответственно присутствуя в стихотворной антологии «Чу цы» («Чуские строфы») у Цюй Юаня (340?–278? до н. э.) в «Цзю чжан» («Девять элегий», стих. 3, 4) и Дунфан Шо (161-78 до н. э.) в «Ци цзянь» («Семь увещеваний», стих. 7).

О непривычности до сих пор для китайского менталитета единого понятия души свидетельствует также образование связанных с ним современных терминов на основе разных иероглифов из описанной традиционной номенклатуры: «лин-хунь» — «душа», «синь-ли-сюэ» — «психология» (букв. «учение о принципах сердца»), «цзин-шэнь-бин-сюэ» — «психиатрия» (букв. «учение о болезнях духа/души/психики»).
Status
Für weitere Antworten geschlossen.

Kommentare

Es sind keine Kommentare zum Anzeigen vorhanden.
Status
Für weitere Antworten geschlossen.

Blogeintragsinformationen

Autor
N8blu_
Lesezeit
3 Min. Lesezeit
Aufrufe
25
Letztes Update

Weitere Einträge in Esoterik-Blogs

Weitere Einträge von N8blu_

Zurück
Oben